Цель: познакомить детей с особенностями живой и неживой природы арктических пустынь.
Задачи.
Образовательные.
- Сформировать представление об Арктике; учить находить и показывать ее на картах и глобусе.
- Познакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе) значением природы данной зоны для человека, ее использованием.
- Учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.
Развивающие.
- Развивать познавательную активность, умение анализировать, наблюдать, делать выводы, высказывать своё мнение.
- Формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями.
Воспитательные.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать экологическую культуру учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации познавательной деятельности: игра-экспедиция, эвристическая беседа, рассказ, работа с учебником, работа в паре, работа с картой.
Место урока: данный урок проводится третьим по счёту при изучении темы “Природа России”.
Оборудование: учебник Плешакова “Мир вокруг нас”, рабочие тетради, атласы, карта “Природные зоны России”, физическая карта России, рисунки и фотографии, карточки с пропущенными словами, текст теста для каждого ребёнка.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность учащихся с ООП | Примечание | |
Орган-й момент | Здравствуйте, ребята. Проверь,
дружок! |
Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу. | |||
Мобилизующий этап. | Зачитывает строки из
песни: Где-то на белом свете, Предлагает ответить на вопрос: Как вы думаете, о какой природной зоне идёт речь в этой песне? Да, это Арктика. Сегодня мы начинаем наше путешествие по природным зонам нашей большой страны. Но прежде проверим домашнее задание. |
Дети отвечают на вопрос учителя. |
|||
Проверка домашнего задания. | Организует проверку
домашнего задания в виде игр “Я знаю
географические объекты” и “Найди лишний
географический объект”. (Приложение 1). Выполнение теста. (Приложение 2) |
Двое учащихся у
доски соревнуются: кто быстрее найдёт данный
географический объект. Дети выполняют тест на листочках |
Вторая пара учащихся
выполняет эти задания повторно. Помощь учителя |
Работа по физической карте
России. Листочки с тестами лежат на партах |
|
Изучение нового материала | Предлагает отправиться в
экспедицию. - Наш путь лежит к бескрайним просторам арктических пустынь Вот наша карта путешествий. У нашей экспедиции строгий маршрут. Рассмотрите карту путешествия. На “льдине географов” мы выясним климатические условия Арктики, на “льдине ботаников” - какие встречаются растения, а на “льдине зоологов” - каков мир животных. Итак, в путь! На льдине “географов” предлагает показать на карте географические объекты Арктики, рассказывает о климатических условиях природной зоны (Приложение 4) и предлагает вставить пропущенные слова в карточки. (Приложение 5) На льдине “ботаников - изучение растений, приспособленных к жизни в Арктике (Приложение 4) Показывает изображения растений и гербарий, предлагает вставить пропущенные слова в карточки. (Приложение 5) На льдине “зоологов” рассказывает о животных (Приложение 4) и показывает открытки. Предлагает рассмотреть рисунки в учебнике и назвать птиц и животных, обитающих в Арктике. Работа с карточками. (Приложение 5) |
Рассматривают
карту путешествия.
Находят и показывают географические объекты Арктики.
Вставляют пропущенные слова в карточках.
Рассматривают рисунки, открытки и гербарий. Вставляют пропущенные слова в карточках
Слушают рассказ, рассматривают рисунки, отвечают на вопрос учителя, вставляют пропущенные слова в карточки и зачитывают текст учебника вслух |
Помощь учителя
Помощь учителя при необходимости
Помощь учителя |
На доске вывешивается
карта путешествий. (Приложение 3). Работа по атласам и карте природных зон России. Карточки на партах у детей |
|
Физминутка | Что за чудо-чудеса? Загорелись небеса! Ой, горит-пылает пламя Над сверкающими льдами! Кто зажёг огонь чудесный, Золотой шатёр небесный. Никого за тучей нет, Это с неба льётся свет! |
Дети выполняют
движения за учителем, отгадывают загадку. Руки вверх, Плавное покачивание руками в стороны Повороты в стороны Руки вверх. |
|||
Изучение нового материала. (продолжение) | Предлагает подготовленному ученику рассказать о заповеднике “Остров Врангеля” | Слушают сообщение своего товарища. (по материалам учебника) | |||
Работа в тетради. | Предлагает выполнить задания в тетради и проверить друг друга. | Выполняют задания № 1, 2, 3, 4. Составляют цепи питания, проверяют своего соседа. | |||
Закрепление изученного. | Предлагает разгадать
кроссворд. (Приложение 6). Проводит фронтальный опрос. (Приложение 7). |
Отгадывают кроссворд. | Работают в паре с сильными учениками. | Листочки с кроссвордами на партах | |
Итог урока. | Работа со схемой. (Приложение 8). Выставление оценок. |
Итоговая схема на доске | |||
Домашнее задание. | Прочитать статью “Арктика и человек” на стр. 83-84, подготовить пересказ. Заполнить таблицу. (Приложение 9). | Записывают задания в тетрадь. | |||
Рефлексия. | Вспомните всё то, о чём мы говорили на уроке и изобразите в тетрадях своё впечатление от урока. Если вам всё понравилось, нарисуйте такую мордашку – если что-то не понятно – если совсем не понравилось – | Рисуют в тетрадях свои впечатления. |
Использованная литература:
- Плешаков А.А. Зелёный дом. Методическое пособие к системе учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. Москва. Просвещение. 1997 г.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы. В двух частях. Москва. Просвещение. 2006 г.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь к учебнику 4 класса. 1 часть. Москва. Просвещение. 2008 г.
- Брыкина Н.Г., Жиренко О.Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу “Окружающий мир”: 1-4 классы. Москва: ВАКО, 2004.
- Мир вокруг нас. 4 класс: Поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова. В 2 частях / Автор-составитель Н. В. Лободина. Волгоград: Учитель, 2006.
- Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – Москва. Издательство “Первое сентября”, 2000.