Самое главное – быть внимательным.
Обращай внимание на все вокруг, на все,
что видишь, на все, что не замечают другие
– и ты будешь знать, что другим неведомо.
«Город Эмбер: Побег»
Цель: дать представления учащимся о функции внимания, ее видах и свойствах.
Задачи:
- определить функцию внимания как направленности сознания на объект;
- рассмотреть условия возникновения внимания;
- рассмотреть виды внимания;
- изучить его свойства;
- в практических заданиях определить индивидуальные особенности внимания учащихся;
- показать возможности повышения качества внимания.
Продолжительность занятия: 2 урока (90 мин.)
Численность группы: 10-15 человек.
Материалы: секундомер, призентация урока, таблицы на каждого ученика с буквами и цифрами, бланки «Перепутанные линии».
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Введение в урок (Слайд 2.)
– Добрый день, ребята! Вначале урока я хочу вам рассказать индусскую притчу. Прослушав ее, пожалуйста и попробуйте определить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
Притча
«Магараджа выбирал себе министра. Он
возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города
с большим сосудом, доверху наполненным молоком, и
не прольет ни капли. Многие ходили, а по пути их
окликали, пугали, отвлекали, и они проливали.
"Это не министры", – говорил магараджа. Но
вот пошел один. Ни крики, ни пугания, ни хитрости
не отвлекали его глаз от переполненного сосуда.
"Стреляйте!" – крикнул повелитель. Стреляли,
но и это не помогло. "Это министр!" – сказал
магараджа. "Ты слышал крики?" – спросил он
его. "Нет!" – "Ты видел, как тебя пугали?"
– "Нет. Я смотрел на молоко". "Ты слышал
выстрелы?" – "Нет, повелитель! Я смотрел на
молоко"».
– И так о чем у нас сегодня пойдет речь? (Выслушать
все ответы учеников).
Формулирование темы и целей урока (Слайд 3.)
– Правильно, мы сегодня будем говорить о внимании
II. Основная часть урока
– Давайте разберемся, в чем заключается сущность внимания. Очень хорошо ее показывают Вачков И. и Битянова М. в своей книге « Я и мой внутренний мир». «Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют. Луч подвижен, каждую новую секунду он может освещать новую область. Луч может быть мощным и сконцентрированным, а может быть рассеянным и слабым. В последнем случае все предметы, которые он пытается осветить, выглядят нечеткими, размытыми».
Сейчас каждый из вас в своих тетрадях
попробует самостоятельно создать
определение внимания.
– Кто желает озвучить свое определение? (Выслушать
желающих).
Определение (Слайд 4.)
Внимание – это направленность сознания,
его сосредоточенность на объектах, которые имеют
для человека определенную значимость.
Для того чтобы мы обратили внимание на какой-либо
объект, необходимо, чтобы он нас каким-то образом
«зацепил».
Признаки возникновения внимания (Слайды 5-9)
Эксперимент
Класс разбивается на пары, каждый в паре
должен рассказать друг другу, интересную
историю, которую он прочитал, увидел за
последний месяц. Каждому человеку в группе дано
по 1 минуте, для того чтобы рассказать свою
историю. Два человека выходят к учителю. У
каждого задание узнать, что интересного
произошло у одного из одноклассников. За
первым закрепляется один человек , за вторым
другой. Через 2 минуты у каждого узнается, что они
услышали. Вначале узнается, что они узнали об
интересной истории того человека к кому они
прислушивались. Второй раз, что слышали об
истории любого другого одноклассника.
– Что вы заметил? (Выслушать желающих).
Вслушавшись в речь какого-то одного человека,
слова, произносимые остальными, не
воспринимаются.
Вывод: наше внимание избирательно. Мы всегда уделяем в окружающей обстановке больше внимания чему-либо одному. В ущерб остальному. Чему – зависит от нашего контроля над ситуацией, хотя при этом нельзя сказать, что мы полностью отключились от остального.
Виды внимания (Слайд 10)
В зависимости от наличия или отсутствия
сознательной цели человека сосредоточить свое
внимание на чем-либо выделяют, соответственно
произвольное и не произвольное внимание.
Внимание, появляющееся без специальных
целенаправленных усилий, называют
непроизвольным вниманием. Непроизвольное
внимание у нас возникает из-за раздражителей,
потребностей, значимости и эмоциональной
привлекательности для нас.
Произвольным внимание становится тогда, когда
человек управляет им. Обращает внимание на
что-то, не яркое, что не кажется в данный момент
интересным, или что стало настолько привычным,
если бы не усилия воли, человек бы перестал это
замечать. Например, вы собираетесь учить
русский и читать книгу «Гарри Поттер». Ваше
внимание будет приковано к роману. Ведь он для
вас интересен, чем правила правописания. Перейти
к изучению правил можно будет только, при помощи
воли включив произвольное внимание. (Слайд 11)
– Как вы думаете, а если бы наше внимание всегда
было произвольным, хорошо бы было нам? (Выслушать
мнение учащихся).
Вывод. Непроизвольное внимание нам необходимо
оно помогает человеку ориентироваться во
внешнем мире.
Есть еще один вид внимания – послепроизвольное.
Этот термин введен отечественным психологом
Н.Ф.Добрыниным. Часто бывает так, что
деятельность, которая вначале требовала волевых
усилий для сосредоточения внимания, становится
затем интересной и увлекает нас. Например, с
неохотой вы приступили к подготовке реферата по
литературе. Сосредоточиться было трудно, но
постепенно оказалось, что вам попалась
интересная тема, и вот уже никакие телефонные
звонки друзей, телевизионные передачи не могут
оторвать вас от работы. В этом случае говорят о
послепроизвольном внимании, возникшем из
произвольного. (Слайд12)
Свойства внимания (Слайд 13.)
1. Распределение
Эксперимент
1) Попробуйте одновременно указательным пальцем левой руки стучать по столу, указательным пальцем правой руки делать вращательные движения и при этом громко читать книгу.
2) Попробуйте, одновременно написать
левой рукой свое имя, а правой – свою фамилию.
После эксперимента вопросы классу: у кого
получился эксперимент? В чем, вы испытывали
трудности? Как вы думаете, что помогает
человеку делать насколько дел одновременно?
Вывод: выполнять одновременно несколько разных дел человеку помогает распределение внимания. Многочисленные исследования показывают, что мы можем делать два (или даже больше) дел одновременно, если все они (или за исключением одного из них) доведены до автоматизма. Одна из выполняемых деятельностей находится при этом в центре внимания, а остальные – на краях его. Если же два из них недостаточно усвоены, то одновременное их выполнение становится невозможным, так как в центре внимания может находиться только одна деятельность.
2. Переключаемость
Переключаемость – это способность человека преднамеренно переключаться с одного дела на другое. В обычной жизни мы предпочитаем следить за более важной для нас деятельностью и объектами. Любой водитель на оживленном перекрестке почти автоматически отключается от разговора с собеседником. Если кто-то на вечере в дальнем конце комнаты скажет: «Ты помнишь, что сделала в этом случае Наташа?», то все Наташи, занятые своими беседами, тут же невольно насторожатся и повернут головы.
Эксперимент. (Приложение 1)
Эксперимент позволит вам установить вашу переключаемость.
Инструкция: В этом эксперименте на каждом этапе нужно фиксировать время, которое вам понадобится для выполнения задания. После окончания каждого этапа поднимите руку, я назову ваше потраченное время на выполнения работы.
Первый этап: укажите в таблице и
назовите числа в убывающей последовательности
(от 25 до 1).
Второй этап: укажите в таблице и назовите
буквы по алфавиту (от А до Ц).
Третий этап: поочередно находите в таблице
числа в убывающей последовательности и буквы по
алфавиту.
Обработка полученных результатов.
Время переключения внимания (t)вычисляется по формуле:
t = t3 – (t1 + t2), где t1, t2, t3 – время выполнения задания на 1-м, 2-м и 3-м этапах.
3. Отвлекаемость
Если же человек переносит внимание с одного объекта на другой вопреки своему сознательному намерению, то это уже отвлекаемость. Почему во время скучного урока кто-то начинает смотреть за окно и «считать ворон»? Просто это ученик отвлекся.
4. Устойчивость
Устойчивость – это способность длительно сосредоточиться на объекте или выполняемой деятельности. Проверить свою устойчивость внимания вам поможет следующий эксперимент.
Эксперимент. (Приложение 2)
Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»:
19 и более – отлично;
10-18 – хорошо;
4- 9 – удовлетворительно;
3 и менее – неудовлетворительно.
5. Концентрация внимания
Данное свойство определяет, насколько
сильно, интенсивно мы сосредоточиваемся на
объекте.
Кроме того, концентрация зависит и от нашей
сопротивляемости отвлекающим факторам
(психологи называют ее «помехоустойчивостью»).
В одной старинной притче некий ценитель книг
придумал удивительный способ проверять,
интересная книга или нет. Он выходил с этой
книгой на крыльцо в трескучий мороз, и если
чтение увлекало его настолько, что холод не
мешал, то книга попадала на полку, а если
сконцентрировать внимание не удавалось, то
человек этот бросал книгу в огонь, вернувшись в
дом и греясь у очага.
Вы можете проверить свою концентрацию более
простым и менее жестоким по отношению к книгам
способом.
– Смотрите на надпись и читайте по-русски. (Слайд 14.)
RYGДNFОYRQРCDSОVSFLIUГZXSУRW RUGОNVXZСQWRИSDFЛXZVИLIYТWQ GFИWQVДNGFУYRWЩILJИSXZЙNVF
6. Объем внимания
Это свойство зависит от количества
объектов, которые могут быть охвачены вниманием
человека одновременно (в пределах 0,1 секунды).
Обычно при восприятии простых объектов (цифр,
букв, фигурок и т. п.) объем внимания составляет 5 +
2 элементов.
Между объемом внимания и его концентрацией
существует определенное соотношение: чем выше
интенсивность или сила внимания, тем меньше его
объем.
III. Подведение итогов (Слайд 15)
– Что узнали нового на занятии? Что
поняли на занятии?
– Что понравилось на занятии? Что не понравилось?
IV. Домашнее задание (Слайд 16)
Творческое задание на тему: «Как быть, если требуется внимание собеседника?»
V. Ритуал прощания (Слайд 17)
– Спасибо за ВНИМАНИЕ!
Список литературы:
1. Вочков В.И., Битянова М.Р..Я и мой
внутренний мир. Психология для старшеклассников
– СПб.: «Питер», 2009.
2. Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А.
Психология 8-11 класс.Учебник.– СПб.: «Питер», 2000.
3. Уколова М.Необыкновенное путешествие
обыкновенного мальчика в страну психику.//
Школьный психолог. – № 14 – 2008.
3. https://zdd.1sept.ru/2006/17/4.htm