Цель: продолжить знакомство с культурными растениями и значением культурных растений в жизни человека.
Задачи: оценивать воздействие человека на природу, развивать познавательную активность, воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
Орг. момент.
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. На уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями.
- Повернитесь ко мне.
Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем.
И мир большой познаем!
Сообщение темы урока.
- Сегодня урок будет проходить в форме игры "Что? Где? Когда?". Кто-нибудь видел эту игру по телевизору? Расскажите о ней.
(Ответ детей: В этой игре вокруг стола сидит команда знатоков из 6 человек. В центре стола находится волчок. Волчок вращается. Когда он останавливается, то стрелка показывает на конверт с номером, в котором находится вопрос, на него должны ответить знатоки.)
- Наши конверты с вопросами находятся у доски, номера указаны. Брать конверты будем по порядку. Вопросы Вам задают Ваши родители.
- У нас на уроке необычный гость. Что это за гость, узнаете, когда отгадаете загадку.
Всю ночь летает -
мышей добывает.
А станет светло -
спать летит в дупло. (Сова.)
- О ком говорится в загадке?
- Что вы можете рассказать об этой птице?
(Ответ: В течение многих тысяч лет сова была для людей существом, которому они придавали особое значение. В-основном, из-за ни на что не похожих криков, которые те издают. Кажется, что сова скрывает вековую тайну, недаром в сказках сову называют мудрой.)
- Поэтому сова - символ передачи "Что? Где? Когда?"
- А ещё сова приносит пользу, потому что истребляет крыс, насекомых и прочих вредителей. Грызуны (полевые мыши) - это беда для сельского хозяйства. Одна полёвка съедает в среднем в год килограмм зерна. Одна сова за год уничтожает примерно тысячу мелких грызунов. Получается, что сова сохраняет в год тонну хлеба. Вот такие они, "пернатые кошки"!
- Тема нашей игры - "Культурные растения в жизни человека". Ну что ж, начнём.
Работа по теме урока.
- :(Саша), возьми конверт, достань вопрос и прочитай его.
Задание № 1
Уважаемые знатоки 3-1 класса!
Объясните, от каких двух слов образовалось слово земледелие.
Когда и почему оно возникло?
Кого называют земледельцем?
Желаем вам успехов!
Подсказка: откройте учебник, стр. 74
(Ответы детей.)
- Внимание - ответ!
На слайде:
(Земледелие - обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений. Полеводство, луговодство, садоводство, огородничество - отдельные отрасли земледелия. (Словарь Ушакова)
Земледелец - крестьянин, сельскохозяйственный рабочий, занимающийся земледелием.
(Словарь Ушакова)
Учитель добавляет: Земледелие возникло около 10 тысяч лет назад. Первобытный человек собирал дикорастущие растения - семена, плоды, корешки. Наблюдая за природой, люди замечали, как развиваются растения, и поняли, что могут их выращивать сами. Позднее он стал выращивать их рядом со своим жилищем. Человек заметил, что если рыхлить землю около растений, уничтожать сорняки, поливать растения, они лучше растут, а их плоды, семена и корнеплоды становятся более крупными и вкусными.)
:(Маша), возьми следующий конверт, достань вопрос и прочитай его.
Задание № 2
Уважаемые знатоки! Отгадайте загадки о культурных растениях. Какое значение эти растения имеют в жизни человека? Желаем вам успехов!
Из земли вырастаю,
Весь мир одеваю. (Лён)
(Ответ детей: Из льна получается пряжа и ткань, из которой люди изготовляют одежду.)
(Во время ответов детей слайды с изображением льна.)
На экране:
(Учитель добавляет: Лён, возможно, первое прядильное растение, ставшее известным человеку. Древние египтяне запелёнывали мумии узкими полосками льняной ткани за 3 тыс. лет до н.э. Одежду фараонов и высших жрецов шили из тончайших, "как дыхание ребёнка", льняных тканей, сквозь пять слоёв которых просвечивало тело.
Изделия из льна лучше впитывают влагу и быстрее сохнут. В жаркую погоду изделия из льна "холодят", в прохладную - греют. Льняное волокно в 2 раза крепче хлопкового. Срок службы льняных изделий может достичь 50 лет. Это самая "дышащая" ткань, особенно если не прикасаться к ней утюгом.
Неочищенное волокно - это пакля, годная, например, для того, чтобы конопатить щели.
Содержащийся в льняном волокне кремнезём делает его устойчивым к гниению.
Лён ещё и масличное растение.
Ещё из льна можно получить масло, спирт, воск, клей, лучшие сорта олифы, лаки.
Годится льняное масло и в пищу.
Льняное семя находит применение и в медицине.
(Ответы детей:В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла. (Пшеница)
Пшеница - важнейшее хлебное и лекарственное растение. Основная зерновая культура. Пшеницу выращивали все древние цивилизации.
В старину на Руси зерно пшеницы являлось символом богатства и благополучия, потому, что пшеница - очень капризное растение. Она плохо переносит засуху и морозы. Поэтому получать хорошие урожаи пшеницы в старину удавалось далеко не каждому.
В составе пшеницы содержится крахмал, углеводы, белки, растительные жиры, витамины (В1, В2, В6, С, Е и РР) и минералы (калий, кальций, магний, фосфор и др.).
(Во время ответов детей слайды с изображением пшеницы.)
- Значение пшеницы в жизни человека?
(Ответы детей: Мука из зёрен пшеницы идёт на выпекание хлеба, изготовление макаронных и кондитерских изделий. Из дроблёной пшеницы получают крупы для каш. Пшеница используется как кормовая культура.)
- А сейчас - чёрный ящик!
Чёрный ящик.
Учитель читает задание:
В чёрном ящике - однолетняя овощная культура. Выращивают её на всех континентах. Родина её - Индия и Китай.
Это растение со стелющимся стеблем, похожим на лиану, при наличии опоры вьётся, цепляясь за неё усиками. Цветки жёлтые. Плоды имеют различную форму (от круглой до продолговатой) и размеры (от пяти до ста сантиметров), приятный вкус и тонкий аромат. В них много воды. Назовите овощ. (Ответы детей.)
(Открывается чёрный ящик, там - огурцы.)
- Какое значение в жизни человека имеет огурец? (Ответ детей: Человек употребляет огурец в пищу. Они полезны для нашего здоровья.)
(Учитель добавляет: Огурцы на 96% состоят из воды и малопитательны, но помогают пищеварению. Они возбуждают аппетит. Огурцы - источник таких соединений йода, которые легко усваиваются организмом человека. Огурцы называют санитаром нашего организма за способность нейтрализовать кислые соединения.
Интересно!! В городе Луховицы (Московская обл.) установлен памятник "Огурцу-кормильцу" с подписью "Огурцу-кормильцу от благодарных луховичан")
:(Катя), возьми следующий конверт, достань вопрос и прочитай его.
Задание № 3
Уважаемые знатоки!
Родина многих культурных растений находится далеко за пределами нашей страны. История их переселения связана с интересными историческими событиями, сухопутными и морскими путешествиями.
Назовите эти растения, откуда они родом? Желаем успехов!
Подсказка: откройте тетрадь, первая колонка - стр. 33 № 61; вторая колонка - стр. 34 № 62 -, третья колонка - стр. 35 № 62 .
(Ответы детей.)
(На экране - проверка.)
- Уважаемые знатоки! Вы так хорошо отвечали на вопросы, что я хочу спросить: какой выдающийся учёный-ботаник изучал культурные растения всего мира? Что вы о нём знаете?
(На экране - правильный ответ. Показ портрета Н.И. Вавилова)
(Сообщение учителя:
Изучал культурные растения всего мира выдающийся учёный-ботаник Николай Иванович Вавилов. Он много путешествовал и со всех концов света отправлял на родину посылки с семенами и плодами.
Эта коллекция хранится в нашем городе во Всероссийском научно-исследовательском институте растениеводства им. Н.И. Вавилова.
Во время блокады сотрудники института хранили семенной фонд культурных растений. 28 сотрудников института умерли от голода, но из нескольких тонн уникальных зерновых культур не было тронуто ни одного зернышка, ни одного картофельного клубня.
Этой крупнейшей в мире коллекцией и сейчас гордятся учёные нашей страны.)
- Смотрите, а что это? (Скрипичный ключ.) Что он означает, как вы думаете?
- Правильно, музыкальная пауза. Значит, мы сейчас с вами отдохнём.
ФИЗМИНУТКА (проводит ученик)
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу.
(Встают на одну ногу, тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже.
(Дети встают на другую ногу, тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот.
(Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Руки в спину упираем,
Поясницу прогибаем.
А теперь давай, дружок,
Посмотри на потолок.
(Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора за парты сесть нам.
(Садятся за парты.)
:(Гоша), возьми следующий конверт, достань вопрос и прочитай его.
Задание № 4 - задание-сюрприз.
Уважаемые знатоки! Посмотрите презентацию, потом - выполните задание.
(Далее презентация о подсолнечнике (со словами):
- Подсолнух приехал к нам из Северной Америки, где его ласково называют sunflower - солнечный цветок. А знаете почему? Правильно, потому что голова подсолнуха всегда поворачивается вслед за солнцем.
- В народе это растение называют просто - подсолнух, но правильное название - подсолнечник. Это однолетнее растение с толстым высоким стеблем, плод-цветок достигает в ширину 30 см, жёлто-оранжевого цвета.
- Еще в старину поджаренные семечки использовались как народное лакомство. Если почистить семечки от шелухи, мы обнаружим белые маленькие зернышки, которые любят щелкать и взрослые и дети.
- В семенах подсолнечника содержится много витаминов PP и E, а также полиненасыщенные жирные кислоты.
- Из семечек делают подсолнечное масло. Специальная машина сдавливает семена подсолнечника, под сильным прессом из семечек выдавливают масло. Подсолнечное масло используется для жарки мяса, картошки, яичницы, а так же добавляется в овощной салат.
- Подсолнечное масло также используется в лакокрасочной и мыловаренной промышленности.
- А это маргарин.
Его получают из подсолнечного масла. Маргарин мама часто использует при выпечке тортов.
- Из семечек подсолнуха делают сладкую халву.
- То, что остается от семечек после выдавливания масла добавляют в корма животным. Этот продукт называют жмых.
- Подсолнечник - это ещё и медоносное растение. Пчёлы собирают пыльцу с жёлтого цветка, из которой потом получается подсолнечный мёд.
Задание
Уважаемые знатоки! Решите математическую цепочку и узнайте, из какой страны Пётр I завёз в Россию семена подсолнечника.
63:7+56:8+6=
(19) Из Германии
(7) Из Дании
(22) Из Голландии
(Из Голландии)
Рисование подсолнечника с учителем ИЗО.
Итог урока.
- Нашей мудрой сове очень понравилось, как вы работали. Она просит вас продолжить предложения: Я узнал:.
Я смог:
Мне понравилось: (На экране)
- Мудрая сова благодарит Вас за урок. Она очень рада, что побывала на таком необычном уроке.
- Понравилась ли вам такая форма проведения урока?
- Спасибо!
6. Домашнее задание.
- Задание для всех: с. 74-75, читать
Задание по выбору:
1) приготовить слайд с рассказом о растении в книгу здоровья
2) сочинить о растении стихотворение или сказку
3) создать страничку для книги рецептов
7. Орг. окончание урока.
(Если останется время:
- Ребята, вы так хорошо работали на уроке, что мы тоже хотим сделать вам приятное - показать мультфильм "Тигрёнок на подсолнухе")
- Встаньте, ребята. Спасибо. Урок окончен.