Искусство смягчает нравы.
Античный афоризм
В современных условиях модернизации российского образования, направленного на его демократизацию и гуманизацию, заметно изменилось отношение к образовательной области "Искусство", как эффективного средства духовно-художественного формирования личности школьника.
Спецкурс "Национальная культура, история развития" для учителя, ведущих уроки в V классах, дает возможность познакомить каждого школьника с духовным наследием предыдущих поколений, осознать свои национальные корни.
Для растущего человека емким понятием "Родина", в сущности исчерпывается все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа, духовные и материальные ценности, созданные соотечественниками.
Одна из причин многих недоразумений во взаимоотношениях между людьми заключается в недостаточном знании друг друга. Это касается всех сторон жизни человеческого общества, в том числе и межнациональных отношений.
Художественное образование и эстетическое воспитание школьников предполагает овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном искусстве. Самостоятельное составление композиций, ознакомление с творческим наследием известных художников, мастеров декоративного искусства прошлого и настоящего, развитие и формирование творческих способностей, художественных интересов и потребностей.
Изобразительно-пластическая, поэтическая, музыкальная, трудовая культура народа Северного Кавказа рассматривается, как живое творческое явления включается в современную жизнь подрастающего поколения.
Активное освоение учащимися традиций народного искусства в его главных видах дает возможность восстановить в России национальные основы процесса становления и развития личности. Наиболее благоприятные условия для этого имеются в классах, где можно использовать углубленный спецкурс художественно-эстетического цикла.
Программа поможет больше узнать о крае и селе, где мы живем; познакомиться с народными традициями и обычаями, ремеслами; достижениями народных умельцев; сформировать самосознание, изучить историю и духовные ценности народа. Она отражает национальные особенности художественной культуры, народного искусства, быта и природных условий конкретного российского региона. Поэтому проблема интеграции материалов художественной культуры народов Адыгеи и Кубани в содержание федеральных программ предмета "Изобразительное искусство" является одной из актуальных. Недопустимо в современных условиях обновления российского образования исключить из учебного процесса изучение в школе художественных ценностей регионального искусства, имеющих большую социальную и эстетическую значимость для учащихся. Программа спецкурса комплексная и экспериментальная и обусловлена работой по воспитанию исторической культуры у учащихся, что помогает им создать единство мира и определить свое место в нем на основе общечеловеческих ценностей.
Нынешним молодым людям предстоит построить исторический фундамент третьего тысячелетия. Его прочность будет зависеть от того, насколько его строители поймут, что народы с разными культурами, религиями, бытом могут жить в мире и согласии духовно и материально обогащая друг друга, что междоусобные конфликты ведут к разорению, что в гражданских войнах не может быть героев и побежденных.
Цель программы: воспитание школьников патриотами своей Родины, знающими и уважающими свои "корни", традиции и обычаи своего народа. Дать системное представление об общих проблемах культуры, характерных особенностях генезиса художественной культуры адыгов и народов Кубани, в частности, таких ее компонентов, как прикладное искусство и орнамент, имевших большое значение в развитии этноса..
Основные учебно-воспитательные задачи курса подчинены становлению и развитию личности школьника на национальной и толерантной основе:
- Эстетически воспитывать школьников, формировать их национальную и духовную культуру. Потребность постоянно обращаться к традициям национальной культуры в изобразительном искусстве.
- Способствовать дальнейшему формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения через развитие ассоциативного творческого мышления в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом.
- Развивать сознание того, что самобытная традиционная культура каждого народа России - общее достояние нашего Отечества, их вклад в мировую культуру, наследия, достояние уважения и сохранения в веках;
- Развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность.
- Познакомить с декоративно-прикладным наследием народов Северного Кавказа. Формирование у школьников нравственно- эстетической отзывчивости к современному изобразительному искусству Адыгеи и Кубани, и в целом - республик Северо-Западного Кавказа (прикладному, изобразительному искусству, фольклору, музыке, танцам);
Воспитание у подростков ценностного отношения к культуре и искусству своей малой Родины, воспитание средствами искусства народов Адыгеи и Кубани, культуры межнационального общения, толерантности, гуманности, миролюбия, т.е. воспитание с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА и КРАСОТЫ
Следует отметить. Что рекомендуемые в программе учебные задания, темы являются примерными. Особое внимание уделяется индивидуальным особенностям, склонностям и направленности художественных интересов.
Круг тем самый разнообразный: дом, мифические темы, национальный костюм, предметы декоративно-прикладного искусства.
Выполнению тематического рисунка предшествует целенаправленная подготовительная работа по заданию педагога - наблюдение, сбор иллюстративного материала. Для поощрения интереса, самостоятельности учащихся, проявления их индивидуальности следует предоставить им как можно больше свободы в выборе конкретной художественной техники.
Во время выполнения творческих работ полезно демонстрировать репродукции, иллюстрации предметов декоративно-прикладного искусства и презентации с произведениями художников Северного Кавказа на темы, аналогичные темам детских рисунков.
Рисование композиций на мифологический сюжет, по мотивам устного народного творчества, литературных произведений расширяет мировоззренческие представления учащихся, будят их воображение, фантазию, обогащают духовно, воспитывают чувство толерантности к национальным традициям.
Необходимо в разработке регионального компонента не утратить понимание того, что народное искусство на региональном уровне рассматривается как часть художественной отечественной культуры. Поэтому оно представляется как мир целостности, включающий отношение человека к человеку, к миру, отношение искусства одного народа к искусству и культуре другого народа, это поможет избежать проявления местничества, субъективизма, и элементов национализма.
Занятия планировались с учетом принципа интеграции, предусматривающего комплексное изучение духовно-художественной культуры этноса как целостной системы, охватывающей все ее ответвления: прикладное искусство, орнамент, музыку, танец, фольклор и современное искусство профессиональных художников-прикладников.
Формы и методы проведения занятий.
В спецкурс включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. В работе по народному искусству ясно прослеживаются разные типы уроков: уроки упражнений, уроки вариаций, уроки импровизаций, помогающие создать условия творческого участия школьников в учебном процессе; уроки обобщающего типа: уроки - образы по сценарию и уроки - праздники как формы коллективной работы; уроки формотворчества и экспериментирования. Игра и сказка рассматриваются как один из методических приемы в организации творческой работы школьников на занятиях.
От родного слова, родной песни, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к художественной культуре народов мира - таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей. Это позволит им понять принципы взаимодействия всех типов художественного творчества в системе национальной культуры и культуры народов мира.