Цели по линиям развития личности ученика:
Линия 1. Овладение картиной мира: научить объяснять различия между людьми современного человечества, отличать граждан разных государств;
Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: научить замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат правам человека на участие в управлении своим государством, на свободу слова. Дать возможность ученикам предложить меры для видимых нарушений.
Ход урока
Учитель | Ученик | Доска |
1. Постановка проблемы | ||
– Вспомним, что такое государство? Для чего нужно государство? («Моё Отечество», 3 кл.) – Как вы понимаете слова «гражданин государства»? («Моё Отечество», 3 кл.) |
– Государством можно назвать организацию, которая управляет обществом в какой-либо стране. В государстве должны быть правительство. Законы, службы охраны порядка, армия. – Гражданин государства – человек, который пользуется его защитой, имеет гражданские права, исполняет гражданские обязанности. |
Слайд 3 |
– Как называется самое большое общество людей, живущих на Земле? – Давайте сделаем запись на доске. – Посмотрите на карту «Страны мира» на стр. 82-83 учебника. Все люди Земли живут в одном государстве? На доске появляется запись. |
– Человечество. – Нет, в разных. |
«Человечество – одно общество». Слайд 4 «Все люди Земли живут в разных государствах» |
Проблемный вопрос. – Какой у вас возникает вопрос? – Сформулируйте основной вопрос урока. (Делается запись на доске.) |
– Почему человечество – одно общество, но все люди живут в разных государствах? – Почему все государства не объединяются в одно? |
«Почему все государства не объединяются в одно?» |
2. Версии детей | ||
Учитель предлагает детям высказать свои предположения (версии) по проблеме урока. | - Огромным единым государством тяжело управлять; – в каждом государстве свои традиции, обычаи, порядки; – то, что нравится гражданам одного государства, может не понравиться гражданам другого государства. |
От записи проблемы урока проводятся стрелки, под которыми записываются ключевые слова основных версий. Слайд 5 |
3. Актуализация знаний и поиск решения проблемы (открытие нового знания) | ||
1. Монархия и республика. – Какими же порядками и обычаями могут отличаться государства? Прочитайте, как звучит тема нашего урока. – Что обозначают эти понятия? |
«Короли, президенты и граждане».
– Короли и президенты – главы государств. Гражданин – человек, связанный с каким-либо государством, считающий его своим, пользующийся его защитой. («Моё Отечество», 3 класс). |
«Короли, президенты, граждане». Слайд 6 |
– Как называется глава государства в королевстве Великобритания? | – Король, королева. | Фотографии глав государств.
Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 |
– Как называется глава государства в России? | – Президент. | |
– Чем они отличаются? |
– В их облачениях на торжественных церемониях (на президентах обычные общегражданские костюмы, а короли и императоры носят на голове короны(кроме того, имеют и иные отличительные признаки власти: мантию, скипетр, державу.); – в обращении к ним – обращение к королю «ваше величество» подчёркивает его особую роль среди жителей страны, которые именуются подданными; В обращении к президентам «господин президент» ничем не отличается от обращения к любому гражданину страны: «господин Иванов», «господин учитель», «господин директор» и т.д. |
|
– Найдите на стр.81 учебника, как называются государства, в которых правит король? | – Монархия. | Слайд 10 Под версию «в каждом государстве свои порядки, традиции, обычаи» прикрепляем карточки «монархия», «республика» |
Как называются государства, в которых правит президент? |
– Республика. | |
– Так что же такое монархия? | – Монархиями называют такие государства, в которых главой является король, царь или император и власть передаётся по наследству. | |
– Что такое республика? | – Республиками называют такие государства, где власть передаётся в результате народных выборов. | |
– Итак, часть человечества – граждане республик, а часть – подданные монархий. | ||
2. Демократия и диктатура. – Вспомните, что такое демократия? |
– Демократия – это власть народа. | Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Под версию «в каждом государстве свои порядки, традиции, обычаи» прикрепляем карточки «демократия», «диктатура». Слайд 15 |
– Как народ при демократии управляет государством? |
– Через выборы представителей власти, через всенародное голосование – референдум. |
|
– Рассмотрите рисунки на стр. 84. Что вы видите? | – Выборы, голосование. |
|
– Можно ли сказать, что на всех рисунках изображены действительно демократические порядки? |
(Ученики совещаются в парах или группах). – Демократические порядки изображены на рисунках 1, 3, и 5. |
|
– Придумайте, как назвать государство, в котором приняты другие порядки, изображенные на рис. 2, 4 и 6? | – Недемократические. (Или иначе, как скажут дети.) |
|
– Найдите на стр.84 учебника, как называются государства, в которых нет демократии. | – Диктатура. |
|
– Так что же такое диктатура? | – Диктатура это – государство, в котором один человек захватывает всю власть в стране в свои руки. | |
– Итак, часть человечества живёт в демократических государствах, а часть – в недемократических. | ||
4. Выражение решения проблемы. | ||
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? |
– Почему все государства не объединяются в одно? (Ученики совещаются в группах или парах) ВЫВОД: Единое человечество состоит из граждан разных государств. В каждом государстве сложились свои формы и способы правления: монархия или республика, демократия или диктатура. Не все государства согласятся отказаться от своих порядков и принять чужие. (Могут быть и другие версии). |
Слайд 16 Слайд 17 |
Применение нового знания. (Чтение и ответы на вопросы стр. 85. Вопрос 2: – Чем монархические государства отличаются от республик? Вопрос 3: – Чем демократическое государство отличается от диктатур (недемократических государств)? Работа в ТПО (тетрадь печатная основа) Стр. 56, №4. По времени (слайды 18-20). |
(Работают в парах или группах). | Слайды 18-20. |
5. Итоги урока. | ||
– Ребята, я попрошу вас оценить свою работу. – Кому что показалось трудным, непонятным? – Что на уроке было самым интересным? |
||
6. Домашнее задание. | ||
язательно для всех: ТПО теме 15, №1, 2, 3, 6. Тему прочитать целиком(по желанию). Творческое задание: придумать в виде схемы, как изобразить демократию и диктатуру. Предложить товарищам догадаться, на какой схеме что изображено. |
Слайд 21 |