Коррекционное сопровождение детей-инвалидов в системе дистанционного обучения

Разделы: Коррекционная педагогика


В последние годы активно развивается дистанционное обучение, которое зачастую является единственным шансом для тех детей, кто в силу разных причин не может воспользоваться традиционными формами обучения и получить образование. Именно дистанционное обучение может дать ребенку-инвалиду возможность найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Для создания оптимальных условий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), необходимо не только индивидуальное обучение, но и индивидуальная коррекционная работа, позволяющая учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса дистанционного обучения. Так как на практике педагогам дистанционного обучения приходится работать с детьми, имеющими различные отклонения в психофизическом развитии (нарушения зрительного восприятия, слуховой и речевой систем, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, опорно-двигательного аппарата и др.) возникает необходимость ведения регулярной комплексной коррекционной работы, направленной на:

- коррекцию отклонений в психофизическом развитии ребенка на основе создания оптимальных условий и возможностей для развития личностного и интеллектуального развития ребенка,

- профилактику негативных тенденций личностного и интеллектуального развития,

- формирование у детей с нарушениями в развитии адекватных взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.

Необходимо учитывать, что при дистанционном обучении направления, виды, методы и формы коррекционной работы не отличаются от тех, которые используются при традиционном обучении. Коррекционная работа при дистанционном обучении детей с ОВЗ реализуется поэтапно:

1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их способы образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения.

2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.

4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы при дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов, обеспечивающее системное сопровождение детей специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

  • комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, эмоциональной-волевой сфер ребёнка.

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы. По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ проектируется программа коррекционной работы в последующие годы обучения.