Цели:
Образовательные:
- Способствовать расширению и углублению знаний обучающихся о химических элементах, строении их атомов и классах неорганических соединений.
- Формировать умения из всей из всей широты накопленных знаний выделять главное, существенное, делать выводы.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, память, познавательную активность обучающихся.
Воспитательные:
- Воспитывать у обучающихся культуру поведения, общения друг с другом во время мероприятия.
Оформление кабинета: Таблица Менделеева, девиз на экране: "Иметь смелость знать" (Гораций)
Оборудование: карточки - задания, жетоны разных цветов, доска.
Форма проведения мероприятия - интеллектуальная игра.
Правила проведения игры:
1. В игре принимают участие 2 команды по 6 человек, которые получают домашнее задание: составить для команды соперников по 2 вопроса по пройденным темам.
2. В игре принимают участие болельщики. Болельщик, правильно, ответивший на вопрос ведущего получает жетон, который он может отдать любой команде.
3. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
4. Жюри подводит и объявляет итоги по каждому конкурсу.
Ход мероприятия
Организационный момент: Проверка готовности команд к игре. Инструктаж и объяснение правил игры.
Вступительная часть:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю сегодня поиграть в интеллектуальную игру "Химический калейдоскоп". Эта игра для тех, кто хочет больше узнать о химии. В игре принимает участие две команды. За каждый правильный ответ вы получаете баллы. Победит та команда, у которой больше баллов. Остальные присутствующие- болельщики принимают участие в предложенных конкурсах и поддерживают команды. Судит нашу игру будет компетентное жюри (представляет учитель).
В программе конкурса "Химический калейдоскоп":
- Разминка (Приложение№1)
- Конкурс "Кто быстрее?" для капитанов (Приложение№2)
- Конкурс " Из одной формулы - другие" (Приложение№3)
- Конкурс - головоломки "Заморочки из бочки" (Приложение №4)
- Конкурс "Ты мне, я - тебе" (домашнее задание) (Приложение №5)
- Конкурс "Знатоки"(Приложение№6)
- Игра с болельщиками "Загадки" (Приложение№7).
Ученик: Демонстрирует опыт с надписью "Химический калейдоскоп" (на листе бумаги сделана надпись щелочью, которую сбрызгивают раствором фенолфталеина из пульверизатора и появляется название мероприятия)?
Учитель:
И снова спорим мы с судьбой
Уж мы такие люди,
И снова мы готовы в бой,
Хотя он трудным будет.
Предметов всех не перечесть
Но выбор наш не труден,
Мы славим химию, что есть
Но трижды ту, что будет!
Основная часть:
1. Разминка проводится в форме "вопрос - ответ". Учитель задает вопросы по очереди первой и второй командам, обучающиеся отвечают. Если команда отвечает на вопрос неправильно или не отвечает на него, то вопрос передается другой команде. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Вопросы конкурса - приложение №1.
2. Конкурс капитанов "Кто быстрее?". Обучающие должны составить названия химических элементов из букв, слогов слова - названия химического элемента, а также найти эти химические элементы по таблице Менделеева. За каждое выполненное задание команда получает один балл. Задания конкурса - приложение №2.
3. Конкурс "Из одной формулы - другие". Дается формула кислоты. За 5 минут составить как можно больше солей этой кислоты и назвать их. За каждую правильно составленную формулу команда получает один балл. Задание конкурса - приложение №3.
4.Конкурс - головоломки "Заморочки из бочки". Командам даются задания на смекалку, внимательность. Если команда не может дать правильный ответ, то на этот вопрос отвечает другая команда и только потом, в случае неудачи болельщики. Задание конкурса - приложение №4.
5. Конкурс "Ты мне, я - тебе". Первая команда задает два вопроса второй команде, вторая - два вопроса первой (домашнее задание). За правильный ответ команда получает 1 балл. Задание конкурса - приложение №5.
6. Конкурс "Знатоки". Учитель называет слово, состоящее из различных букв, обучающийся записывает это слово в таблицу так, чтобы в каждой верхней графе находилось по одной букве. Каждая команда записывает за 3 минуты любые химические термины, начинающиеся с данной буквы. Каждый правильный ответ один балл. Задание конкурса - приложение №6.
7. Игра с болельщиками - "Загадки". Подведение итогов мероприятия. Подводятся итоги, и жюри сообщает результаты. Лучшая команда награждается. Кроме этого все члены команд получают оценки. Оценки выставляет каждому обучающемуся вся команда. Учитель внимательно следит за игрой и, в свою очередь, тоже выставляет оценки всем участникам игры. Оценка учителя и оценка, выставленная командой, как правило совпадают. Особо отмечаются учителем капитаны команд, так как они выполняли самую трудную работу и в подготовительный период, и во время игры. Задание конкурса - приложение №7.
Используемая литература.
- Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера - М: 5 за знания, 2006.-192с.-(Методическая библиотека)
- Парменов К.Я. Книга для чтения по химии. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1995.
- Сомин Л. Е. Увлекательная химия. М.: Просвещение, 1978.
- Титова И.М., Угрюмов П.Г. Методические рекомендации по использованию химических загадок во внеклассной работе по химии. Л ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.