Цель:
- Вести правила разностного сравнения чисел; закрепить навыки счета в пределах 9.
- Отрабатывать решение задач в несколько действий.
- Развивать память, внимание речь, математические способности.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устные упражнения.
- Вставьте вместо снежинок нужное число:
- 8 – * = 6
- 5 + * = 7
- * + 3= 9
- 9 – * = 9
- * – 5 = 3
- Проверьте себя и оцените.
III. Актуализация знаний.
1) Сравнение чисел.
- Что больше на рисунке квадратов или кругов?
- Как узнать? (Надо составить пары.)
- Идите, составьте пары.
- На сколько квадратов меньше кругов? (На 3.)
- На сколько кругов больше квадратов? (На 4.)
2) Работа по учебнику с.52 №1.
- Рассмотрите рисунок.
- Сколько кругов нарисовано? (7)
- Сколько треугольников? (5)
- Чего больше и на сколько? Как узнали? (Составили пары.)
- Что мы скажем про круги? (Их на 2 больше.)
- Что мы скажем про треугольники? (Их на 2 меньше.)
IV. Постановка проблемы.
1) Рассмотрите два прямоугольника. Сравните, каких фигур больше и на сколько?
- Сможем ли мы быстро составить пары и сравнить? (Нет их много и можно запутаться.)
- Вы видите, что если числа большие, то известный нам прием сравнения (составление пар) не помогает.
- Поэтому нам надо придумать такой способ сравнения, для которого не требуется рисунка, а надо просто выполнить вычисления – сложение или вычитание.
2) Вернемся к первому заданию.
- Остались круги без пары. Они составляют целое или часть? (Часть.)
- Каким действием находится часть? (Вычитанием 7 – 4 = 3.)
- Что нужно вычитать, чтобы ответить на вопрос «на сколько больше?», «на сколько меньше?»
Вывод. Из большего числа, вычесть меньшее.
- Вы сами сделали открытие.
- Таким образом, если нужно сравнить два числа и узнать на сколько больше?, на сколько меньше?, надо из большего числа вычесть меньшее. (7 – 4 = 3.)
3) Работа по учебнику. Первичное закрепление №2.
- Сколько треугольников? Сколько звездочек? Как узнать на сколько больше? На сколько меньше? (Надо из большего вычесть меньшее.)
- Проверим, хорошо ли вы запомнили правило.
Узнайте:
- На сколько 8 больше 6.
- На сколько 3 меньше 9.
- На сколько 5 больше 2.
- На сколько 4 меньше 5.
- Что больше 7 или 5?
- Проверьте, оцените себя.
V. Знакомство со схемой задач на сравнение.
1) Рассмотрите схему №1 на доске.
- Составьте и запишите в тетради все возможные равенства.
- Проверьте и оцените.
- М + Р = Б
- Р + М = Б
- Б – Р = М
- Б – М = Р
- У вас на парте лежат две полоски разной длины. Сравните полоски по длине.
- Какая полоска больше? (Белая.) Какая меньше? (Синяя.). Т.е. та, которая полностью уложилась в большой.
- Отметь карандашом на белой полоске, где заканчивается синяя. (Учитель делает то же самое на образце своих полосок.)
- Я раздвигаю полоски и приклеиваю одну под другой.
- Вы также сделайте у себя на парте.
- Я проведу две пунктирные линии. Как вы думаете, что они обозначают?
- Обозначим части буквами. Б – большая полоска, М – меньшая, Р – разница между ними.
- Давайте составим равенства и запишем в тетрадь.
- М + Р = Б
- Р + М = Б
- Б – Р = М
- Б – М = Р
- Сравните с записью в учебнике. Получились те же самые равенства, что и в первой схеме.
Вывод. В задачах на сравнение совокупностей предметов по количеству могут быть неизвестны либо Р – разность, либо Б – большее число, либо М – меньшее число.
2) Рассмотрите №3 в учебнике. Составим выражения.
- Б – М
- М + Р
- Б – Р
- Вот вы и сами составили выражения , как найти неизвестное, если мы решаем задачи на сравнение.
3) Закрепление.
- Прочитайте задание №4. Составим задачи и решим их.
VI. Итог.
- Чему научились на уроке?
- Какое мы сделали открытие?
- Оцените свою работу на уроке.