Урок окружающего мира "Человек и человечество" (история и обществознание). Тема: "Короли, президенты и граждане". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели по линиям развития личности ученика:

Линия 1. Овладение картиной мира: научить объяснять различия между людьми современного человечества, отличать граждан разных государств;

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: научить замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат правам человека на участие в управлении своим государством, на свободу слова. Дать возможность ученикам предложить меры для видимых нарушений.

Ход урока

Учитель Ученик Доска
1. Постановка проблемы
– Вспомним, что такое государство? Для чего нужно государство? («Моё Отечество», 3 кл.)
– Как вы понимаете слова «гражданин государства»? («Моё Отечество», 3 кл.)
Государством можно назвать организацию, которая управляет обществом в какой-либо стране. В государстве должны быть правительство. Законы, службы охраны порядка, армия.
Гражданин государства – человек, который пользуется его защитой, имеет гражданские права,
исполняет гражданские обязанности.
Слайд 3
– Как называется самое большое общество людей, живущих на Земле?
– Давайте сделаем запись на доске.
– Посмотрите на карту «Страны мира» на стр. 82-83 учебника. Все люди Земли живут в одном государстве? На доске появляется запись.
Человечество.


– Нет, в разных.
«Человечество – одно общество».
Слайд 4
«Все люди Земли живут в разных государствах»

Проблемный вопрос.
Какой у вас возникает вопрос?
Сформулируйте основной вопрос урока.
(Делается запись на доске.)

– Почему человечество – одно общество, но все люди живут в разных государствах?
– Почему все государства не объединяются в одно?

«Почему все государства не объединяются в одно?»
2. Версии детей
Учитель предлагает детям высказать свои предположения (версии) по проблеме урока. - Огромным единым государством тяжело управлять;
– в каждом государстве свои традиции, обычаи, порядки;
– то, что нравится гражданам одного государства, может не понравиться гражданам другого государства.
От записи проблемы урока проводятся стрелки, под которыми записываются ключевые слова основных версий.
Слайд 5
3. Актуализация знаний и поиск решения проблемы (открытие нового знания)
1. Монархия и республика.
Какими же порядками и обычаями могут отличаться государства?
Прочитайте, как звучит тема нашего урока.
– Что обозначают эти понятия?
«Короли, президенты и граждане».

Короли и президенты – главы государств. Гражданин – человек, связанный с каким-либо государством, считающий его своим, пользующийся его защитой. («Моё Отечество», 3 класс).
«Короли, президенты, граждане».
Слайд 6
– Как называется глава государства в королевстве Великобритания? Король, королева. Фотографии глав государств.
Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9
– Как называется глава государства в России? – Президент.
Чем они отличаются?
– В их облачениях на торжественных церемониях (на президентах обычные общегражданские костюмы, а короли и императоры носят на голове короны(кроме того, имеют и иные отличительные признаки власти: мантию, скипетр, державу.);
– в обращении к ним – обращение к королю «ваше величество» подчёркивает его особую роль среди жителей страны, которые именуются подданными;
В обращении к президентам «господин президент» ничем не отличается от обращения к любому гражданину страны: «господин Иванов», «господин учитель», «господин директор» и т.д.
– Найдите на стр.81 учебника, как называются государства, в которых правит король? Монархия. Слайд 10


Под версию «в каждом государстве свои порядки, традиции, обычаи» прикрепляем карточки «монархия», «республика»
Как называются государства, в которых правит президент?
– Республика.
Так что же такое монархия? – Монархиями называют такие государства, в которых главой является король, царь или император и власть передаётся по наследству.
– Что такое республика? Республиками называют такие государства, где власть передаётся в результате народных выборов.
Итак, часть человечества – граждане республик, а часть – подданные монархий.  
2. Демократия и диктатура.
– Вспомните, что такое демократия?
Демократия – это власть народа. Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Под версию «в каждом государстве свои порядки, традиции, обычаи» прикрепляем карточки
«демократия», «диктатура».
Слайд 15
– Как народ при демократии управляет государством?
Через выборы представителей власти, через всенародное голосование – референдум.
– Рассмотрите рисунки на стр. 84. Что вы видите? – Выборы, голосование.
Можно ли сказать, что на всех рисунках изображены действительно демократические порядки?
(Ученики совещаются в парах или группах).
Демократические порядки изображены на рисунках 1, 3, и 5.
Придумайте, как назвать государство, в котором приняты другие порядки, изображенные на рис. 2, 4 и 6? – Недемократические.
(Или иначе, как скажут дети.)
– Найдите на стр.84 учебника, как называются государства, в которых нет демократии. Диктатура.
– Так что же такое диктатура? Диктатура это – государство, в котором один человек захватывает всю власть в стране в свои руки.
– Итак, часть человечества живёт в демократических государствах, а часть – в недемократических.  
4. Выражение решения проблемы.
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
– Почему все государства не объединяются в одно?
(Ученики совещаются в группах или парах)
ВЫВОД:
Единое человечество состоит из граждан разных государств. В каждом государстве сложились свои формы и способы правления: монархия или республика, демократия или диктатура. Не все государства согласятся отказаться от своих порядков и принять чужие. (Могут быть и другие версии).
Слайд 16

Слайд 17
Применение нового знания.
(Чтение и ответы на вопросы стр. 85.

Вопрос 2:
Чем монархические государства отличаются от республик?

Вопрос 3:
Чем демократическое государство отличается от диктатур (недемократических государств)?

Работа в ТПО (тетрадь печатная основа)
Стр. 56, №4.
По времени (слайды 18-20).
(Работают в парах или группах). Слайды 18-20.


5. Итоги урока.
– Ребята, я попрошу вас оценить свою работу.
– Кому что показалось трудным, непонятным?
– Что на уроке было самым интересным?
   
6. Домашнее задание.
язательно для всех:
ТПО теме 15, №1, 2, 3, 6.
Тему прочитать целиком(по желанию).
Творческое задание:
придумать в виде
схемы, как изобразить демократию и диктатуру. Предложить товарищам догадаться, на какой схеме что изображено.
  Слайд 21