Очень часто отношение учеников к учебному предмету “Математика” зависит не только от некоторой суммы знаний, имеющейся у них, но и от личности самого учителя. От того насколько учитель гибок, как он может преподнести себя, от манеры его общения с детьми. Учитель, зная психологические закономерности педагогических влияний, может подтолкнуть учеников к осознанному изучению предмета.
Психологический эффект на уроках – средство повышения качества обучения и воспитания школьников в результате использования учителем психологических закономерностей педагогических явлений.
По скорости проявления одни эффекты сказываются непосредственно сразу же при их использовании, другие же обнаруживают свое проявление в близком или отдаленном будущем. Учитель при ожидании положительного воздействия эффекта на учащихся должен стремиться использовать его, при негативном – предупреждать учащихся от влияния эффекта, от “вредного” подчинения ему. Ведь в основе закладываемого эффекта – расчет на реакцию ребенка, повышающую качество усвоения изучаемого материала: усиление результативности при положительном влиянии. Если же самовозникающий эффект действует сковывающее на учащихся, снижает их инициативу и работоспособность, то учитель должен осознавать нежелательные последствия и не усугублять сложившуюся психологическую обстановку, а стремиться ее разрежать.
ЭФФЕКТ ЧЕШИРСКОГО КОТА
С каким педагогом ученикам будет приятней работать, когда у них не будет скованности в суждениях? Когда учитель доброжелательно улыбается или, когда хмурится, готовый вот-вот взорваться и выплеснуть свой негативизм? Ответ всем ясен, конечно же, когда улыбается.
Психологи утверждают, что смеяться человеку необходимо по нескольку раз в день, так как во время смеха приходят в движение восемьдесят различных мышц, которые поставляют кислород в головной мозг, в результате чего мы мыслим более ясно. Смех укрепляет иммунную систему, снижает давление и стресс.
Конечно, речь идет о хорошем, нормальном, здоровом смехе, о доброжелательной улыбке.
Насколько велика роль улыбки на уроке? Был проведен опрос учащихся от 9 до 19 лет в десяти странах по одному вопросу: “Какое качество, по-вашему, делает учителя хорошим?” Оказалось, что самое ценное качество, делающее учителя хорошим – это чувство юмора, так как такой учитель не будет по мелочам устраивать скандалов, не станет ссориться со своими учениками даже при пиковых ситуациях – достаточно хорошей шутки, и педагогическая задача может быть позитивно решена без обострения отношений.
Вот почему сейчас согласно дидактической теории учителю рекомендуется для разрядки, для лучшего восприятия учащимися изучаемого материала не отказываться от подходящих по смыслу к осваиваемой теме анекдотов.
Эффект чеширского кота может перерастать в эффект улыбки чеширского кота: урок закончился, а улыбка от него, доброе настроение у учащихся остались.
ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК
Эффект назван по фамилии открывшей его российской исследовательницы в области психологии Б.В. Зейгарник, которая обосновала зависимость эффективности запоминания материала от меры законченности действия. Суть феномена состоит в том, что учащиеся лучше запоминают действие, которое осталось незавершенным. То есть, если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то оказывается, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Объясняется это явление так. При получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца.
Следовательно, человек непроизвольно удерживает в памяти и в первую очередь воспроизводит то, что отвечает его наиболее насущным, но не вполне удовлетворенным потребностям.
Положительный момент: на смену пассивному восприятию приходит активное самостоятельное обучение.
Отрицательный момент: возможны пробелы в знаниях, если незаконченное действие не доработано, а самостоятельная работа не проверена учителем.
Применение данного эффекта возможно на каждом уроке.
Например, при изучении темы “Правильные многогранники” (10 класс). Учитель может ввести понятия симметрии в пространстве (симметрия относительно точки, симметрия относительно прямой, симметрия относительно плоскости, ось симметрии, плоскость симметрии), правильного многогранника, а уже учащимся предложить составить таблицу, в которой будут описываться виды правильных многогранников и количество их элементов симметрии.
ЭФФЕКТ МИНИМАКСА
Термин “минимакс” образован из двух корней: “минимум” и “максимум”. Согласно этому принципу, в каждом деле при минимуме усилий надо намечать максимальный результат. Из принципа минимакса вытекает эффект минимакса, согласно которому в каждом деле при минимуме затрат должен быть максимальный результат: результат не любой ценой, а лишь с использованием нормально затраченных средств и усилий. Например,
– ученикам для домашнего задания дается несколько заданий, например, пять (два примера и три задачи). Причем учитель сообщает, что второй пример и третья задача – самые сложные задания. Поэтому, кто выполнит самые трудные задания, остальные может не решать;
– можно предложить учащимся тестовые проверочные работы, где за каждое задание выставляется определенное количество баллов. Сообщается, какое количество баллов надо набрать для получения определенной оценки. То есть на оценку “5” ученику достаточно будет выполнить либо 3 задания или же 7 заданий.
Учитель должен искать возможности для учащихся усваивать необходимый материал при минимуме затрат усилий и времени.
Эффект минимакс может быть обращен как к ученикам, так и к учителю (тестовые задания уменьшают время, затрачиваемое на проверку заданий).
ЭФФЕКТ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ
Эффект оказания помощи срабатывает в школьных условиях. У кого списывают ученики домашние задания, контрольные работы? Конечно же, у отличников. А как к ним обычно относятся? Очень часто с пренебрежением. Почему? За то, что сами не могут отплатить за услуги отличникам тем же. Можно поправить положение только в том случае, если отличник будет нуждаться и получать помощь со стороны того, кому он оказывал учебную помощь.
Например, учитель дает творческое задание учащимся составить математический кроссворд, оформить наглядное пособие или выпустить математическую газету. Для выполнения этого задания формируется группа, в которую входят ученики, которые хорошо учатся (на них возлагается ответственность в подборке материала) и слабоуспевающие учащиеся, но у которых развит художественный вкус (они занимаются оформлением).
Только взаимность позволит избавиться от эффекта оказания помощи.
ЭФФЕКТ АССОЦИАЦИЙ
Ассоциацией называется в употребленном здесь смысле связь, возникающая при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями и т.п.).
Например, можно создать ситуацию, когда конкретное правило будет ассоциироваться с конкретным учеником. То есть, если ученик никак не может запомнить какое-то правило, учитель сообщает ему, что это будет его правило. Поэтому, когда очередной раз встретится данное правило, то весь класс будет оборачиваться на этого ученика; или можно создать ассоциацию, связывающую какой-либо математический термин и поговорку, предмет, животное (биссектриса – это крыса, бегающая по углам и делящая угол пополам).
ЭФФЕКТ БИНОКЛЯ
Данный эффект позволяет учителю налаживать с учащимися хорошие отношения, не унижать достоинства того, у кого не все получается, кто делает немало ошибок, но хочет делать их поменьше. Ученик, даже не понимая отчетливо позицию по отношению к нему педагога, невольно, в подсознании запечатлевает, как учитель оценивает и корректирует его знания и в целом его личность.
Например, ученик решил самостоятельно у доски пример, состоящий из нескольких действий, и допустил в четвертом действии ошибку. То правильнее сказать: “ У тебя до четвертого действия нет ни одной ошибки”, вместо: “У тебя ошибка в четвертом действии”.
Из отношения к ученику вытекает и разговор о нем с его родителями. Как вы думаете, какая фраза больше обнадежит родителей и заставит уделить своему ребенку больше внимания, а не махнуть рукой на его успеваемость по предмету? “У вашего ребенка нет больших способностей” или “способности вашего ребенка пока еще не раскрылись”.
ЭФФЕКТ “СИНИЦЫ В РУКАХ”
У многих школьников способности выше средних: только не всегда есть желание реализовать эти способности, потому что в таком случае потребуются волевые усилия, преодоление лени, определенные жертвы свободного времени. Так как повернуть интересы учащихся к журавлю в небе?
У учителя есть возможность увлечь учащихся перспективами стать на путь развития способностей. Предлагая всем учащимся одинаковый объем материала, учитель устанавливает различные уровни требований к его усвоению. Каждый учащийся сам выбирает свой уровень обучения (“синица в руках”), иногда переоценивая свои возможности, иногда недооценивая их, но, всегда переживая чувство ответственности за сделанный выбор и постоянно ощущая зону ближайшего развития – возможности работать на следующем (“журавль в небе”), более высоком уровне. В данном случае дифференцированная работа воспринимается учащимися безболезненно для их самолюбия.
Учитель как бы соглашается с учащимися, выбравшими для себя определенный уровень усвоения материала, но постоянно дает мотивированную подсказку, что этот учащийся может учиться на более высоком уровне. В этих целях, организуя ситуацию успеха для каждого
учащегося, учитель подводит их к желанию перейти на следующий уровень по трудности обучения. Вот один из вариантов карточек, которые я предлагаю учащимся на уроках математики (самостоятельная работа по теме “Площадь прямоугольника”, 8 класс).
Уровень 1
|
|
Уровень 2
|
|
Уровень 3
|
ЭФФЕКТ ОТСРОЧЕННОГО НАКАЗАНИЯ
Эффект отсроченного наказания позволяет решить педагогическую проблему вины ученика достаточно целесообразно: виновник сам себя наказывает морально, переживая свою вину и ожидая предстоящих санкций. Такой подход побуждает к действию: отсрочка является стимулом. Поставив отрицательную оценку, мы тем самым как бы подводим итог в самом начале работы: ученик прекращает работать, не начав, так как его уже оценили. Если же ученик поймет, что есть только угроза неудовлетворительной отметки, то он буде всячески стремиться ее избежать. Важно, чтобы отсроченное наказание не стало “забытым наказанием”, иначе данный эффект потеряет смысл. Например, при написании очередной самостоятельной работы, ученик получил оценку, которая его не удовлетворяет. В течение недели он имеет право (по желанию) пересдать данную работу, тем самым, повысив отметку. Данный эффект способствует гуманизации процесса обучения, проявлению активности учащихся, получению ими удовлетворения от обучения, так как важны для человека не только оценки, но и моральное состояние.
ЭФФЕКТ ЗАРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Это эффект повторения личностью действия, поступков, движений и даже переживаний за личностью, совершающей или переживающей подобное. Данный эффект можно использовать на уроках в целях повышения качества усвоения учащимися изучаемого материала. Например, при закреплении алгоритма деления десятичной дроби на десятичную дробь. Один из учащихся по ходу выполнения деления озвучивает каждый свой шаг, опираясь на алгоритм. Эффект заразительности сказывается в том, что следующие учащиеся оказываются подготовленными к четкому объяснению следующего примера.
ЭФФЕКТ СНОБА
Снобом называется человек, претендующий на особый вкус, особую интеллектуальность. Снобы обычно четко чувствуют иерархию: кем командовать, кому подчиняться. Они с детства занимают позиции, называющиеся в психологии “собака сверху” и “собака снизу”.
Манипулятивные действия “собаки снизу”: угрозы (“Я брошу школу”); спекуляции (“Вы меня не любите, иначе бы …”); сравнения (“Всем не поставили плохие оценки, а мне…”); шантаж (“Я, наверное, не буду ходить на факультатив”); плач; настраивании одного учителя против другого (“ Вы лучше всех из учителей, а вот Мария Ивановна ужасная …”); подавленное состояние (депрессия, демонстрация крайне плохого настроения).
Манипулятивные действия “собаки сверху”: угрозы (“Я пожалуюсь завучу, что вы нам много задаете на дом”); сравнения (“Учительница в другом классе объясняет лучше, чем вы”); неискренние обещания (“Мы всегда будем учить уроки по вашему предмету, только не спрашивайте нас завтра”); шантаж (“Если будете так строго спрашивать, мы скажем другим учителям, что не успеваем учить уроки из-за вашего предмета”); “манящи яблоки” (“Отпустите нас с последнего урока, и мы все очень хорошо выучим”); болезнь как средство контроля (“Вы так много задаете, что у меня болит голова”).
Подобным образом на уроках ведут себя властолюбивые ученики. Они постоянно бросают вызов учителю, не считаются с его требованиями, соглашаются что-то делать, но с явной обидой. Эти ученики не хотят подчиняться учителю и атакуют его с помощью медлительности, недоделанной работы. Шумят, когда остальные в классе работают, бормочут ругательства, неуважительно и вызывающе отвечают учителю в ответ на его замечание о плохом поведении.
Бывают две формы властолюбивого поведения: активная и пассивная. При активной форме ученики выражают неоправданное словесное негодование: “Вы не можете заставить меня это делать! Это не положено в 8 классе!”. Если же форма выбрана пассивная, то проявляется тихое непослушание: ученик улыбается учителю, и говорит то, что хочет услышать учитель. А делает то, что он сам хочет.
Как быть учителю в подобных ситуациях? Нельзя: повышать голос; оставлять последнее слово за собой; использовать “давящие” позы и жесты; оправдываться; использовать оскорбительные выражения, сарказм; обращаться к оценке характера ученика, сравнивать одного ученика с другим; настаивать на своей правоте; поощрять ученика. Все остальное, кроме физического и психического насилия применять можно.
Литература: В.В. Васильев “Психологические эффекты на уроках” (К профессиональным тайнам педагогов). Учебно-методическое пособие. Воронеж. 1998.