Урок по литературному чтению во 2-м классе по теме «А.П. Гайдар "Совесть"»

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Обучение

  • познакомить учащихся с произведением А. Гайдара “Совесть”;
  • учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное;

Воспитание

  • воспитывать уважение к окружающим людям; воспитывать чувства
  • долга, ответственность, сердечность, доброту.

Развитие

  • развивать познавательные, исследовательские навыки;
  • развивать самостоятельность мышления.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: использование технологии критического мышления.

Оборудование: портрет А. П. Гайдара, выставка книг

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Постановка учебной задачи

- Рассмотрите выставку. По какому признаку здесь объединены книги? (автор А. Гайдар) - - Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением А.П. Гайдара, постараемся понять позицию автора и высказать своё отношение к прочитанному.

III. Работа над новой темой

1 этап – вызов

1. Вступительная беседа

- Послушайте притчу.

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий...

На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два - навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал...

- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!

- Нет, - говорит та. - Ты меня все равно обманешь - подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

- Занедужил я что-то... Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати - и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков - хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего - совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ - молчание.

Спустился в погреб: туда, сюда - нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда...

Зарыдал человек:

- Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба - в сердце:

Здесь я...

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

Приём “корзина идей”

- Что такое совесть? Как вы понимаете значение этого слова? (ответы записываются на доске)

- Ребята, вам, наверное, приходилось слышать выражения:

  • совсем совесть потерял;
  • совести у тебя нет;
  • совесть без зубов, а грызёт.

- О ком так говорят?

- Какого человека называют бессовестным? А совестливым?

- Прочитайте заглавие рассказа, с которым будем знакомиться на уроке.

- Как вы думаете, о чём он?

2. Первичное чтение учителем

Приём “Чтение с остановками”

Чтение 1,2 абзаца

- Как вы думаете, что могла делать девочка в роще?

Чтение 3, 4 абзаца

- Какие слова могла сказать Нина мальчику?

Чтение 5,6 абзаца

- Как могла поступить девочка, услышав ответ малыша?

Чтение 7, 8 абзаца

- Как мог закончиться рассказ?

- Какие чувства вы испытали, когда слушали рассказ? Оправдал ли рассказ ваши ожидания, предположения? Какие предположения были самыми близкими к сюжету рассказа?

3. Подготовка к самостоятельному чтению

- В рассказе мы встретим трудные слова. Чтобы плавно правильно их прочитать, потренируемся:

а) прочитайте плавно, по слогам, затем целыми словами

  • за-ло-жен-ной - заложенной
  • про-гуль-щик - прогульщик
  • за-блу-дил-ся - заблудился
  • за-пла-ка-ла - заплакала
  • у-кра-ден-но-го - украденного

б) читайте целыми словами

  • готов – готовь – готовила – приготовила
  • верь – доверь – доверие – доверчив - доверчивый – доверчивыми
  • обман – обманывать - обманываешь
  • диво - удивлён – удивлённо
  • хмуро – хмурилась – нахмурилась

в) объясните значения слов

  • болтается – ходит без дела
  • украдкой – тихо, незаметно от других
  • добродушный – с доброй душой
  • смекнула – сообразила, быстро обдумала
  • доверчивые глаза – верит, доверяет
  • наткнулась – неожиданно увидела

2 этап – осмысление

4. Повторное чтение рассказа по “цепочке”

5. Анализ прочитанного по вопросам:

- Кто главный герой рассказа?

– Почему Нина не пошла в школу?

- Почему девочка пошла в рощу?

- Как Нина прошла в рощу? (украдкой)

- Как автор называет время, когда Нина пошла в рощу?

- Какое настроение было у девочки?

- С кем встретилась Нина в роще?

- Каким вы себе представляете малыша? Опишите.

- Как смотрел малыш на Нину?

- Что случилось с малышом?

- Что решила девочка сделать, когда увидела, что малыш сжимал в руке букварь?

- С какими словами Нина обратилась к малышу?

- Удалось ли Нине подшутить над малышом?

- Почему Нина не подняла книг и завтрак?

- Совершила ли Нина хороший поступок? Какой?

- Что обнаружила девочка, когда вернулась обратно?

-Что она сделала? (села и заплакала)

- Почему она заплакала? (ей было стыдно)

- За что ей было стыдно? Перед кем? (за свои поступки)

- Как себя чувствовала Нина в этот момент? (у неё на сердце было тяжело, его грызла совесть)

ВЫВОД: Нина поняла, что поступила неправильно. Она сама себя осуждала. Её грызла совесть.

- Так что же такое совесть? (стыд за свои поступки)

В словаре С. И. Ожегова дано такое значение слова :

“Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми”

- Как вы думаете, будет ли Нина прогуливать уроки ещё? Почему?

- Как меняется поведение Нины в рассказе?

- Выберите из предложенных слов те, которыми можно охарактеризовать Нину в начале, в середине и конце рассказа:

решительная весёлая смелая равнодушная
ленивая строгая находчивая добродушная
жалостливая смешная грустная радостная
безответственная совестливая бессовестная

- Что повлияло на изменение в поведении Нины?

- Говорит ли автор прямо, как надо себя вести, осуждает ли Нину?

- Прочитайте главную мысль рассказа.

3 этап – рефлексия

6.Синквейн

- Составьте синквейн по этому рассказу.

  • совесть
  • доверчивые, беспощадная
  • плакала, грызла, терзала
  • совесть без зубов, а загрызёт
  • стыд

IV. Итог урока.

- Вернёмся к началу урока. Какие предположения были верными?

- Прочитайте пословицы. Какие из них больше подходят к рассказу? Почему?

  • В ком есть стыд, в том есть и совесть.
  • На обмане далеко не уедешь.

Тест

1. Почему Нина решила не идти в школу?

А) не хотелось

Б) не приготовила уроки

В) заболела

2. Куда отправилась девочка?

А) в рощу

Б) в парк

В) в лес

3. Кого Нина встретила в роще?

А) собаку

Б) свою подружку

В) первоклассника

4. Почему Нина решила повести малыша через рощу?

А) он был смешной и добродушный

Б) решила показать, что она храбрая девочка

В) ей всё равно не чем было заняться

5. Почему Нина заплакала?

А) было жалко завтрак, который съела собака

Б) её грызла совесть

В) она испугалась

6. Назовите жанр произведения.

А) сказка

Б) стихотворение

В) рассказ

Домашнее задание

- Подготовьте “толстые” и “тонкие” вопросы по этому тексту.

Используемая литература.

  1. О. В. Кубасова Любимые страницы. Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы. 2 класс. Ассоциация 21 век. 2006.
  2. Е.С. Гостимская, М. И. Байкова. Уроки чтения. 2 класс. Пособие для учителя начальной школы. Изд-во “ВАКО” 2003.
  3. Р. И. Шаяхметова, Р. Х. Ягафарова “Формирование у младших школьников читательской грамотности”.Казань “Школа” 2007.