В каждом человеке есть доброе начало, и это начало нужно лишь беречь и развивать. Мысль Достоевского Ф. М., что каждый человек самоценен положена в основу всей деятельности школы. Потенциальные возможности души каждого человека поистине беспредельны. Школа должна не только транслировать знания, сохранять национальную память, но и дать возможность каждому ученику глубже понять себя и окружающих, раскрыть свой творческий потенциал, самореализоваться.
Самый важный первый принцип нашей школы – функционирование в гуманистической парадигме образования, при которой человек – главная ценность педагогической культуры. Учитывая большую пестроту возрастного, национального, конфессионального состава учащихся и характер совершённых ими преступлений, вторым принципом мы провозглашаем личностно-ориентированный подход к образованию, так как именно ему присущи человекообразующие функции – сохранение и восстановление телесного и душевного здоровья, личной свободы, духовности, нравственности, поиск смысла жизни.
Многие из учащихся пенитенциарных школ на долгие годы изолированы от общества.
Отсюда вытекает третий принцип нашей школы – ресоциализация личности учащихся. Любая цивилизованная форма образования должна выполнять и культурно-созидательную функцию, так как культуру нельзя сохранить иначе, как через человека.
Наша школа работает в режиме сменной (вечерней): часть учащихся работает в первую смену, учится во вторую, другая часть – наоборот. В условиях лишения свободы пенитенциарная школа является той нитью, которая связывает учащихся с остальным обществом и приобщает их к реалиям жизни. А ещё чаще педагоги пенитенциарных школ являются первыми и даже единственными из людей, говорящими ученику доброе слово.
Главная задача пенитенциарных школ – обеспечить смену мировоззрения учащихся, воспитать людей гражданского общества. Особенность пенитенциарной школы состоит в том, что её ученики как бы существуют в двух ипостасях – с одной стороны, осужденный, отбывающие наказание в исправительном учреждении, с другой – это наши ученики. Этим во многом определяются и уровень отношений в системе «Учитель-ученик», и содержание воспитательной работы, и учебные педагогические технологии.
В практике нашей школы метод проектов появился пять лет назад. В настоящее время этот метод реализуется в двух направлениях:
- Учебная деятельность – итоговые работы учащихся в конце учебного года по проблемам учебного материала данного года обучения, проект «Портфолио».
- Воспитательная работа.
Планирование учебного проекта.
Деятельность педагога.
1 этап – Выдвижение учителем темы проекта (для этого учитель выбирает учебный раздел, учебную тему, курс в соответствии с программой).
2 этап – Подбор состава творческой группы учащихся (исходя из сложности предстоящей работы).
3 этап – Формулирование дидактических целей и методических задач.
Деятельность учащихся.
4 этап – Формулирование проблем и выбор тем индивидуальных исследований учащихся. Ученики самостоятельно формулируют проблемы, темы индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта.
5 этап – Выдвижение гипотез решения проблем. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем, затем в ходе исследований они подвергаются проверке.
6 этап – Определение творческого названия проекта. Творческое название выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст, характер учащихся.
7 этап – Обсуждения плана работы учащихся индивидуально или в группах. Ученики продумывают пути проведения исследований: проведение анкетирования, опытов, сбор статистических данных, образцов, изучение источников информации и т.д.
8 этап – Самостоятельная работа групп. (Роль учителя – консультирование, методическая помощь, направление деятельности.)
9 этап – Защита полученных результатов и выводов. Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4-х минут. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Рекомендуется заранее разработать для учащихся оценочные листы на основе критериев оценивания.
10 этап – Оценивание результатов проекта школьниками и учителем. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых творческих работ по темам проекта.
Результатом применения данного метода стало повышение интереса к практической направленности предметов. Большее количество школьников принимают участие в проекте «Портфолио», легче осваивают трудные темы по различным предметам.
Роль ученика в проекте «Портфолио».
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом познавательной деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Следует признать, что каждый ученик имеет право:
- не участвовать ни в одном из предложенных проектов;
- участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях.
С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределенности при выполнении проекта вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер. Учащимся трудно:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
- осуществлять и аргументировать выбор, предусмотреть последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки учителя);
- сравнивать полученное с требуемым, корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс и результат проектирования.
Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов. При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию и уже не действует заданная учителем оценочная схема: «это верно, а это – нет».
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
- Выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, не только является фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.
- Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).
- Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например, формирует личный интерес к новому знанию, если ситуацию «провала» проекта создала неудачно подобранная информация.
Итоги.
В течение года предоставленные возможности учащимися были успешно реализованы. Практически все учащиеся активно участвовали в классных и общешкольных мероприятиях. Лучшие 25 учеников по итогам года были поощрены. Наиболее эффективными формами воспитательных проектов стали: праздники, конкурсы, соревнования, викторины, концерты, турниры и др.При исправлении и обучении осужденных использовались формы работы, адаптированные к местам лишения свободы, делался упор на формирование нравственных качеств личности.