Цели урока:
- Познавательные: познакомить учащихся с условиями выбора гласных в суффиксах существительных -ек- - -ик-, систематизировать языковые факты, относящиеся к данной теме, развивать у учащихся способность в совершенствовании культуры своей речи.
- Практические: формировать умение видеть орфограмму "Гласные в суффиксах -ек- - -ик-", повторить словообразовательный разбор, орфограмму "Правописание суффиксов -чик (-щик)", развивать речь учащихся.
- Общепредметные: развивать логическое мышление учащихся, учить делать выводы, классифицировать языковые явления, развивать орфографическую зоркость.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Синтаксическая пятиминутка.
Записать предложение, произвести синтаксический разбор, составить схему.
Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.
III. Повторение изученного.
Распределите слова в два столбика. Графически выделите орфограммы.
Рассказчик, заказчик, летчик, барабанщик, советчик, экскаваторщик, разведчик, каменщик, стекольщик, буфетчик, перебежчик, переписчик.
-чик- -щик-
IV. Сообщение темы. Работа по теме.
Чтение стихотворения учителем.
О грамоте и о больной ноге.
Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:
- Будь другом, напиши письмо, а то я не умею...
- Нет, не могу, нога болит, -ответил хмуро тот. -
Через неделю приходи, авось нога пройдет.
- Да разве пишешь ты ногой? - неграмотный спросил.
- Нет, мне по адресу с письмом ходить не хвати сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня мое письмо никто не разберет.
(В. Гончаров)
- Что нужно было грамотею для того, чтобы не ходить самому с письмом к адресату? (Правильно и красиво писать)
- Что значит "правильно писать"? (Писать без ошибок, грамотно)
- Какие пословицы и поговорки о грамотности вы знаете?
- Кто в грамоте горазд, тому не пропасть.
- Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.
- Век живи - век учись.
- Не стыдно не знать - стыдно не учиться.
- Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.
- Грамоте учиться - всегда пригодиться.
- Сперва аз да буки, потом другие науки.
- Без грамоты, как без свечки в потемках.
- Ученье - свет, неученье - тьма.
- В пословицах и поговорках скрывается народная истина. С какой мудростью поделились с нами далекие предки? Каков общий смысл этих высказываний? (В жизни, в первую очередь, важно быть грамотным человеком)
- Запишите слово ГРАМОТНОСТЬ, подчеркните буквы, в написании которых можно ошибиться. Произведите словообразовательный разбор слова. (Грамотность-грамотный-грамота)
- Умению грамотно писать, т.е. грамотности мы учимся на каждом уроке русского языка. Сегодня вы станете грамотнее еще на одно правило. Вы научитесь безошибочно писать гласные в суффиксах существительных -ек- - -ик-. Запишите тему урока.
Посмотрите на вспомогательную таблицу и попробуйте объяснить, почему в слове ДОМИК суффикс -ик-, а в слове ГОРОШЕК - -ек-.
Им. пад. Род. пад. горошек горошка домик домика
Вывод: гласная с суффиксе -ЕК- беглая, при склонении она не сохранилась.
Откройте учебник, прочитайте правило.
Тренировочные упражнения.
Запись с комментированием. Графически выделить орфограммы.
Внучек, горошек, диванчик, огурчик, калачик, звоночек, карандашик, комочек, листочек, ключик, молоточек, ножичек, мальчик, огонечек, орешек, сыночек, цветочек, кирпичик, кустик, листик, мостик, носик, стульчик, свисточек.
- При помощи суффиксов -ек- - -ик- предметы становятся меньше. Ср.: орех-орешек, самолет-самолетик. Такие суффиксы называются УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ. К ним относятся и такие: -ушк, -ышк, -иньк, -инк, -еньк.
- Запишите существительные барабанчик, вагончик, рубчик, трамвайчик слева в столбик, выделите суффикс. Какой смысл приобретут эти существительные, если в них букву ч заменить буквой щ? Запишите подученные слова справа, выделите суффикс.
V. Самостоятельная работа (дифференцированно)
В слова вставить пропущенные буквы, графически выделить орфограмму.
Вариант 1.
Овражек, человечек, уголочек, кулечек, денечек, пенечек, огонечек, пузыречек, ножичек, веничек, следочек, попугайчик, трамвайчик, зайчик, комарик, стаканчик, фонтанчик, балкончик, гвоздик.
Вариант 2.
В саду зацвел душистый горошек.
Летчик готовился к очередному полету.
Через овражек перекинут мостик.
Гонщики должны были пройти на байдарках до острова.
Он был неутомимый спорщик.
В дверь позвонил разносчик телеграмм.
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание.