Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • обобщить и углубить знания по изученной теме;
  • помочь учащимся увидеть прошлое и современность в причинно-следственной связи
  • развить навыки исследовательской работы у учащихся;
  • вызвать чувство интереса к прошлому нашей страны

Задачи:

  • выделить особенности исторических условий развития Русского государства в XIII веке;
  • определить причины, повлиявшие на исторический выбор Александра Невского; показать сложность морально-нравственного выбора и личной ответственности исторического деятеля;
  • дать основы исторического анализа различных источников; развить навыки интерактивной, групповой работы.

Оборудование: проектор, презентация к уроку, листы А3, маркеры.

Презентация 1

1. Организационный момент. Разбивка на группы.

В истории нашей страны не раз возникали такие переломные моменты, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты Европы. К обсуждению одного из таких моментов в истории России мы сегодня и обратимся.

Предлагаю раздать учащимся репродукции трех картин, разрезанные на части по количеству учащихся в группе. Собрать их на трех столах и таким образом сформировать три проблемно-аналитические группы для обсуждения темы урока.

2. Обозначение проблемы урока. Вывести 1 слайд

- Внимательно, рассмотрите репродукции картин, их авторы художники XIX-XX века. Определите, событиям какого века русской истории все они посвящены, что за события отражают?

Формулирование темы. Вывести слайд 2.

Русь в XIII веке:

между

Западом и Ордой

- XIII век - переломный период нашей истории, когда народу и князьям предстояло сделать сложный выбор между двумя мировыми силами. Чтобы понять всю сложность исторической ситуации, нам необходимо погрузиться в ту эпоху и вспомнить основные события, связанные с этой ситуацией.

Стадия погружения и повторения материала. На листе группы записывают даты, термины и имена, которые связаны с обозначенной нами эпохой - Русь в XIII веке.

Вывесить полученные рабочие листы на доску. Обсудить. Отметить правильность выполнения. Выделить красным 1240 и 1242 гг.

- Почему важны именно эти даты и с чьим именем они связаны?

Формулирование и уточнение проблемы. Вывести слайд 3.

- Это был личностный выбор Александра Невского.

Трудно пришлось в то время и русскому пахарю и русским князьям и ратникам. Две силы неслись на их земли: с запада на мощных конях закованные в броню рыцари, с востока - на маленьких мохнатых и выносливых конях монголы - кочевники о трех луках, притороченных к седлам и сменными конями.

Вывести слайд 4.

- Какой выбор предстояло сделать в этих условиях русскому народу?

- Кто должен был его осуществить?

Сложный выбор предстоял князю Александру Невскому, сыну великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича.

Обозначение основных задач для решения поставленной проблемы.

  • Чью сторону принять?
  • С кем, а значит, и против кого заключать союз?
  • Какова будет цена выбора?
  • Как сохранить веру?

Никто не мог тогда определить, что лучше. Любой выбор был страшен. Главная цель была - Выжить! Но вопрос, какой ценой?

Вывести слайд 5.

- Русь, обескровленная и раздробленная, была зажата между владениями Ордена, Швеции и Дании, Польши и Венгрии, Литвой - и Золотой Ордой.

Предстояло решить: С кем и против кого иметь союз?

3. Работа дискуссионных групп.

- Давайте представим себя на месте Александра Невского. Какой выбор и почему сделаете вы?

Деление групп по позициям.

  • 1 группа: За Запад - против Орды.
  • 2 группа: За Орду - против Запада.

- А был ли третий путь? В истории нет сослагательного наклонения, но ведь мы можем поразмыслить и над возможными вариантами развития.

- А кто, по-вашему, мог занять совершенно обособленную позицию от двух выше изложенных. Это должна, вероятно, быть позиция тех, до кого не смогли добраться ордынские отряды, и кто устоял под ударами крестоносцев.

3 группа: Новгородцы.

- Вам дается 4-5 минут для того, чтобы сформулировать в группе аргументы и контраргументы к своим позициям.

За Запад

- активизация торговли

- освобождение от дани

- освобождение от вассальной зависимости

- развитие демократических элементов городского самоуправления

- развитие частной собственности

- приобщение к западной культуре

- высокая агрикультура немецких колонистов

За Орду

- религиозная веротерпимость

- сохранение территориальной самостоятельности

- сохранение княжеской власти

- монголы не расселяются на русских землях

- сохранение культуры, языка, Русской Правды

- союз и помощь в борьбе с западной экспансией

Против Орды

- набеги

- "ордынский выход"

- разрушение городов, упадок вече

- упадок ремесла и хозяйства

- увод в плен людей

- низкий уровень развития монголов

- прекращение развитие частной собственности

- вассальная зависимость князей

- деспотическая власть ханов

- нарушение баланса прав и обязанностей

Против Запада

- окатоличивание

- онемечивание

- захват русских земель

- юридическое неполноправие русского населения

- угроза ликвидации власти русских князей

- утверждение собственной власти завоевателей

Первыми выступает группа с позицией "За Запад" (слайд 6) ":А от вас учения не примем".

Вторыми выступает группа с позицией "За Орду" (слайд 7) "Не в силе Бог, а в правде:Мы же устояли и стоим прямо".

Уточняющие вопросы представителей групп друг другу. Комментарии учителя к ответам учащихся.

Группе "Новгородцев" помочь в организации представления своей позиции.

- Прочтите поэтический текст, постарайтесь выделить в нем обоснование своей позиции. (Предлагаю вашему вниманию отрывок, сочиненный учителем истории МАОУ "Лицей №3" г. Чебоксары Рузовой И.Б.)

- Нам Ордена не нужно!
- И ни к чему Орда!
Себе мы скажем дружно:
"Мы сами - Господа".
- Татар мы не боимся
И немцев-иноверцев.
"В Кремле мы отсидимся", -
Решают новгородцы.

- А коль платить придется
Ливонцам-меченосцам?
- То золото найдется,
Богаты новгородцы!

- Мы поднимем все пятины,
Кинем клич во все концы.
Ни пред кем не гнем мы спины,
Новгородцы - молодцы!

- Вам ясен выбор новгородцев?

- Как вы оцениваете, ребята, выбор новгородцев?

- Новгородцы предлагают путь политической обособленности, политического сепаратизма от остальной Руси. Но это путь был тупиковый, ведущий к сохранению и усугублению раздробленности. Александр Невский понял эту опасность уже в XIII веке. В 1257 г. он жестоко покарал Новгород за отказ принять ордынских численников, но иначе пострадали бы все русские земли и города.

Обобщение работы групп и выводы.

Это был очень сложный выбор. И Александр его сделал - :. (в пользу Орды).

4. Работа по анализу фрагментов исторических источников. Раздать распечатки текстов. Слайд 8.

- Как современники, на ваш взгляд, отнеслись к выбору Александра Невского?

Сами современники неоднозначно оценивали выбор Александра Невского. Мы убедимся в этом, прочитав и разобрав два небольших фрагмента из источников XIII века.

- Прочитайте два небольших фрагмента (из "Жития святого и благоверного князя Александра Невского" и летописный фрагмент) и определите, какую позицию занимают их авторы по отношению к князю, чем они ее аргументируют?

"После смерти отца своего пришел князь Александр во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть о нем до устья Волги: Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл:

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды".

"Господи, доколе нам между собой ссориться и наводить татар; лучше бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами и служить им!"

- А что же было самым важным и самым главным аргументом, определившим выбор Александра?

Поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла бы удержать свое существование. Ответом Александра Невского стало сохранение собственной веры, духовно-религиозной самостоятельности, национального самосознания. Дело и путь Александра будет продолжен его сыном и внуками. Из духовного завещания Симеона Гордого, правнука Александра Невского: "слушать владыки Алексея и старых бояр, дабы не престала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла".

5. Обобщение и вывод по уроку, межкурсовые связи.

- Но имя Александра Невского не осталось символом только XIII века. Оно зашагало через века:

В XVI веке он был причислен к лику святых (слайд 9). Это время, когда части бывшей Золотой Орды будут завоеваны царем Иваном IV.

В XVIII веке стал патроном СПб, и его мощи в 1724 г. по приказу Петра I перенесут в Александро - Невскую лавру (слайд 10). В это время Россия завоюет земли в Прибалтике и выход в Балтийское море.

При Екатерине I будет учрежден Орден св. Александра Невского (слайд 11). Девизом его станут слова: "За труды и Отечество".

В 1942 г., когда советские народ на берегах Волги сдерживал натиск фашистских войск, будет учрежден полководческий Орден Александра Невского. В статуте его будет записано: "За выбор удачного момента для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесение ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск" (слайд 12).

В 2008 году в национальном проекте "Имя Россия" имя Александра Невского заняло первое место (слайд 13).

И это - признание поколений!