Занятие для старшеклассников "Конфликты и их профилактика"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (42 МБ)


Цель: осознание старшеклассниками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях и формирование эффективных навыков поведения в конфликте.

Задачи:

  • ознакомить с теорией конфликта: виды, функции, стадии и формулы конфликта;
  • выявить собственный стиль поведения в конфликной ситуации;
  • способствовать формированию навыков конструктивного общения.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация занятия, раздаточный материал

Раздаточный материал: листы формата А4, памятки "Как решать конфликты", "Стили реагирования в конфликтных ситуациях", бланки для самодиагностики.

Ход мероприятия

Организационная часть. (Слайд 1)

Ведущий:

- Приветствуем Вас на занятии, тема которого "Конфликты и их профилактика". Согласитесь, что данная тема очень актуальна, ведь в повседневной жизни мы являемся свидетелями, а зачастую и участниками различных конфликтов. По мнению социолога В.А.Ядова: "Конфликт - это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации". Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того, чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия. Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта. На сегодняшнем занятии мы рассмотрим теорию конфликта и способы выхода из него, определим свой тип поведения в конфликтной ситуации, это в дальнейшем позволит нам более конструктивно разрешать конфликт. (Слайд 2).

Теоретическая часть

Ведущий:

- И так, перейдем к самому понятию конфликт. Конфликт (от лат. conflictus) означает столкновение. Или же конфликт можно понимать как противостояние субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого. (Слайд 3).

Что же является источником возникновения конфликтов: (Слайд 4). Прежде всего это - неумение контролировать своё эмоциональное состояние; скрытность; недопонимание; агрессивность; различие целей, интересов и т.д.

А теперь Вашему вниманию, мы предлагаем рассмотреть теорию конфликта в необычной интерпретации. Просмотр фрагмента мультфильма "Контакты. Конфликты" выпуск 1, авторы: Е.Гамбург, А.Еегидес, текст М.Жванецкого, киностудия Союзмультфильм, 1984. (Слайд 5 ).

(Слайд 6 ) Виды конфликтов разнообразны, веделяют:

  • Внутриличностный, где участниками конфликта выступают не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства. Это так называемое умение "жить в ладу с самим собой".
  • Межличностный конфликт - это самый распространённый тип конфликта. представлен двумя сторонами. Чаще всего - это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т.д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.
  • Межгрупповой конфликт. Участниками являются различные группы, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями.
  • Между личностью и группой. Группа устанавливает свои нормы поведения и общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.
  • Социальный конфликт - это ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие - то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга.

(Слайд 7) Функции конфликта:

Позитивные:

  • разрядка напряжённости между конфликтующими сторонами;
  • получение новой информации об оппоненте.

Негативные:

  • большие эмоциональные, материальные затраты;
  • ухудшение отношений;
  • потеря контактов.

Таким образом, конфликт нельзя рассматривать только как отрицательное явление.

Каковы же стадии конфликта? (Слайд 8)

  • стадия - возникновение конфликта (появление противоречия)
  • стадия - осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы с одной стороны. В конфликтной ситуации стороны предвзято воспринимают реальность и видят только факты, подтверждающие их интерпретацию конфликта. Приведём пример из древнекитайской литературы: "Пропал у одного человека топор. Подумал он на сына своего соседа и стал к нему приглядываться: ходит, как укравший топор и глядит, как укравший топор, говорит, как укравший топор. Словом, каждый жест, каждое движение выдают в нём вора. Но вскоре тот человек стал вскапывать землю в долине и нашёл свой топор. На другой же день посмотрел он на сына соседа: ни жестом, ни движением не похож тот на вора".
  • стадия - конфликтное поведение.
  • стадия - исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта)

Существуют несколько формул конфликтов.

Рассмотрим первую формулу (Слайд 9)

КС + ИНЦИДЕНТ = КОНФЛИКТ

Конфликтная ситуация (КС) - накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент - стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

(Слайд 10) Разрешить конфликт по этой формуле - это значит:

  • Устранить конфликтную ситуацию;
  • Исчерпать инцидент.

(Слайд 11) Вторая формула конфликта

КС+КС1+КС2 = КОНФЛИКТ

Каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для другой.

(Слайд 12) Разрешить конфликт по этой формуле - это значит: устранить каждую из конфликтных ситуаций КС, КС1, КС2

(Слайд 13) Самодиагностика

Тест "Понимание пословиц"

Цель: определение способа поведения в конфликте.

Каждому старшекласснику раздаётся бланк ответов с тектом пословиц <Приложение 1>.

Ведущий зачитывает каждую пословицу, а обучающиеся в бланк ответов заносят соответствующий балл. Возможен вариант самостоятельной работы с данной методикой.

Инструкция: внимательно прочтите предлагаемые пословицы. По 5-ти балльной шкале определите свое личное отношение к каждой пословице и ее использование в своем обычном поведении:

  • 5 баллов - типично для поведения;
  • 4 балла - часто;
  • 3 балла - иногда;
  • 2 балла - редко;
  • 1 балл - совсем нетипично;
  • 0 баллов - не понял смысл пословицы.

Список пословиц:

  1. Худой мир лучше доброй ссоры.
  2. Если вы можете заставить другого думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.
  3. Мягко стелет, да жестко спать.
  4. Рука руку моет.
  5. Один ум хорошо, а два - лучше.
  6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
  7. Кто сильнее, тот и прав.
  8. Не подмажешь - не поедешь.
  9. С паршивой овцы - хоть шерсти клок.
  10. Правда - то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
  11. Кто ударит и убежит, тот может драться и на следующий день.
  12. Слово "победа" четко написано только на спинах врагов.
  13. Убивай врагов своей добротой.
  14. Честная сделка не вызывает ссоры.
  15. Не у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
  16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
  17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
  18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
  19. Ты мне - я тебе.
  20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
  21. Кто спорит - гроша не стоит.
  22. Кто не отступает - тот обращает в бегство.
  23. Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый - не одной.
  24. Кто дарит, друзей наживает.
  25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
  26. Лучший способ решать конфликты - избегать их.
  27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  28. Кротость торжествует над гневом.
  29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
  30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
  31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
  32. В этом мире есть две породы людей: победители и побежденные.
  33. Если в тебя швырнули камень - брось в ответ кусок ваты.
  34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.
  35. Копай и копай, без устали: докопаешь до истины.

Обработка теста:

Полученные оценки суммируете по столбцам. Наибольшая сумма указывает на индивидуальные особенности поведения (Слайд 14).

Ведущий просит поднять руки обучающихся, которые набрали больше всего баллов по I шкале и раздаёт им картинки с изображением черепахи; по II шкале - картинки с изображением акулы; по III шкале - картинки с изображением медвежонка, по IV - лисы, по V - совы. <Приложение 2>.

Ведущий: "По мнению психолога Э.Фромма, у каждого человека жизненная стратегия сосредоточенна на решении двух основных вопросов: достижение своих личных целей - материальных, духовных, престижных и т.д. и создание хороших взаимоотношений с другими людьми. Между этими полюсами возможны разные сочетания с преимущественной ориентацией в ту или иную сторону. Они и составляют предлагаемую ниже типологию. (Обучающимся раздаются памятки "Стили реагирования в конфликтных ситуациях"). <Приложение 3>.

(Слайд 15 ) Тип I "Черепаха" - уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание).

(Слайд 16) Тип II "Акула" - силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование).

(Слайд 17) Тип III "Медвежонок" - сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость).

(Слайд 18) Тип IV "Лиса" - стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс).

(Слайд 19) Тип V "Сова" - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество)".

На доску с прикреплёнными изображениями животных заносится количество стилей поведения по каждой шкале и делается вывод о преобладающем в данной группе стиле поведения в конфликтной ситуации.

Теперь вы знаете свой стиль поведения в конфликте.

А разрешить конфликт Вам поможет следующий алгоритм: (Слайд 20)

1 шаг: Почему?

Узнать почему участники конфликта хотят того, чего они хотят.

2 шаг: Зачем?

Установить потребности участников, а не только их цели

3 шаг: Как?

Каковы варианты решения?

4 шаг: Что?

Какое решение устроит всех.

Чтобы не допустить возникновение конфликта необходимо знать правила бесконфликтного общения: (Слайд 21)

  1. Не употребляйте конфликтогены: это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.
  2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
  3. Проявляйте эмпатию (эмоциональную восприимчивость) к собеседнику.
  4. Делайте как можно больше благожелательных посылов.

Если всё же конфликт назрел существуют эффективные способы его разрешения: (Слайд 22)

  1. Нельзя откладывать решение назревшего конфликта.
  2. Если конфликт неизбежен, сами выступайте его инициатором.
  3. Стремитесь искренне и серьёзно понять точку зрения другого.
  4. Свою ошибку, неверный шаг признавайте быстро, опережайте возможную критику.
  5. Удерживайте за собой инициативу, диктуя эмоции, в первую очередь - спокойствие.

Таким образом, решение конфликтов не в примирении позиций, а в прояснении интересов, кторые позволяют перебирать варианты разрешения ситуации.

Перейдем к практическому заданию. (Слайд 23). Саморефлексия "Мои возможности"

  1. На листе бумаги нарисуйте собственную ладонь.
  2. В центре ладони напишите самую главную причину, которая мешает вам конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях.
  3. В контуре каждого из пальцев напишите то, новое, что вы узнали и что, может вам пригодиться для решения возможных конфликтов.

Старшеклассники в течение 5 минут выполняют предложенное задание. После этого желающие озвучивают свои ответы.

Заключительная часть

В заключении мы хотим Вам предложить просмотр фрагмента мультфильма "Контакты. Конфликты". Выход из конфликта. (Слайд 24).

Выскажите, пожалуйста своё мнение о занятии (Слайд 25 ).

Что нового Вы узнали о конфликте?
Что Вас заинтересовало больше всего?
Что оказалось для Вас сложным?
Что больше всего понравилось?
Есть ли вопросы, оставшиеся без ответа?
Общее мнение о занятии?

Спасибо Вам за внимание (Слайд 26 ).

В конце занятия старшеклассники получают памятки "Как решать конфликты" <Приложение 4>.

Литература.

  1. Алберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. - СПб., 1998.
  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб., 2003.
  3. Баркли Р., Кэйпл Д. Теория и практика тренинга. - СПб., 2002.
  4. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. - СПб., 2001.
  5. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. - СПб., 2007.
  6. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб., 2005.
  7. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПб., 2004.
  8. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб., 1999.
  9. Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления. Социально- психологический тренинг. Москва Чистые пруды, 2007.
  10. Справочник по групповой писхокорекции. Под ред. О.И. Истратовой, Т.В. Эксокусто. - Феникс, 2011.