Урок окружающего мира. Тема: "Зона арктических пустынь". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: познакомить детей с особенностями живой и неживой природы арктических пустынь.

Задачи.

Образовательные.

  1. Сформировать представление об Арктике; учить находить и показывать ее на картах и глобусе.
  2. Познакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе) значением природы данной зоны для человека, ее использованием.
  3. Учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.

Развивающие.

  1. Развивать познавательную активность, умение анализировать, наблюдать, делать выводы, высказывать своё мнение.
  2. Формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями.

Воспитательные.

  1. Воспитывать бережное отношение к природе.
  2. Воспитывать экологическую культуру учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации познавательной деятельности: игра-экспедиция, эвристическая беседа, рассказ, работа с учебником, работа в паре, работа с картой.

Место урока: данный урок проводится третьим по счёту при изучении темы “Природа России”.

Оборудование: учебник Плешакова “Мир вокруг нас”, рабочие тетради, атласы, карта “Природные зоны России”, физическая карта России, рисунки и фотографии, карточки с пропущенными словами, текст теста для каждого ребёнка.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность учащихся с ООП Примечание
Орган-й момент Здравствуйте, ребята.

Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке.
Проверили? Садитесь!

Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.  
Мобилизующий этап. Зачитывает строки из песни:

Где-то на белом свете,
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря,
Трутся об ось медведи,
Вертится земля.

Предлагает ответить на вопрос:

Как вы думаете, о какой природной зоне идёт речь в этой песне?

Да, это Арктика. Сегодня мы начинаем наше путешествие по природным зонам нашей большой страны. Но прежде проверим домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопрос учителя.

 
Проверка домашнего задания. Организует проверку домашнего задания в виде игр “Я знаю географические объекты” и “Найди лишний географический объект”. (Приложение 1).

Выполнение теста. (Приложение 2)

Двое учащихся у доски соревнуются: кто быстрее найдёт данный географический объект.

Дети выполняют тест на листочках

Вторая пара учащихся выполняет эти задания повторно.

Помощь учителя

Работа по физической карте России.

Листочки с тестами лежат на партах

Изучение нового материала Предлагает отправиться в экспедицию.

- Наш путь лежит к бескрайним просторам арктических пустынь Вот наша карта путешествий. У нашей экспедиции строгий маршрут. Рассмотрите карту путешествия.

На “льдине географов” мы выясним климатические условия Арктики, на “льдине ботаников” - какие встречаются растения, а на “льдине зоологов” - каков мир животных. Итак, в путь!

На льдине “географов” предлагает показать на карте географические объекты Арктики, рассказывает о климатических условиях природной зоны (Приложение 4) и предлагает вставить пропущенные слова в карточки. (Приложение 5)

На льдине “ботаников - изучение растений, приспособленных к жизни в Арктике (Приложение 4) Показывает изображения растений и гербарий, предлагает вставить пропущенные слова в карточки. (Приложение 5)

На льдине “зоологов” рассказывает о животных (Приложение 4) и показывает открытки. Предлагает рассмотреть рисунки в учебнике и назвать птиц и животных, обитающих в Арктике. Работа с карточками. (Приложение 5)

Рассматривают карту путешествия.

 

 

 

 

 

 

 

Находят и показывают географические объекты Арктики.

 

 

 

 

 

Вставляют пропущенные слова в карточках.

 

 

 

 

 

 

Рассматривают рисунки, открытки и гербарий. Вставляют пропущенные слова в карточках

 

 

 

 

Слушают рассказ, рассматривают рисунки, отвечают на вопрос учителя, вставляют пропущенные слова в карточки и зачитывают текст учебника вслух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помощь учителя

 

 

 

 

 

 

Помощь учителя при необходимости

 

 

 

 

 

 

 

Помощь учителя

На доске вывешивается карта путешествий. (Приложение 3).

Работа по атласам и карте природных зон России.

Карточки на партах у детей

Физминутка Что за чудо-чудеса?
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажёг огонь чудесный,
Золотой шатёр небесный.
Никого за тучей нет,
Это с неба льётся свет!
Дети выполняют движения за учителем, отгадывают загадку.

Руки вверх,

Плавное покачивание руками в стороны

Повороты в стороны

Руки вверх.

 
Изучение нового материала. (продолжение) Предлагает подготовленному ученику рассказать о заповеднике “Остров Врангеля” Слушают сообщение своего товарища. (по материалам учебника)  
Работа в тетради. Предлагает выполнить задания в тетради и проверить друг друга. Выполняют задания № 1, 2, 3, 4. Составляют цепи питания, проверяют своего соседа.  
Закрепление изученного. Предлагает разгадать кроссворд. (Приложение 6).

Проводит фронтальный опрос. (Приложение 7).

Отгадывают кроссворд. Работают в паре с сильными учениками. Листочки с кроссвордами на партах
Итог урока. Работа со схемой. (Приложение 8).

Выставление оценок.

    Итоговая схема на доске
Домашнее задание. Прочитать статью “Арктика и человек” на стр. 83-84, подготовить пересказ. Заполнить таблицу. (Приложение 9). Записывают задания в тетрадь.    
Рефлексия. Вспомните всё то, о чём мы говорили на уроке и изобразите в тетрадях своё впечатление от урока. Если вам всё понравилось, нарисуйте такую мордашку – если что-то не понятно – если совсем не понравилось – Рисуют в тетрадях свои впечатления.    

Использованная литература:

  1. Плешаков А.А. Зелёный дом. Методическое пособие к системе учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. Москва. Просвещение. 1997 г.
  2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы. В двух частях. Москва. Просвещение. 2006 г.
  3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь к учебнику 4 класса. 1 часть. Москва. Просвещение. 2008 г.
  4. Брыкина Н.Г., Жиренко О.Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу “Окружающий мир”: 1-4 классы. Москва: ВАКО, 2004.
  5. Мир вокруг нас. 4 класс: Поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова. В 2 частях / Автор-составитель Н. В. Лободина. Волгоград: Учитель, 2006.
  6. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – Москва. Издательство “Первое сентября”, 2000.