Формирование автономности школьника в изучении английского языка

Разделы: Иностранные языки


Развитие автономии учащегося в учебной деятельности по овладению изучаемым языком выделяется в качестве важной образовательной цели в современных программах по изучению иностранных языков. При этом уровень автономии, самостоятельности в процессе изучения иностранных языков рассматривается как обязательный критерий уровня владения изучаемым языком. Что может стимулировать школьников к самостоятельному изучению иностранного языка?

Обновление содержания образования, использование интерактивных технологий принципиально меняют характер взаимоотношений ученика с учеником, ученика и группы. Меняются роли и взаимоотношения учителя и ученика на уроке. Учащиеся, например, привлекаются к планированию учебного материала на ближайшую перспективу: какие подтемы, вопросы являются важными при изучении той или иной темы? В 9-11 классах учащиеся уже сами предлагают, какие технологии, какие виды работы можно использовать при прохождении темы, что может стать конечным продуктом при завершении работы: написание статьи или письма, дискуссия и др. Таким образом, меняется характер учебного процесса: он становится более ориентированным на учащихся; учитываются их интересы, склонности, опыт, приобретенный в процессе изучения иностранного языка. Ученик включается в ситуацию целеполагания, в ситуацию выбора, в том числе при определении стратегии обучения, прогнозируемого уровня обученности и т.д.

Например, при изучении темы “Семья” в 10 классе учащиеся предложили следующий план работы над темой: (Приложение 1). Как видно из плана, учащиеся самостоятельно проводили опросы, обрабатывали полученные данные, анализировали и представляли их (диаграммы, таблицы, пр.), писали эссе, брали интервью у сверстников, родителей, учителей.

Одной из технологий, стимулирующих школьников к самостоятельному изучению иностранного языка, является метод проектов. Автономность учащихся является важной составляющей проектного обучения, т.к. в ходе проективной деятельности в процессе иноязычного общения учащийся овладевает целым рядом важнейших умений: осознавать свои цели и потребности, отбирать необходимые материалы, планировать и прогнозировать результаты, пользоваться различными видами учебных материалов; осмысливать и обсуждать ход и результаты; взаимодействовать с учителем и товарищами; активно мыслить и познавать действительность посредством ИЯ, добывать необходимые знания и умения и успешно использовать их в практической деятельности.

Наряду с этим учащиеся нуждаются в целом ряде определенных интеллектуальных, творческих, коммуникативных умений, необходимых для самостоятельного решения проблемы, лежащей в основе проектной методики обучения иностранным языкам. Е.С. Полат выделяет следующие, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью:

1. интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразными справочными материалами);

2. творческие (умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения);

3. коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль) и др.

В своей педагогической деятельности я широко использую метод проектов, т.к. считаю его очень эффективным. Весь процесс здесь ориентирован на учащегося: прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников: справочной литературы, материалов СМИ, Интернета, вступая в переписку с представителями зарубежных школ, общаясь с “носителями языка” во время культурно-образовательных обменов и т.д. Примером могут служить проекты, выполненные моими учениками во время культурно-образовательных обменов со школами в Великобритании: “What is life like in Llandudno”, “A tourist guide to Llandudno”. В процессе работы школьники знакомились соответственно с образом и уровнем жизни рядовой валийской семьи и достопримечательностями этого курортного города. Аналогичные проекты выполнялись на “российском” материале: школьники выпускали англоязычные буклеты для гостей школы с представлением не только достопримечательностей Перми, но и необходимой для туристов информации о гостиницах, работе транспорта, системе общественного питания и т.п.

Проектная работа устраняет зависимость ученика от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни. Обучаемым предоставляется реальная автономия и возможность проявления инициативы и самостоятельности в процессе активно - познавательной мыслительной деятельности.

Возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность - необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности. Чем активнее методы обучения, тем легче вызвать интерес к учению. Основное средство воспитания устойчивого интереса — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Использование на уроках страноведческого материала (новых культуроведческих фактов, материалов о жизни подростков и молодежи за рубежом), проблемных и творческих заданий, интерактивных технологий, в том числе, информационно-коммуникационных, способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, активности и самостоятельности детей, формированию положительной мотивации к учебной деятельности. С это целью я адресую школьников к интерактивным сайтам http://hello-online.ru; http://collegeboard.com и другим, использую интерактивные задания сайта http://www.bbc.co.uk, такие как “Pyramid Challenge” ”, “Viking Quest ” (темы “Древние цивилизации”, “Из истории Великобритании” - 9 класс), предлагающие учащимся “построить” египетскую пирамиду (“Complete the construction of the pharaoh’s tomb”) и совершить путешествие с викингами (“Build a ship, loot a monastery and claim your prize”). При выполнении в классе первого задания школьники включались в совместную деятельность, ставя конечные и промежуточные цели, обсуждая возможные варианты и последствия, к которым их выбор может привести, анализируя и оценивая свою деятельность. Второе задание им было предложено выполнить самостоятельно дома. Для этого ученикам было необходимо внимательно изучить инструкции и пройти через все этапы, используя свои информационные, логические, организационные умения. Участие в игровой деятельности не только способствовало совершенствованию этих умений, но и позволило школьникам эмпатийно “включиться” в исторический процесс и углубить свои знания о мореходах-захватчиках и соответствующем историческом периоде. Кроме того, они узнали о новом занимательном источнике информации. Задания такого типа рассчитаны на формирование широких познавательных мотивов, состоящих в ориентации школьников на овладение новыми знаниями, и учебно-познавательных мотивов, ориентирующих учащихся на усвоение способов самостоятельного добывания знаний.

Для успешного овладения иностранным языком ученику должна быть предоставлена практика в разных видах речевой деятельности, а в условиях школы с углубленным изучением английского языка - интегрированная практика сразу по нескольким видам речевой деятельности. Все эти виды речевой деятельности могут быть сформированы в полной мере лишь в живом общении, для которого необходим речевой партнер, а также широта и непредсказуемость ситуации. Все это способствует формированию лингвистической и стратегической компетенций. Однако в ходе учебного общения число партнеров весьма ограничено. Проблема нехватки реального общения учащихся средней школы, основанного на современном, аутентичном материале, может быть решена за счет использования дополнительных информационных источников. В первую очередь, это использование Интернета, причем не только на уроке, но и самостоятельно, во внеурочное время.

Например, при работе над темой “National Identity” учащиеся писали письма преподавателю из США, которая посетила школу некоторое время назад, спрашивая ее о возможных стереотипных представлениях о русских людях, которые у нее существовали до поездки в Россию, и были ли они разрушены; высказывали свое мнение о национальных стереотипах. Ответы учителя каждому ученику потом обсуждались в классе. Учащиеся были поставлены в ситуацию, стимулирующую их к самостоятельной деятельности, к общению с носителем языка, используя для этого свои социокультурные знания (знание речевого этикета и пр.), коммуникативные умения и т.д.

Организация учебно-познавательной коммуникативной деятельности через систему курсов по выбору в условиях углубленного изучения иностранного языка может осуществляться в режиме разных модулей, например, модуль с культуроведческой/ социокультурной направленностью (“Страноведение” - 9-10класс, “Литературная Британия” - 10 класс), модуль, направленный на совершенствование лингвистических знаний и умений (Креативное письмо” - 9-10 класс).

Принципы модульного обучения (динамичность, гибкость, деятельностный метод и др.) позволяют приспосабливать содержание модульной программы к индивидуальным потребностям ученика; элементы модуля могут быть легко заменяемыми. Положительными характеристиками системы модульного обучения являются изменение ролей ученика и учителя. Модульное обучение способствует усилению автономии учащегося. Как результат, ученик может выбирать, что, когда и в каком объеме изучать, выбирать характер учебной деятельности, оценивать эффективность своей учебной деятельности и т.д. При этом он учится концентрировать свое внимание на поставленных целях, управлять процессом собственного образования, контролировать и оценивать динамику своего развития, осознавать личную ответственность за принятые решения и результаты обучения. Учитель, в свою очередь, отказывается от роли единственного источника информации, является помощником и консультантом ученика в учебной деятельности, обеспечивает его необходимым учебным материалом и технологиями работы с ним; делает содержание учебных программ, содержание и формы контроля открытыми для ученика.

Как известно, обязательным условием проявления и оценки иноязычной коммуникативной компетенции учащихся является межпредметная внеурочная деятельность, моделирующая реальные ситуации общения (клубы, дискуссии, дебаты, ролевые и деловые игры, и т.д.). Это тем более важно, что на третьей ступени обучение иностранному языку в школе с углубленным изучением английского языка направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников; обучение этике дискуссионного общения на иностранном языке при обсуждении культуры, стилей и образа жизни людей; развитие общеучебных умений собирать, систематизировать и обобщать культуроведческую и иную информацию, представляющую интерес для учащихся и т.д. Важным средством для решения этих образовательных задач в нашей педагогической практике является технология дебатов. Помимо того, что дебаты имеют большой воспитательный потенциал для развития личности, они, будучи продуктивной формой полилогического общения, формируют у школьников целый комплекс умений и навыков. Как показывает практика, участие в дебатах создает возможности для саморазвития школьника:

- Совершенствуются умения отбирать, систематизировать, интерпретировать культуроведческую информацию, работать со справочной литературой.

- Школьники используют междисциплинарные знания по другим предметам.

-  Отрабатываются риторические умения школьников: умение логически построить публичное выступление в соответствии с общепринятым форматом; умение подготовить спонтанно, в ходе дебатов финальную речь.

Эффективной формой организации коммуникативной деятельности учащихся, позволяющей судить о степени сформированности их автономности, является социальная практика в 11 классе “Иноязычный проект как внеаудиторная коммуникативно- когнитивная практика школьников” (Приложение 2).

Выпускники школы отмечают, что сформированные в школе интегративные коммуникативные умения, умения работать с разного рода информацией, риторические умения и др. способствуют успешной учебе в вузах, самообразованию, профессиональному росту и самосовершенствованию.

Названные выше некоторые способы реализации принципа автономности учащегося повышают его мотивацию к изучению иностранного языка и стремление к совершенствованию уровня владения языком; учат его самостоятельной постановке образовательных задач, планированию и организации самостоятельной работы, стимулируют его рефлексивную деятельность. В результате ученик возлагает на себя значительную долю ответственности за процесс и результат обучения.