Говоря о здоровьесберегающих технологиях, можно выделить основные составляющие: физическое воздействие, умственное воздействие, психическое воздействие.
Физическое воздействие на организм человека проявляется при работе за компьютером: колоссальная нагрузка на позвоночник, постоянная напряженная поза, часами не изменяемая, напряжение зрения – все это приводит к серьезным заболеваниям. Это позвоночный синдром (остеохондроз), синдром запястного канала или карпальный туннельный синдром (при длительной работе с мышью), обострения заболеваний глаз (в медицине есть термин «компьютерный зрительный синдром», что может привести и к потере зрения). Учеными доказано, что долгая работа за компьютером провоцирует большую усталость, чем при выполнении любой другой работы. Таким образом, подростки, с их неокрепшим организмом, окончательно не сформировавшимся, долгое время проводя за компьютером, получают в итоге быструю реакцию при игре, а организм на физическом уровне чувствует себя старым.
Но решить данную проблему можно: сократив время проведения за компьютером, овладение методикой быстрого набора текста, делая специальную гимнастику для глаз, перерывы между работой – и можно еще чем-то помочь себе самому. А что делать с психической зависимостью? Эта проблема намного глубже, чем предыдущая и корнями уходит глубоко, в подсознание человека.
Сейчас мы постоянно говорим о том, что все большее количество подростков увлекает сеть. Оно и понятно: в этом возрасте происходит осознание самого себя, становление личности, поиск себя и если он не удался, то компьютер (игры и Интернет) это способ уйти от повседневных проблем, почувствовать себя по-другому. Недаром, по мнению психологов, компьютерной зависимости подвержены те люди, которые неуверенны в себе, те, у кого трудности в общении, имеющие комплексы или просто застенчивые. Компьютер же позволяет все изменить, почувствовать себя сильным, ловким, общаться на новом уровне.
Но что получается? В виртуальном мире он герой, а на практике, в реальной жизни, у подростка снижается концентрация внимания, проблемы с памятью, ухудшение качества разговорной речи. Подростки стали меньше читать, компьютер заменяет им книгу. Общаясь в чатах, социальных сетях, ВКонтакте, они не следят за правильностью написания, грамотностью, и, как следствие, в повседневной жизни начинают также безграмотно говорить, имеют проблемы с постановкой фраз, они вообще в принципе начинают плохо выражать свои мысли. В качестве примера достаточно послушать общение 14–15-летних детей и все становится ясно. Самое интересное, что «благодаря» такому виртуальному общению, дети и обычную речь начинают плохо воспринимать, появляются проблемы с чтением и анализом текста в учебнике. Ведь недаром они говорят: «Мы читать не будем, вы лучше скажите, что делать». Но и это «скажите» приходиться повторять по нескольку раз, пока дети не поймут, что от них требуется.
Таким образом, если физическое воздействие компьютера оказывается только на самого человека, то последствия психической зависимости затрагивают не только самого зависимого, но и окружающих его людей, что вдвойне опасно. Ведь недаром последнее время все чаще стали случаться преступления именно на основе этого вида зависимости. Психические последствия видны в полной мере – дети стали очень возбужденными, их не успокоить, по статистике, самые зверские преступления совершаются именно подростками. И неудивительно, они играют круглыми сутками, постоянно в курсе всех новинок игр. Вот только реальность их совсем перестала интересовать, она стала помехой в их игре.
Ученые отмечают способность компьютера и Интернета делать человека изолированным от общества (наши дети все чаще сидят дома за компьютером, вместо того, чтобы быть на свежем воздухе), депрессивным или наоборот, агрессивным, способствовать уменьшению времени реального общения с друзьями, стремительного сокращения количества друзей. Ребята становятся уязвимыми и зависимыми от компьютера и Интернета, они вообще не мыслят себя без этого.
Еще одной проблемой отсутствия сохранения здоровья является использование электронных учебников. С одной стороны, это конечно удобно для ученика: нет необходимости носить большое количество учебников (что всегда отражается на здоровье первоклассников, вынужденных носить огромные ранцы), но, с другой стороны, никто не проводил лабораторные исследования на предмет пагубного воздействия на зрение. Ведь ребенок проводит в школе достаточно большое количество времени, на уроках мы постоянно работаем с учебниками, что и приведет к проблемам со здоровьем. Эта проблема отсутствия здоровьесбережения должна стоять на первом месте.
Один учащийся признался: «Вы представляете, у меня компьютер сломался, и мне пришлось весь день заниматься уроками, вместо того, чтобы играть». И столько мучений прозвучало в этой фразе: вместо того, чтобы играть с утра до ночи, он вынужден был делать домашнее задание! А ведь и дети, да и порой родители, стали забывать о том, что первая обязанность ребенка – учиться. Ведь компьютер должен выступать как вспомогательный инструмент, помощь в обучении, а получается наоборот. Обучение становится помехой, на первом месте компьютер, который, к сожалению, приносит больше вреда, чем пользы. И сколько бы не говорили медики о здоровье, его сбережении, все равно наши дети продолжают играть, общаться в соц.сетях и даже случай с новозеландским подростком, введение в медицине официального заболевания «компьютерный тромбоз», к сожалению, их не пугает.
Эта паутина затягивает все большее количество подростков, которые обладают способностью быстро приспосабливаться к этому миру. Все это приводит их к отсутствию фантазии, снижение эффективности памяти. Иллюзия реальности, которая создается играми и Интернетом, создает возможность формирования безответственности и подростка, что, безусловно, пагубно влияет на его психику. И легко эту проблему решить не удастся, необходимо будет привлечение специалиста.
Все это пагубно отразится на нашем обществе в будущем в целом.