Цели:
- обобщить и углубить знания по изученной теме;
- помочь учащимся увидеть прошлое и современность в причинно-следственной связи
- развить навыки исследовательской работы у учащихся;
- вызвать чувство интереса к прошлому нашей страны
Задачи:
- выделить особенности исторических условий развития Русского государства в XIII веке;
- определить причины, повлиявшие на исторический выбор Александра Невского; показать сложность морально-нравственного выбора и личной ответственности исторического деятеля;
- дать основы исторического анализа различных источников; развить навыки интерактивной, групповой работы.
Оборудование: проектор, презентация к уроку, листы А3, маркеры.
Презентация 11. Организационный момент. Разбивка на группы.
В истории нашей страны не раз возникали такие переломные моменты, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты Европы. К обсуждению одного из таких моментов в истории России мы сегодня и обратимся.
Предлагаю раздать учащимся репродукции трех картин, разрезанные на части по количеству учащихся в группе. Собрать их на трех столах и таким образом сформировать три проблемно-аналитические группы для обсуждения темы урока.
2. Обозначение проблемы урока. Вывести 1 слайд
- Внимательно, рассмотрите репродукции картин, их авторы художники XIX-XX века. Определите, событиям какого века русской истории все они посвящены, что за события отражают?
Формулирование темы. Вывести слайд 2.
Русь в XIII веке:
между
Западом и Ордой
- XIII век - переломный период нашей истории, когда народу и князьям предстояло сделать сложный выбор между двумя мировыми силами. Чтобы понять всю сложность исторической ситуации, нам необходимо погрузиться в ту эпоху и вспомнить основные события, связанные с этой ситуацией.
Стадия погружения и повторения материала. На листе группы записывают даты, термины и имена, которые связаны с обозначенной нами эпохой - Русь в XIII веке.
Вывесить полученные рабочие листы на доску. Обсудить. Отметить правильность выполнения. Выделить красным 1240 и 1242 гг.
- Почему важны именно эти даты и с чьим именем они связаны?
Формулирование и уточнение проблемы. Вывести слайд 3.
- Это был личностный выбор Александра Невского.
Трудно пришлось в то время и русскому пахарю и русским князьям и ратникам. Две силы неслись на их земли: с запада на мощных конях закованные в броню рыцари, с востока - на маленьких мохнатых и выносливых конях монголы - кочевники о трех луках, притороченных к седлам и сменными конями.
Вывести слайд 4.
- Какой выбор предстояло сделать в этих условиях русскому народу?
- Кто должен был его осуществить?
Сложный выбор предстоял князю Александру Невскому, сыну великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича.
Обозначение основных задач для решения поставленной проблемы.
- Чью сторону принять?
- С кем, а значит, и против кого заключать союз?
- Какова будет цена выбора?
- Как сохранить веру?
Никто не мог тогда определить, что лучше. Любой выбор был страшен. Главная цель была - Выжить! Но вопрос, какой ценой?
Вывести слайд 5.
- Русь, обескровленная и раздробленная, была зажата между владениями Ордена, Швеции и Дании, Польши и Венгрии, Литвой - и Золотой Ордой.
Предстояло решить: С кем и против кого иметь союз?
3. Работа дискуссионных групп.
- Давайте представим себя на месте Александра Невского. Какой выбор и почему сделаете вы?
Деление групп по позициям.
- 1 группа: За Запад - против Орды.
- 2 группа: За Орду - против Запада.
- А был ли третий путь? В истории нет сослагательного наклонения, но ведь мы можем поразмыслить и над возможными вариантами развития.
- А кто, по-вашему, мог занять совершенно обособленную позицию от двух выше изложенных. Это должна, вероятно, быть позиция тех, до кого не смогли добраться ордынские отряды, и кто устоял под ударами крестоносцев.
3 группа: Новгородцы.
- Вам дается 4-5 минут для того, чтобы сформулировать в группе аргументы и контраргументы к своим позициям.
За Запад - активизация торговли - освобождение от дани - освобождение от вассальной зависимости - развитие демократических элементов городского самоуправления - развитие частной собственности - приобщение к западной культуре - высокая агрикультура немецких колонистов |
За Орду - религиозная веротерпимость - сохранение территориальной самостоятельности - сохранение княжеской власти - монголы не расселяются на русских землях - сохранение культуры, языка, Русской Правды - союз и помощь в борьбе с западной экспансией |
Против Орды - набеги - "ордынский выход" - разрушение городов, упадок вече - упадок ремесла и хозяйства - увод в плен людей - низкий уровень развития монголов - прекращение развитие частной собственности - вассальная зависимость князей - деспотическая власть ханов - нарушение баланса прав и обязанностей |
Против Запада - окатоличивание - онемечивание - захват русских земель - юридическое неполноправие русского населения - угроза ликвидации власти русских князей - утверждение собственной власти завоевателей |
Первыми выступает группа с позицией "За Запад" (слайд 6) ":А от вас учения не примем".
Вторыми выступает группа с позицией "За Орду" (слайд 7) "Не в силе Бог, а в правде:Мы же устояли и стоим прямо".
Уточняющие вопросы представителей групп друг другу. Комментарии учителя к ответам учащихся.
Группе "Новгородцев" помочь в организации представления своей позиции.
- Прочтите поэтический текст, постарайтесь выделить в нем обоснование своей позиции. (Предлагаю вашему вниманию отрывок, сочиненный учителем истории МАОУ "Лицей №3" г. Чебоксары Рузовой И.Б.)
- Нам Ордена не нужно!
- И ни к чему Орда!
Себе мы скажем дружно:
"Мы сами - Господа".
- Татар мы не боимся
И немцев-иноверцев.
"В Кремле мы отсидимся", -
Решают новгородцы.- А коль платить придется
Ливонцам-меченосцам?
- То золото найдется,
Богаты новгородцы!- Мы поднимем все пятины,
Кинем клич во все концы.
Ни пред кем не гнем мы спины,
Новгородцы - молодцы!
- Вам ясен выбор новгородцев?
- Как вы оцениваете, ребята, выбор новгородцев?
- Новгородцы предлагают путь политической обособленности, политического сепаратизма от остальной Руси. Но это путь был тупиковый, ведущий к сохранению и усугублению раздробленности. Александр Невский понял эту опасность уже в XIII веке. В 1257 г. он жестоко покарал Новгород за отказ принять ордынских численников, но иначе пострадали бы все русские земли и города.
Обобщение работы групп и выводы.
Это был очень сложный выбор. И Александр его сделал - :. (в пользу Орды).
4. Работа по анализу фрагментов исторических источников. Раздать распечатки текстов. Слайд 8.
- Как современники, на ваш взгляд, отнеслись к выбору Александра Невского?
Сами современники неоднозначно оценивали выбор Александра Невского. Мы убедимся в этом, прочитав и разобрав два небольших фрагмента из источников XIII века.
- Прочитайте два небольших фрагмента (из "Жития святого и благоверного князя Александра Невского" и летописный фрагмент) и определите, какую позицию занимают их авторы по отношению к князю, чем они ее аргументируют?
"После смерти отца своего пришел князь Александр во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть о нем до устья Волги: Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл:
Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды".
"Господи, доколе нам между собой ссориться и наводить татар; лучше бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами и служить им!"
- А что же было самым важным и самым главным аргументом, определившим выбор Александра?
Поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла бы удержать свое существование. Ответом Александра Невского стало сохранение собственной веры, духовно-религиозной самостоятельности, национального самосознания. Дело и путь Александра будет продолжен его сыном и внуками. Из духовного завещания Симеона Гордого, правнука Александра Невского: "слушать владыки Алексея и старых бояр, дабы не престала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла".
5. Обобщение и вывод по уроку, межкурсовые связи.
- Но имя Александра Невского не осталось символом только XIII века. Оно зашагало через века:
В XVI веке он был причислен к лику святых (слайд 9). Это время, когда части бывшей Золотой Орды будут завоеваны царем Иваном IV.
В XVIII веке стал патроном СПб, и его мощи в 1724 г. по приказу Петра I перенесут в Александро - Невскую лавру (слайд 10). В это время Россия завоюет земли в Прибалтике и выход в Балтийское море.
При Екатерине I будет учрежден Орден св. Александра Невского (слайд 11). Девизом его станут слова: "За труды и Отечество".
В 1942 г., когда советские народ на берегах Волги сдерживал натиск фашистских войск, будет учрежден полководческий Орден Александра Невского. В статуте его будет записано: "За выбор удачного момента для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесение ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск" (слайд 12).
В 2008 году в национальном проекте "Имя Россия" имя Александра Невского заняло первое место (слайд 13).
И это - признание поколений!