Цель урока:
- Формирование умения отличать именительный и винительный падеж имен существительных; вывести правило и учить применять новое правило на практике.
- Развитие интеллектуальной активности и мышления (сопоставлять, анализировать, логически мыслить)
- Воспитание гуманных отношений (доброжелательность, умение слушать товарища, помогать друг другу, вежливо общаться)
План урока.
1. Организационный момент.
- Зачем изучаем русский язык?
(Чтобы правильно писать, быть грамотными)
2. Актуализация опорных знаний.
- Прочитайте слова.
- Какие правила русского языка надо вспомнить?
- с.сна
- п.льто
- топ.ль
Записать слова, объяснить (доказать) их написание
Переставить слоги или буквы в словах так, чтобы получились новые слова
(сосна - насос, пальто - лапоть)
- Что общего в данных словах?
Что обозначают данные слова? (предмет)
На какой вопрос отвечают?
Какой частью речи являются?
- Как изменяются имена существительные? (по числам, по падежам)
Игра "Вспомни падеж"
(Один ученик называет падеж, а другой - вопросы этого падежа;
Один ученик называет вопросы падежа, а второй определяет падеж)
3. Постановка учебной задачи.
- Со словом тополь составьте предложение.
(У дома растет тополь.
Ваня посадил тополь.)
- Что общего в этих предложениях?
- На какой вопрос отвечает слово тополь в предложении?
- Какие падежи имеют такой вопрос?
- Какая же тема сегодняшнего урока? (Именительный и винительный падеж существительных). Выставляются карточки с названием падежей
Именительный | Винительный |
- Можно ли с уверенностью сказать, что слово тополь в обоих предложениях стоит в одном и том же падеже?
- Почему?
Послушайте сказку про эти падежи.
Сказка.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Царь с Царицей. И было у них 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить.
- А почему их не могли различить? (одинаковый вопрос - что?)
Выставляются карточки
Что? | Что? |
- Чему будем учиться на уроке? (Различать Ип. и Вп. существительных)
4. Открытие новых знаний.
- С чего начнем наше исследование?
- предложения детей:
- поставить вопросы
- найти подлежащее
- разобрать по членам предложения
Разбор предложений по членам (один ученик у доски, остальные в тетради)
- Какой вывод сделаем?
Вывод: существительное в именительном падеже - главный член предложения (подлежащие)
Существительное в винительном падеже - второстепенный член (дополнение)
5. Первичное закрепление.
Дополнение схемы
подлежащее | дополнение |
Сравнение с выводом в учебнике с. 83
- Совпадает ли наше предположение с выводом учебника?
- Кто теперь знает, как отличить именительный и винительный падеж?
- Расскажите.
6. Самостоятельная работа.
Работа в парах.
На партах лежат конверты со словами: светит, закрыла, яркое, туча, солнце, большая.
- Из данных слов составить предложение о солнце так, чтобы оно стояло в именительном падеже.
- Каким членом предложения оно является?
- Составьте предложение со словом солнце, чтобы оно стояло в винительном падеже.
- Каким членом предложения является слово солнце?
- Каким правилом пользовались, чтобы отличить Ип. И Вп.?
7. Включение нового знания в систему знаний.
Ж.елтый кл.новый лист .торвался (от) ветки и медленно спустился на землю.
- Списать, вставить пропущенные буквы, определить падеж выделенного существительного.
- Изменить и записать предложение так, чтобы выделенное слово стояло в другом падеже.
- Составить свои пары предложений.
8. Обобщение. Рефлексия.
- Какая была тема урока?
- Чему учились на уроке? Какая была цель урока?
- В чем сходство этих падежей?
- В чем их различие?
- Кто теперь знает, как отличить именительный и винительный падежи?
- Кто умеет самостоятельно различать именительный и винительный падеж?
- Кому еще трудно?
- Кто может помочь товарищу?
9. Домашнее задание.
Тем, кто знает как различать падежи - с.83 упр.38
Тем, кто может самостоятельно различать падежи - составить 2 пары предложений с существительным в именительной и винительном падеже.