Комплексный анализ текста как одна из форм работы с одаренными детьми на уроке русского языка

Разделы: Русский язык


Проблема развития одаренности широко обсуждается в научно-педагогической литературе. Изучив работы Богоявленской Д.Б., Ананьева Б.Г., Выготского Л.С., Платонова Н.К., Теплова Б.М., Лука А.Н. я обратилась к проблеме развития одаренности на уроках русского языка. А.М. Матюшкин в статье “Концепция творческой одаренности” приходит к мнению, что психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество. А понятие “творчество” тесно связано с процессом создания нового оригинального, исследовательской деятельностью учащихся нестандартными путями решения проблемных задач. Одно из форм работы с одаренными детьми на уроках русского языка может являться комплексный анализ текста, который учителя-словесники широко используют в своей работе.

В преподавании русского языка наметился новый подход: обучать не только языку, но и речи. Этот процесс слияния предусматривает формирование умений полноценного общения. Усвоение структуры русского языка, формирование грамматических операций и действий учащихся должны иметь непосредственный выход в речь, которая осуществляется на основе системы грамматических представлений и понятий.

Решение этой проблемы – слияние обучения языку и речи – мне видится в лингвистическом анализе, основу которого составляет выявление системы языковых средств, использованных для передачи идейно-тематического и эстетического содержания высказывания. Лингвистический анализ текста способствует развитию лингвистических способностей учащихся, развивает лингвистический вкус, догадку, восприимчивость образного строя речи, учит оценивать изобразительно-выразительные средства языка, понимать эстетическую ценность художественного произведения. Этим и определяется внимание к нему.

Что такое лингвистический анализ текста? По определению М.Р.Львова, лингвистический анализ текста – это вид языкового анализа, целью которого является “выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения”, а также “выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия”. По словам Л.В.Щербы, цель такого анализа – учить читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей… и поэтов”.

Учить лингвистическому анализу необходимо поточу, что это способствует развитию высокой культуры разговорной и письменной речи, развивает чувство русского языка, формирует умение пользоваться его выразительными средствами, стилистическим разнообразием, что, по словам В.В.Виноградова, является “самой лучшей рекомендацией для каждого человека в общественной и творческой деятельности”.

Вопросы и задания к тексту я стараюсь формулировать так, чтобы учащиеся при анализе конкретного материала могли применить свои знания и развить свои способности по лексике, морфологии, синтаксису, показать, как они владеют основными видами речевой деятельности. В ряде случаев предлагаю учащимся только текст, а вопросы и задания к нему отбирают сами ученики, используя памятку “Программа комплексной работы с текстом”. Учитель может сам подготовить такое своеобразное методическое пособие для работы учащихся с текстами, включая в него вопросы и задания, которые сочтёт нужным.

Программа комплексной работы с текстом

(Состоит из 15 разделов)

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка). (Определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные. Выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.)
  2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
  3. Озаглавьте текст. (Объясните смысл названия.) На что указывает заглавие: на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия.)
  4. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.
  5. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?
  6. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.
  7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)?
  8. Объясните, пользуясь словарём, значение выделенных слов.
  9. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?
  10. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.
  11. Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы: слова, употреблённые в переносном значении; слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.) Какова их роль в тексте?
  12. Найдите в тексте заимствованные слова (диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы). Объясните их значение.
  13. Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному; напишите изложение: подробное, или сжатое, или выборочное и т.д.).
  14. Произведите на материале текста разные виды разбора.
  15. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.

Анализируя текст, ученик должен стремиться построить свой ответ в форме связного высказывания. Если на уроке ученик выберет из предложенной выше программы работы с текстом пять-шесть заданий (включая разные виды разбора) и выполнит их правильно, то этого будет вполне достаточно для того, чтобы поставить ему положительную оценку. Материал для разных видов разбора (слова и предложения) может быть отобран учителем, или ученик сам может выбрать его из текста и произвести разные виды разбора.

Оценивая ответ, следует принимать во внимание степень сложности отобранного для разных видов разбора материала.

На уроках-практикумах может использоваться как индивидуальная, так и коллективная (групповая, парная) работа учащихся с текстом. Если текст анализирует группа из 3–4 человек, то может предлагаться больший объём материала; варианты заданий к тесту отбирают из памятки члены группы под руководством учителя (консультанта, ассистента) с учётом своих интересов, уровня подготовки. В результате всеми членами группы может быть выполнено более 10 заданий (по вариантам).

Предлагаю дидактические материалы, которые могут быть использованы на уроках развития речи при изучении и повторении лексики, морфологии, синтаксиса.

Начиная свой ответ с выразительного чтения, к которому он предварительно подготовился, ученик уже показывает результаты своей аналитической работы. Хорошее, правильное, выразительное чтение вслух не только свидетельствует о сформированности навыка чтения, но и требует конкретной подготовки с учётом особенностей конкретного текста: надо выбрать нужный тон, исходя из анализа содержания теста, темы, основной мысли; проанализировать пунктуацию текста, структуру предложений, чтобы найти слова, которые выделяются с помощью интонации, логического ударения. Наконец, перед каждым учеником стоит важная коммуникативная задача: прочитать текст и построить свой ответ так, чтобы тебя было интересно слушать. Наиболее важным и вместе с тем сложным для учащихся является задание “Докажите, что это текст”.

Рассматривая средства связи между предложениями, способ связи, показывая, что текст – это цельность и единство, ученики испытывают трудности при анализе лексических средств связи.

На мой взгляд, работа с текстом может быть использована в качестве формы проведения экзамена за курс девятилетней школы, так и переводного. Подготовка к устному экзамену в такой форме предполагает систематическую работу с текстом на уроках развития речи, при изучении и повторении лексики, грамматики. Заметим, что в системе обучения по учебно-методическому комплексу (в пособиях “Русская речь”, в сборниках задач и упражнений) работе с текстом уделяется большое внимание. Чаще всего мы выбираем работу с текстом в качестве одной из форм итогового контроля ещё и потому, что считаем такую форму проведения экзамена, зачёта не только полезной, но и доступной, интересной.

1. Докажите, что данный отрывок является текстом художественного стиля.

<…> Все, что было кругом, не располагало к обыкновенным мыслям…(А.Чехов)

Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из повести А.П.Чехова “Степь”.

  1. Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложения.
  2. Определите виды односоставных предложений. Какова роль односоставных предложений в этом тексте?
  3. Проанализируйте орфограммы и пунктограммы текста, подготовьтесь к диктанту.
  4. Напишите самодиктант, проверьте его (возможна взаимопроверка).
  5. Пользуясь материалом текста, расскажите о разделяющих и выделяющих знаках препинания.
  6. Составьте схемы сложных предложений.

2. Запишите отрывки из статьи В.Белова “Язык мой, друг мой”. Объясните орфограммы и известные вам пунктограммы.

Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна. Но разве подобное обстоятельство освобождает нас от обязанности знать падежные окончания? Или правописание частиц “не” и “ни”? Существуют вполне определенные грамматические правила, соблюдать которые обязан каждый, считающий себя грамотным и культурным. Водитель, не знающий правил движения, лишается водительских прав. <…> А вот докладчика, не умеющего склонять сложные числительные, зачастую не только слушают, но и аплодируют ему.

  1. Объясните значение слов стихия, чертоги, личность, культурный.
  2. Какие слова употребляются в текстах в переносном значении? Что достигается, благодаря использованию этих слов?
  3. Каковы тема, основная мысль текстов?
  4. Определите стиль текстов. Докажите ваше мнение. Согласны ли вы с мыслями писателя В.И.Белова о русском языке?
  5. Подготовьтесь к выразительному чтению текстов.
  6. Включите пересказ текстов в свои рассуждения на темы: “Слово – это поступок”, “Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры”.