Предмет: краеведение.
Класс: 2
Преподавание курса краеведения в начальной школе через применение информационных технологий способствует многогранному развитию личности.
Актуальность работы в том, что данный урок есть не отдельно взятый фрагмент, а звено непрерывного развивающего процесса.
Цель урока: углубить и расширить представления обучающихся о реке Каме.
Задачи:
- Познакомить детей с историей реки Камы, используя различные источники.
- Заинтересовать детей изучением истории, природы, жизни людей родного края.
- Воспитывать чувство патриотизма.
Средства обучения: книга Т.Б. Пегановой "Город, в котором мы живём", рабочая тетрадь, тест для учащихся "Что мы знаем о Каме", карточки со словами, компьютер, монитор, медиа-проектор, экран или компьютерный класс.
Ожидаемые результаты: заинтересованность детей изучением истории родного края, развитие познавательного интереса, воспитание патриотических чувств.
При создании презентации использованы компьютерные технологии: программа Microsoft PowerPoint, Windows Movie Maker .
Целесообразно использовать на уроке тест " Что мы знаем о Каме" для закрепления знаний, развития устойчивости внимания, приёмов анализа, самоконтроля и позитивного отношения к учебной деятельности.
Тест (прилагается) так же предлагается на печатной основе. Поэтому его можно использовать в разных вариантах. Сначала дать на печатной основе, затем проверить на компьютере или предложить в электронном варианте в компьютерном классе.
Тест состоит из 6 вопросов - слайдов. Рассчитан на 5 минут.
Для ответа нужно кликнуть мышкой на выбранный ответ.
При правильном ответе последует звуковой сигнал - аплодисменты;
Если ответ неверный, то прозвучит барабанная дробь.
На заключительном этапе показывается фильм, составленный из рисунков обучающихся 2 класса по теме "Как на Каме, на реке " (программа Movie Maker)
Ход урока
1. Организационный момент.
- Родина. Отечество. Отчизна. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились. По-разному рождается у человека чувство любви к родине. И мы ребята сегодня будем объясняться в любви нашей матушке-реке Каме. Тема урока " Кама - славная река".
2. Введение в тему урока:
- А что вы знаете о Каме? (дети говорят)
- Выберите слова, которые подходят к теме урока, поясните выбор. (слайд2)
(убрать лишние слова, которые не относятся к реке Каме, у детей есть такие же карточки - работают в паре; проверка по компьютеру)
КАМА: рыба, река, пляжи, вода, теплоход, пристань, отдых, Сарапул, Удмуртия, широкая, глубокая, Ижевск, солёная, море, дельфины. Убираются: Ижевск, солёная, море, дельфины.
3. Работа по теме урока.
- Сегодня мы пополним наши представления о реке Каме новыми знаниями и думаю, что ещё больше будем любить наш край.
- Показ слайдов. Дети рассказывают историю о реке Каме.
1)
Кама, Кама, родная река. (слайд 3)
Ты, как песня, светла, глубока.
И , как песня берёшь ты начало
В родниковом Удмуртском краю
Чтоб со славой пройти по Уралу
И вернуться в сторонку мою.
2) Далеко-далеко, в Удмуртском краю, в лесах северных, есть деревенька Карпушата. На окраине её стоит вековая берёза, под берёзой ключ. Там, в Кезском районе, берёт своё начало великая река Кама.
3) Чистый небольшой родничок обрамлён свежим штакетником. Ключ бежит по мелким камешкам, попадает на желобок, с него в небольшую запруду. От запруды течёт дальше, собирая по пути воду бесчисленных ручейков и реки Быструшки, соединяется затем со своей сестрой Камой - Якунинкой (слайд 4)
3) Длина реки 1804 км. В старину Каму называли Белой. Потому что исток её под берёзой белой, соединяется она с рекой Белой. Башкиры называют её Агидель - белая от пены. (слайд 5)
4) Существует легенда. (слайд 6)
Когда те люди были великаны с сосновыми вершинами вровень! И решили великаны заставить Каму работать на себя. Собрали со всех полей огромные камни - валуны и стали бросать их в воду: пусть будет большая запруда!
Удивлённая Кама приподняла над берегом свою серебряную голову, спросила у людей:
"Что вам надобно, добрые люди". Поклонились ей в ответ великаны. Отвечают: "Сила твоя велика, матушка Кама - река, остановись на минутку, помоги нам. Покрути мельничные жернова - дай нам отведать белой крупчатой муки". Ничего не ответила им Кама. Выбросила на берег все камни, что великаны скидали на дно. Видно, не пришло их время.
На всём протяжении это равнинная река, по берегам которой издавна растут леса.
На ней построены 3 ГЭС - Камская, Воткинская и Нижнекамская. (слайд 7)
Кама богата рыбой - стерлядь, лещ, окунь, жерех. (слайд 8)
Ещё люди добывают гальку для изготовления бетона, сплавляют по реке лес. Кама судоходна.
Кама - самая крупная река в Удмуртии (слайд 9)
4. Физкультминутка.
Наша Кама широка!
Наша Кама глубока!
Не видать за горизонтом!
Вот какая красота!
Мы поплаваем по Каме.
Так помашем мы руками.
А теперь глубокий вдох!
Бульк! И нет никого.
Вынырнем все дружно!
Учиться дальше нужно!
Капитаны! Внимание!
Вдалеке виднеется белый теплоход!
Посмотрите вправо, посмотрите влево!
Глаза плавно закрыли, а теперь открыли!
- Много книг о Каме написали наши земляки. (слайд 10)
Про историю Камы можно узнать в книге Татьяны Борисовны Пегановой "Город, в котором мы живём", из книги Зои Александровны Ерошкиной "На реке", из книги Лидии Анатольевны Будогоской " Повесть о рыжей девочке", из книг серии
"Сарапульское детство" и многих других.
Мы сегодня познакомимся с материалами книги " Город, в котором мы живём".
Остановимся на отрывках из книг Зои Ерошкиной и Лидии Будогоской.
5. Работа с текстом на стр. 91 (чтение со стопами)
1) Почему люди селились по берегам рек?
2) Где находится исток реки Кама? (У деревни Карпушата)
3) Каковы версии происхождения названия Камы? (Башкиры выдра, удмурты - длинная)
4) Сколько видов рыб в Каме (20 видов); наиболее ценные: стерлядь, окунь, лещ, сазан.
5) В какой книге Лидии Будогоской упоминается о Каме?
("Повесть о рыжей девочке")
6) Почему мы гордимся Камой рекой?
- Какие красивые слова о Каме можно подобрать, прочитав этот текст?
(слова - карточки: Кама- труженица, Кама- красавица, Кама - кормилица )
6. Работа с текстом на стр. 93.(о деревне Карпушата - истоке Камы).
- Ещё одна писательница Зоя Анатольевна Ерошкина посвятила книгу реке Каме. Она называется "На реке". Зоя Ерошкина родилась и выросла в Сарапуле в семье купца. В юности покинула город, но с любовью вспоминала его всегда. (Зачитывают вслух отрывок о Каме)
- О чём говорит писательница?
(Это ещё одно признание в любви.)
7. Закрепление полученных знаний.
- На следующем уроке мы продолжим знакомство с историей реки Камы. Сегодня на уроке вы многое узнали о Каме. Чтобы подтвердить звание настоящих знатоков родного края, ответим на вопросы теста
"Что мы знаем о Каме". Затем проверим по компьютеру.
(слайд 11-17)
- Вы - настоящие знатоки родного края!
8. Итог.
- Мы любим нашу Каму и хотим представить фильм 2 "а" класса
"Как на Каме - на реке" (фильм-слайд 18).
- Спасибо за урок!
Приложение
ТЕСТ "Что я знаю о Каме"
Фамилия, имя_______________________________
1. Название деревни, где Кама берёт своё начало.
А) Маракуши
Б) Дубровушки
В) Карпушата
2.В старину Каму называли:
А) Быстрая
Б) Жёлтая рыба
В) Белая
3. Удмуртское слово "Кама" значит:
А) "длинный"
Б) короткий"
В) "медленный"
4. Длина реки Камы:
А) около 1 тысячи км
Б) более 2 тысяч км
В) 1804 км
5. Кто из известных земляков называл Каму "кормилицей":
А) Надежда Андреевна Дурова
Б) Павел Андреевич Башенин
6. Книга Зои Ерошкиной называется:
А) "На Каме"
Б) "На реке"
В) "Кама"