Цель: познакомить с новой категорией грибов - плесневые (мукор).
Задачи: на примере плесневых грибов дополнить представления детей о грибах; доказать необходимость выделения грибов по способу питания в особую группу живой природы; расширить знания детей о взаимосвязях живых организмов в природе.
Оборудование: тарелки с выращенным плесневым грибом-мукором (одна на парту), лупы, учебник, хрестоматия.
I. Организационный момент.
(Под сопровождение фонограммы шума леса). Приложение 1
Окружающий нас мир интересно познавать!
Его тайны и загадки мы готовы разгадать.
II. Актуализация опорных знаний.
- Посмотрите на экран. Представьте, что вы оказались в этом замечательном уголке природы.
- Что вы могли встретить на своём пути, увидеть? (Животных, насекомых, растения, грибы)
- Давайте вспомним, что мы знаем о грибах. (Шляпочные грибы относятся к живой природе. Грибы дышат, питаются, растут и размножаются спорами. Тело гриба спрятано в земле: на поверхности выступает только плодовое тело гриба, в котором созревают споры. Среди грибов есть съедобные и несъедобные)
- А каково строение гриба? Давайте вспомним. На карточках отмечают названия частей, карточку сдают. (Проверка домашнего задания)
III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
- Ребята, как вы думаете, вы всё знаете о грибах? (Нет)
- Посмотрите и скажите, что у меня в руках? (Хлеб плохой, плесень)
- Предположите, о чём пойдёт сегодня разговор? (Мы должны выяснить, что это у вас в руках)
IV. Открытие нового знания.
- А кто может сказать, чем питаются грибы? (Грибы могут расти на пне, на стволе дерева, на почве, в листьях растений. Грибница шляпочного гриба срослась с корнями дерева. Грибы питаются с помощью деревьев)
- Правильно. Главное отличие растений от грибов – способ питания.
Прочитайте в учебнике текст на стр.110.
- Что вы узнали из текста? (Тонкие нити грибницы добывают пищу из находящихся в почве остатков погибших растений и животных)
- А как деревья добывают себе питание? (Зелёное растение может “приготовить” себе пищу из воды и углекислого газа с помощью солнечного света)
- Правильно. Грибница – основная часть гриба – это тонкие нити, белые перепутанные нити, спрятанные под землёй. Эти нити срастаются с корнями деревьев. По стеблю в корни деревьев поступает пища, “приготовленная” в зелёных листьях. А корни деревьев делятся этой пищей с грибами. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Некоторые грибы растут на стволах деревьев, эти грибы не помогают деревьям, а сами “едят” деревья и разрушают их кору. (Грибы – трутовики). Любой гриб добывает себе питание не так, как добывает его зелёное растение.
Физминутка. Приложение 2 (имеет большой объем, находится у автора)
Под клип на песенку “На лесной полянке выросла поганка” выполняют движения.
Выступление обучающихся с защитой исследовательской работы “Что такое грибы?”.
Обучащиеся задают вопросы по работе выступающим.
- Ребята, как вы думаете можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?
- Мнения разделились. Поднимите руки, кто любит разгадывать тайны природы. Одна из загадок природы находится у вас на парте и у меня в руках.
- Исследуйте со своим соседом по парте с помощью лупы эту загадку. Рассмотрите внимательно, что находится на тарелке.
- Итак, что вы увидели?
- Правильно, ребята, это плесень. Это плесневый гриб, который называется мукор. Для того чтобы увидеть грибы, оказывается, необязательно ходить в лес. Плесень в виде пушистого налёта на корке хлеба – это тоже грибы.
- Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет. У неё нет шляпки)
- А с помощью чего эти грибы появились у меня в блюдце?
- Учёные выделили плесень в группу грибов, поэтому она размножается, как и шляпочные грибы – спорами.
- А откуда взялись эти споры? Что ещё вы увидели через лупу? (Чёрные точки, это споры)
- На концах пушка образуются чёрные точки. Это головки со спорами. Когда споры созрели, головки лопаются. Потоки воздухи разнесли эти споры по всему помещению. Поэтому никто плесневые грибы не сажает, а они вырастают на забытом кусочке хлеба, в невымытой кастрюле.
- А встречали вы такие же грибы дома? (Да, в банке с вареньем, на трубе и т.д.)
- Плесневые грибы поселяются на пищевых продуктах. Испорченные плесенью продукты есть нельзя, так как ими можно отравиться.
- Ребята, а как вы думаете, эти грибы человек как-нибудь использует, приносят ли они ему пользу?
- Об этом вы прочитаете в хрестоматии текст “Как грибы помогают человеку?”.
- Что вы узнали из этого текста?
- Ну, а если все же случилась беда. Вы отравились грибами. Помощь окажет только врач. (Высвечиваются на доске первые признаки отравления: тошнота, рвота, боли в животе проявляются через 2-4 часа после употребления грибов)
Стук в дверь.
- Ой, ребята, извините, пожалуйста.
Входит доктор. (Ребенок старшеклассник)
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, доктор!
- Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?!
- Тогда слушайте внимательно и запоминайте:
1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно вызвать “скорую помощь” по телефону … “03”.
2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:
Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.
Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.
В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.
3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.
– И вообще! (Грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы, не рекомендуется! Запомнили?!
– Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!
– Ну, мне пора! Рад был вам помочь!
- Спасибо, доктор! До свидания!
Доктор уходит.
V. Закрепление.
Поиграем в игру “Верите или нет” (хором отвечают да – нет).
- Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? (Да)
- Что плодовое тело состоит из шляпки и ножки? (Да)
- Что грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? (Нет)
- Что гриб часть пищи всасывает из почвы, а часть из корней деревьев? (Да)
- Что грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? (Нет)
- Что трутовики разрушают кору деревьев? (Да)
- Что плесень, которую можно увидеть на кусочке хлеба, в банке с вареньем – это тоже грибы? (Да)
- Что плесневые грибы относятся к шляпочным грибам? (Нет)
VI. Рефлексия деятельности.
- Какую ставили учебную задачу?
- Удалось её решить?
- Какое открытие для себя вы сегодня сделали?
(Мы узнали о плесневых грибах. Они не шляпочные, называются мукор. Эти грибы размножаются спорами. Грибы - это особая группа потому, что добывать себе пищу из воды и углекислого газа не могут.)
VII. Домашнее задание
Продолжаем готовить доклады о культурных растениях.
Урок и выступление обучающихся сопровождается презентацией. Приложение 3