Очень хочется видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от педагога.
Ребёнок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализ и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за сёт повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим. Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя, чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтение художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы.
В уголке экспериментирования нашей группы "живут" персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми: Девочка Почемучка, дед Знай, Капелька, эти герои "участвуют" в опытах и экспериментах, эти герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются, после работы составляются альбомы (Приложение).
На основе диагностики определяется уровень овладения детьми деятельностью экспериментирования. При беседах с детьми и наблюдением за их деятельностью выявляется степень популярности и использования Уголков экспериментирования, намечаются пути коррекции воспитательного-образовательного процесса.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации, Дни открытых дверей. Родители принимают активное участие в конкурсах Уголков экспериментирования, помогают в их оборудовании и пополнением необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
ЛИТЕРАТУРА
- Большая энциклопедия дошкольника.-М., 1999.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников.-М., 2008.
- Солнечная тропинка(занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром).- М., 2006 Л.С.Журавлёва.
- Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.- Новая школа., 1995 С.Н. Николаева.
- Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. -М.,2007. Л.Г.Горькова, А.В..Кочергина? Л.А.Обухова.
- Радуга. Программа развития и воспитания детей в детском саду.
- Прохорова.Н.Н., Балакшина Т.А.
- Детское экспериментирование-путь познания окружающего мира. ВОИУУ,2001.
- Рыжова.Н. Игры с водой и песком. Обруч, 1997.-№ 2.
- Гугушева.Г. П.,ЧистяковаА.В..Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста\\Дошкольная педагогика, 2001.-№1
- Юдин.Г. Букварёнок.-M,1996.
- Т.А.Шорыгина., Беседы о воде в природе.-М., 2008.