Цели урока:
- Обучающая: формирование новых навыков, знаний и умений.
- Развивающая: Развитие познавательных умений, приобретение навыков работы с измерительным инструментом.
- Воспитывающая: формирование интереса в приобретении знаний в области технологии.
Тип урока: Лабораторно-практический урок
Формы организации учащихся на уроке: Индивидуальная
Методы обучения: Самостоятельная работа
Методическое оснащение урока: Учебно-компьютерная презентация, учебные измерительные инструменты (на каждое рабочее место), комплект образцов для лабораторных измерений (на каждое рабочее место), рабочая тетрадь.
Оборудование: компьютер, проектор, комплект учебных измерительных инструментов (на каждое рабочее место), комплект образцов для лабораторных практических измерений (на каждое рабочее место) .
Межпредметные связи: Математика, история, технология
Ход урока
1 Организационно-подготовительная часть: - 3 мин
Перекличка.
Подготовка рабочих мест..
Слайд 1 Тема урока: Измерение штангенциркулем и сказка “От перемены мест слагаемых сумма изменяется”
Слайд 2 Измерение штангенциркулем. При разметке заготовок и в процессе изготовления изделий постоянно возникает необходимость определить тот или иной размер заготовки или готовой детали. Для этих целей используют, например, измерительную линейку. Но она позволяет определить размеры деталей с точностью до 1 мм. Для более точных измерений служит штангенциркуль. С его помощью можно производить измерения с точностью до 0,1 мм. Наряду с измерением толщины деталей, уступов, выступов и т. д. штангенциркуль широко используется для измерения диаметров цилиндрических деталей и отверстий. Благодаря знаниям о точных измерениях человечеству удалось создать механические часы, паровоз, самобеглую коляску, а после автомобили, самолёты и спутники.
Слайд 3 А представьте себе, что человечество не стало забивать себе голову точными измерениями? Ни спутников, ни самобеглых колясок и только человек в звериных шкурах с дубьём защищающий свою первобытную независимость (швейную машинку тоже не сделать без точных измерений)
Слайд 4 Технический музей. Штангенциркуль-это мой самый любимый вид инструмента. Само создание штангенциркуля я считаю гениальным изобретением. Нет более универсального и доступного инструмента, чем штангенциркуль. История его создания уходит на много веков назад. На затонувшем судне древних египтян нашли деревянный штангенциркуль, правда и шкала там не в миллиметрах и нониуса нет, но это измерительный прибор и достаточно точный для того времени.
Я видел металлические штангенциркули 18 века с крупной неизвестной мне шкалой делений. В музее более ста штангенциркулей, выполненных из дерева, стали, латуни, кости. Приблизительно с середины 19 века штангенциркули начали выпускать в промышленных объёмах и устанавливать на них нониус для повышения точности измерений. Штангенциркули практически не изменялись по своей сути, а отличались друг от друга только способом и временем изготовления. Среди ценных экземпляров музея есть штангенциркуль Путиловского завода с клеймом 1888 года, увесистый штангенциркуль без нониуса европейского производства и штангенциркули позапрошлого века для ювелирных и часовых мастеров.
Слайд 5 В немецком языке штангенциркулем (Stangenzirkel) называется циркуль для начертания окружностей и дуг больших радиусов. По-немецки штангенциркуль называется Messschieber или Schieblehre — соответственно, “раздвижной измеритель” или “раздвижная линейка”.
Разновидность штангенциркуля, оснащённая глубиномером на профессиональном сленге называется “Колумбус” или “Колумбик”. Это название произошло от “Columbus” — производителя измерительного инструмента, такой штангенциркуль массово поставлялся в СССР под этой маркой.
В авиационной промышленности такие штангенциркули назывались “Маузер”, по причине того что штангенциркули повышенного качества поставлялись в СССР фирмой.
Удобному и точному измерению диаметров цилиндрических деталей и отверстий способствует само устройство штангенциркуля. Основу его составляет штанга, на которой нанесена шкала с миллиметровыми делениями. На штанге имеются измерительные губки. По штанге перемещается подвижная рамка с губками и жесткосоединенным с ней глубиномером. Рамка во время измерений закрепляется на штанге зажимным винтом. Нижние измерительные губки служат для измерения наружных размеров, а верхние — внутренних.
Слайд 6 На скошенной грани рамки нанесена шкала, называемая нониусом . Эта шкала расположена напротив шкалы штанги. При сомкнутых губках штангенциркуля нулевая риска шкалы нониуса совпадает с нулевой риской шкалы штанги. Расстояние, равное 19 мм, на шкале штанги соответствует такому же размеру всей шкалы нониуса. Но шкала нониуса, равная 19 мм, разделена на 10 частей. Таким образом, каждое деление шкалы нониуса будет равно 19 мм: 10=1,9 мм, т. е. оно на 0,1 мм меньше каждых двух делений шкалы штанги, составляющих 2 мм.
Сдвинем рамку, а следовательно, и шкалу нониуса по штанге вправо так, чтобы первая (не считая нулевой) риска шкалы нониуса совпала со второй (не считая нулевой) риской шкалы штанги. В этом случае между измерительными губками штангенциркуля образуется расстояние, равное 0,1 мм, так как 2 мм— 1,9 мм=0,1 мм. Сдвигая рамку со шкалой нониуса еще правее, до совпадения второй (не считая нулевой) риски шкалы нониуса с четвертой (не считая нулевой) риской шкалы штанги, получим расстояние между губками, равное 0,2 мм. Аналогично можно получить расстояние между губками штангенциркуля 0,3 мм, 0,4 мм, 0,5 мм и т. д.
Слайд 7 Таким образом, при измерении штангенциркулем целое число миллиметров отсчитывают по миллиметровой шкале штанги, а десятые доли миллиметра — по шкале нониуса, начиная от нулевой отметки до той риски, которая совпадает с какой-либо риской шкалы штанги. Порядковый номер штриха шкалы нониуса, совпадающий с каким-либо штрихом шкалы штанги, показывает при измерении число десятых долей миллиметра.
Давайте попробуем прочитать показания, целых миллиметров 0, а десятых долей миллиметра 4
Слайд 8 0,4 мм
Слайд 9 Давайте усложним задачу, на шкале штанги 6 целых, а нониус показывает 9 десятых долей миллиметра
Слайд 10 6,9мм
Слайд 11 Теперь попробуйте самостоятельно
Слайд 12 34,3мм
Слайд 13 Виды измерения штангенциркулем. Перед измерением штангенциркуль проверяют на точность показаний. Для этого плотно совмещают измерительные губки инструмента. В этом случае нулевые риски обеих шкал должны совпадать. Десятая риска шкалы нониуса должна совместиться с девятнадцатой риской шкалы штанги
Слайд 14 Измерение внутреннего диаметра отверстия. При измерении внутреннего размера штангенциркуль также берут в левую руку и ослабляют зажимной винт рамки. Устанавливают губки для измерения внутреннего размера.
Слайд 15 Измерение наружных размеров. При измерении наружного размера штангенциркуль берут в левую руку и ослабляют зажимной винт рамки, затем разводят измерительные губки на размер, несколько больший размера измеряемой детали, помещают деталь между губками и передвигают рамку до соприкосновения губок с поверхностью детали. Измеряя деталь, закрепляют рамку зажимным винтом и вынимают деталь из промежутка между губками штангенциркуля. Держа штангенциркуль прямо перед глазами, считывают результат.
Слайд 16 Глубиномером измеряют глубину пазов и отверстий
Слайд 17 Рабочая тетрадь записываем правила работы с измерительным инструментом.
1. При измерении деталей нельзя сильно зажимать их, так как может возникнуть перекос рамки и показания будут неверными.
2. Нельзя допускать ослабления посадки рамки на штанге — это приводит к перекосу измерительных губок и к ошибкам в измерении.
3. Необходимо регулярно проверять точность показаний штангенциркуля, его исправность.
4. Перед началом работы штангенциркуль протрите чистой мягкой тканью, удаляя смазку и пыль (тщательно очищают измерительные поверхности губок).
5. Измерения выполняйте только чистыми сухими руками.
6. Измеряемые детали должны быть чистыми, сухими, без задиров и заусенцев.
7. Нельзя зачищать измерительный инструмент шлифовальной шкуркой или напильником.
Слайд 18 Практическая работа Измерение размеров деталей штангенциркулем. Выполните в рабочей тетради эскиз ступенчатого валика, изображенного на рисунке и таблицу. На каждом рабочем месте, кроме измерительных инструментов имеется ступенчатый валик, эскиз которого Вы зарисовали. Измерьте каждый размер три раза и запишите результаты в таблицу. Найдите среднее арифметическое трех измерений. Проставьте найденные размеры на эскизе.
Все детали, которые вы измеряли одинаковы, а следовательно и результаты измерений должны быть равными. Если хотите, можно найти среднее значение измерений всего класса. Но, это не главное. Даже если некоторые результаты ваших измерений и отличаются, Вы делали это впервые, а главное смогли увидеть разницу в одну десятую миллиметра. В любой работе не бывает мелочей и её нужно выполнять аккуратно и внимательно.
Слайд 19 Опорные понятия Штангенциркуль, штанга, подвижная рамка, глубиномер, нониус
Слайд 20 Вопросы для самопроверки.
1. Из каких основных частей состоит штангенциркуль?
2. Сколько измерительных шкал имеет штангенциркуль?
3. Какие измерения можно выполнять с помощью штангенциркуля?
4. Во сколько раз точность измерения штангенциркулем выше точности измерения линейкой?
5. Перечислите правила обращения со штангенциркулем.
6. Как по штангенциркулю производят отсчет целых и десятых долей миллиметра?
7. Какая особенность нониуса позволяет проводить измерения с точностью до 0,1 мм?
Слайд 21 Заканчивается урок. Мы с вами узнали очень многое о измерительных инструментах, о точности измерений, а главное, мы с вами увидели, что даже к “мелочам” необходимо относиться вдумчиво и серьёзно
Слайд 22 А если это так ? Вы всё поняли ? Вы всё видели ? Вы уже многое знаете ?! Попробуйте увидеть ошибки или неточности в моих рассуждениях
Слайд 23 Попытайтесь опровергнуть эту сказку
Слайд 24 От перемены мест слагаемых сумма изменяется
Слайд 25 Рисуем прямоугольный треугольник, копируем и ставим копию рядом
Слайд 26 Два подобных треугольника и так как это копии их площади равны. Вы с этим согласны?
Слайд 27 Один треугольник разрезаем на кусочки. Площадь треугольника равна сумме площадей фигур его составляющих. Вы с этим согласны?
Слайд 28 Моя задача доказать, что “от перемены мест слагаемых сумма изменяется”. Чтобы было веселей смотреть, мы все фигуры раскрасим в разные цвета и начнём переставлять в соседний треугольник, изменив порядок.
Слайд 29 Раз
Слайд 30 Два
Слайд 31 Три
Слайд 32 Четыре
Появилась дырочка.
Значит, сумма изменилась!?
Попробуем переставить обратно
Слайд 33 Раз
Слайд 34 Два
Слайд 35 Три
Слайд 36 Четыре
Что и требовалось доказать. От перемены мест слагаемых, сумма изменяется.
Слайд 37 Можно подумать и придти в себя от увиденного
Слайд 38 Но!
Слайд 39 Если на этом примере Вы сможете доказать ошибочность моих рассуждений. Я соглашусь!!!
Слайд 40 Подсказка Давным-давно жил математик Фебоначчи и именно он и его работы стали основой для всех этих фокусов. А в школьной библиотеке есть книжечка “Математические чудеса и тайны” автор Мартин Гарднер
Слайд 41 С уроков ученики должны уходить не с ответами, а с вопросами. Возьмите тетрадный листок в клеточку, нарисуйте треугольники и если будете делать всё аккуратно неточности вы увидите.
Слайд 42 Урок окончен. До встречи. Думайте.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- В.Д.Симоненко Технология учебник для 6 класса . “Вентана-Граф” Москва 2005
- Глозман Е.С., Глозман А.Е. Ставрова О.Б. Хотунцев Ю.Л. Технология Технический труд 6 класс Мнемозина Москва 2008
- М Гарднер перевод В.С. Бергман редактор Г.Е. Шилова “ Математические чудеса и тайны”. Наука Москва 1967