Тема: Множество и его элементы.
Цели:
- Ввести понятие «Множество»; ввести понятие «Элементы множества»; научить определять принадлежность элемента множеству.
- Развивать логическое мышление; обогащать кругозор учащихся.
- Прививать интерес к предмету; воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи, умение работать сообща (в группе).
Авторский медиапродукт: презентация к уроку (Приложение 1).
Средства обучения: мультимедиаустановка, экран, компьютер, конверты с фигурами, карточки для самостоятельной работы, учебник-тетрадь, мяч.
Метод обучения: словесный, практический, наглядный, исследовательский.
Комментарии: данный урок проводится после того, как дети познакомились с понятием «цифры» и с порядком следования чисел натурального ряда, познакомились с порядковыми числительными, с признаками предметов и их действиями.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности. Психологический настрой.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Я желаю всем удачи,
В добрый путь и в добрый час!
– Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня ой как пригодится! Постарайтесь работать быстро, внимательно и, самое главное, дружно!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности.
– Проверка дом/задания №16 по готовому образцу. (Диск).
Дети должны были вырезать сдвоенные квадратики (букву вместе с ее цифрой). После этого наклеить цифры в порядке убывания, т.е. начиная с самой большой цифры и кончая самой маленькой.
– Что значить расположить цифры в порядке убывания?
– Какая цифра должна стоять на первом месте, на втором и т.д.
После этого дети видят получившееся слово: С А М О Д Е Л К И Н
– Какое слово получилось?
– Какое знание вам помогло составить это слово?
(Расположить числа в порядке убывания)
– Всех ли героев можно назвать Самоделкин?
– Назовите признаки, по которым вы определили, что это Самоделкин? (Железный, из болтиков, шайбы ).
– А признаки предметов – это что?
(Это описание предметов, что-то общее для некоторых предметов)
– А как еще можно расположить числа?
(В порядке возрастания)
К доске приглашаются 9 человек, раздаю карточки с числами.
– Расположите карточки с числами в порядке возрастания.
– Что значит в порядке возрастания?
Если дети встанут правильно, то они прочитают слово: М Н О Ж Е С Т В О
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
10 |
11 |
М |
Н |
О |
Ж |
Е |
С |
Т |
В |
О |
– Прочитайте слово, которое получилось.
– Вы встречали такое слово?
Доска. Фрукты и овощи. (Приложение 2)
– Распределите элементы множества на множества.
– Вы не можете справиться с этим заданием? Почему?
(Не знаем, что такое элементы и множество)
– А что означает слово множество?
– А в учебе, в жизни оно может вам встретиться?
– Давайте попробуем ответить на этот вопрос:
Что такое множество?
Что такое элементы множества?
На доске прикрепляются 2 карточки.
М Н О Ж Е С Т В О |
Э Л Е М Е Н Т Ы М Н О Ж Е С Т В А |
3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
– Так какова цель нашего урока?
(Узнать, что такое множество и из чего оно состоит)
– Это тема нашего урока.
Множество и его элементы.
– Какой следующий шаг нашей учебной деятельности?
– Определить:
Что я знаю? Предметы на доске, признаки предметов, можно их распределить на группы.
Чего я не знаю? Что такое множество и как его образовать?
Что надо сделать? Попытаться решить эту проблему.
– Можно ли предметы разделить на группы?
– Давайте попробуем распределить эти предметы на 2 группы.
(2 ученика работают у доски, а остальные дети с пробными картами)
Кастрюли. На доску прикрепить 2 кастрюли, дети должны распределить: в одну – овощи, в другую – фрукты. (Приложение 2)
– Почему эти предметы в этой кастрюле?
– Это овощи.
О В О Щ И |
– По каким признакам вы определили, что это овощи?
– А в этой кастрюле? Фрукты.
Ф Р У К Т Ы |
– По каким признакам определили?
– Значит 1-я группа имеет общие признаки и одно название для группы.
– И 2-я группа имеет общие признаки и одно название для группы.
Проверка по эталону. (Диск)
Карточка рефлексии. 1.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
+ |
|
|
|
|
4. Построение проекта выхода из затруднения.
– Мы смогли распределить предметы на группы, но будет ли это множество мы не знаем.
– Как нам выходить из этого затруднения?
– Построить план:
1. Узнать, что такое множество?
2. Из чего оно состоит?
– Чтобы ответить на эти вопросы мы должны выполнить задание.
а) Игра «Рыбы, птицы, звери…» (с мячом)
Учитель ходит по классу и произносит слова: «Рыбы, птицы, звери…» На последнем слове он останавливается и бросает мяч ученику, а он должен быстро назвать соответственно – если птица, то любую птицу, если зверя, то любого зверя и т.д.
Названия животных не должны повторяться.
Охватить как можно больше детей.
– Молодцы! Вы назвали очень много разных животных.
б) После игры работа у доски.
– А теперь давайте всех названных зверей соберем в один мешочек.
(На доске картинки с изображением зверей, птиц, рыб.) (Приложение 2)
– Почему именно данные предметы мы собрали в эту группу?
(Общие признаки)
– Что общего у этой группы предметов?
(Покрыты шерстью, 4 лапы, хвост)
– Каким одним словом назовем эту группу?
З В Е Р И |
Вывод: В мешочек мы собрали предметы с общими признаками и одним названием.
Аналогично собираем мешочек «Птицы» и мешочек «Рыбы».
– Почему именно эти предметы собрали в эту группу?
– Что общего у этой группы предметов? (Перья, клюв, крылья)
– Каким одним словом назовем эту группу?
– (Чешуя, жабры, плавники)
– Как по другому можно назвать группу предметов? (Множество)
– Мы его образовали? Как?
Значит. Вывод. (Шапочка)
Множество – это группа предметов, образованная или собранная по одним признакам и имеющая одно название.
– А предметы в этом множестве называются элементами множества.
(Спросить несколько детей)
– Как проверить, что цель достигнута?
(Цель достигнута, если совпадает с описанием в учебнике)
– Проверим по эталону. (Диск)
В математике такую группу предметов (или живых существ) с общим названием и собранных вместе по общим признакам, называют «М Н О Ж Е С Т В О М». |
5. Первичное закрепление во внешней речи учащихся.
– Достаточно ли одного знания правила для того, чтобы безошибочно его применять? (Нет. Надо научиться его применять).
– Что еще должны сделать? (Потренироваться).
а) Работа в группе. 6 групп по 5 человек.
Каждая группа получает по 2 мешочка с названием множества, дети должны вписать элементы множества.
Одежда, мебель, цветы, деревья, города, насекомые, обувь, грибы, игрушки, реки, транспорт, школьные принадлежности, посуда, электроприборы.
посуда ______ ______ ______ ______ ______ ______ ______ ______ |
Проверка.
Карточки рефлексии 2.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
+ |
+ |
|
|
|
Физкультминутка
Чтоб все выполнить заданья,
Всем нам надо отдохнуть,
Ну, ребята, дружно встанем,
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись,
Сейчас сделаем наклоны.
К упражненью все готовы?
Раз, два, три, четыре, пять,
Теперь спинки держим ровно.
На месте будем мы шагать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Тихо все на место сядем
И закроем глазки,
Вспомните все, что сегодня узнали
Без моей подсказки.
7. Включение в систему знаний и повторение.
а) – Ребята, у нас в классе много сегодня людей.
– Можно ли нас всех поделить на группы – образовать множества, назвать эти множества?
– Дети предлагают свои варианты.
На доске появляются мешки.
– Какие группы получились?
– Можно ли их назвать множеством.
– Что такое множество?
– Всех ли вы распределили по группам?
– Нет. Еще есть учитель.
– А куда определить учителя?
– Множество «Учителя».
– А будет ли множеством 1 учитель? (Ответы разные).
– Да. Просто множество учителей в классе на уроке состоит из одного учителя.
Вывод: В группе « множество» может быть любое количество предметов.
– Бывают даже множества не содержащие ни одного предмета.
– А как тогда можно назвать это множество?
– Пустое множество.
б) Работа в паре. Задание № 17 (а, б).
– Как называется 1-е множество? (Коробка, элементы – карандаши)
– Как называется 2-е множество? (Пенал, элементы – ручки)
– Как называется 3-е множество? (Стопка, элементы – тетради)
– А можно назвать множеством предметы на соседней картинке?
– Можно, хотя она всего одна, но это тоже множество – множество книг.
– Может в портфеле у ученика была только одна книга.
Вывод: множество может состоять из любого количества элементов.
Проверка по эталону. (Диск).
Карточка рефлексии 3.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
+ |
+ |
+ |
|
|
7. Самостоятельная работа самопроверкой по эталону.
Работа в тетради. Задание № 19 (а,б).
а) – Попробуйте справиться с заданием самостоятельно. (По вариантам).
Проверка по эталону. (Диск).
Карточка рефлексии 4.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
8. Рефлексия деятельности.
Игра «Найди свою группу»
Дети получают по одной картинке с изображением разных предметов.
Найдите предметы, похожие по признаку и образуйте множество.
Карточка рефлексии 5.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
? |
– Какой была цель нашего урока?
– Вы узнали это?
– Что такое множество и элементы множества?
Вывод: Множество – это группа предметов образованная по общим признакам и имеющая одно название. А предметы множества называются – элементами множества.
– Возьмите свою карточку.
– Оцените свою работу.
– Если у вас все +, то можно поставить себя на самую высокую ступеньку, а если есть вопросы, то сами решите на какой ступеньке вы находитесь.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
? |
– Ребята, вы хотели бы поработать еще с множеством?
– Какую цель можно тогда поставить на следующий урок?
9. Домашнее задание.
Задание № 23, 24, стр. 13.