Учитель — не только учитель, но и ученик.
Учитель отдает свою энергию, кровь, все,
что у него есть ценного, своим ученикам, народу.
Но, товарищи, если сегодня, завтра, послезавтра
вы будете отдавать все, что у вас есть, и не будете
при этом снова и снова пополнять свои знания,
силы, энергию, так ведь у вас ничего не останется.
Учитель, с одной стороны, отдает, а с другой стороны,
как губка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа,
жизни, науки, и это лучшее снова отдает детям.
М. И. Калинин
Компьютеризация в наше время охватила все сферы деятельности и неотвратимо входит в одну из самых консервативных областей – образование. Она должна соответствовать перспективным тенденциям социального и интеллектуального развития общества, переходу к информационному обществу.
Компьютеризация системы образования – это не просто «введение» компьютеров в традиционный процесс обучения, а кардинальная перестройка всей системы обучения. Меняется содержание деятельности учителя и учащихся, структура и организация учебного процесса, формируются другие методологические, психологические, дидактические основы преподавания и обучения. Разрабатываются новые педагогические технологии обучения. Пока российская школа находится на начальном этапе внедрения информационных технологий в обучение, компьютеризация носит скорее количественный характер, системный подход только декларируется. И эта ситуация тем скорее разрешится, чем быстрее сформируется ИКТ-компетентность школьного учителя, понимаемая как способность решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных компьютерных технологий.
Задачи:
- проанализировать необходимость создания коллекции учебных презентаций для уроков физики в 7 классе;
- пройти обучение по теме «Компьютерная поддержка уроков физики»;
- создать коллекцию учебных презентаций для уроков физики в 7 классе.
Цели:
- создание дидактически активной познавательной среды, направленной на развитие интеллекта и реализацию личностного потенциала каждого обучаемого»
- создание коллекции презентаций для уроков физики в 7 классе с компьютерной поддержкой;
Компонентами ИКТ-компетентности можно считать готовность учителя:
- к поиску и отбору дополнительной информации для обучения с учётом возможностей сети интернет, размножения учебных материалов, сканирования, цифрового фотографирования и видеозаписи;
- к применению готовых мультимедийных разработок в образовательных и воспитательных целях;
- к представлению образовательной информации с использованием различных прикладных компьютерных программ (Word, Paint, PowerPoint, Publisher и др.);
- к разработке компьютерных тестов, систем рейтинговой оценки знаний учащихся на основе стандартных приложений и программ-оболочек;
- к созданию баз данных и собственных интернет-ресурсов учебного назначения;
- к управлению учебно-воспитательным процессом с использованием стандартных и специальных программ;
- к участию в работе сетевых объединений преподавателей, интернет-конференций с целью повышения своего профессионального уровня, обмена опытом;
- к изготовлению дидактического компьютерного материала.
Презентация (от английского слова - представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата.
Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными или рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).
Мультимедийная компьютерная презентация – это:
- динамический синтез текста, изображения, звука;
- яркие и доходчивые образы;
- самые современные программные технологии интерфейса;
- мобильность и компактность информационных носителей и оборудования;
- способность к обновлению, дополнению и адаптации информации;
- невысокая стоимость
Преимущества компьютерных презентаций
- Широкие возможности электронного представления учебного материала
- Возможность моделировать опыты и физические явления
- Возможность выявить способности учащихся отбирать и предоставлять информацию
- Возможность использования альтернативных источников информации
- Возникает еще один шанс заинтересовать учащихся физикой
Этапы создания презентации:
- Формулировка темы
- Определение количества слайдов
- Создание слайдов
- Выбор дизайна презентации
- Редактирование и сортировка слайдов
- Переходы между слайдами
- Демонстрация презентации
Компьютер для учителя на уроке – современное средство решения дидактических задач, организации новых форм обучения. Однако при любом количестве и качестве централизованно создаваемых компьютерных пособий органичность их применения обеспечивается работой учителя по организации тематической системы дидактических средств. Компьютерные материалы включаются как необходимый компонент в этот комплекс, занимая своё место в соответствии с конкретной учебной целью, задачей. Системообразующими в таком комплексе средств обучения должны стать дидактические материалы, созданные (специально подобранные, изготовленные) самим учителем-предметником. Например, учебные презентации.
Компьютер и проектор стали необходимым оборудованием кабинета физики. ЦОРов, которые можно использовать, множество. Однако, не всё так просто. Проблемы начинают возникать именно из-за их большого количества. Быстро и качественно подготовиться к урокам, а тем более использовать материал на уроке становится невозможным. Как была решена проблема? Оптимальным оказалось создание своей копилки материалов. Папка на каждый класс, а внутри папки класса - папка для каждого урока. Презентации, рисунки, опорные конспекты, тесты, видеофрагменты, флеш-модели, флеш-учебники. Материал для презентаций я беру из обучающих дисков, а в основном из Интернета.
Итогом моей работы стало создание копилки материалов и собственных ЦОР для уроков физики.
Коллекция учебных презентаций для уроков физики в 7 классе
Я предлагаю фрагменты нескольких презентаций
1. «Давление и сила давления». Урок изучения нового материала
Умело поставленные в начале урока вопросы и яркие зрительные акценты направляют восприятие и мысли учащихся к нужным теоретическим выводам
Актуализация знаний с использованием игровых технологий позволяют активизировать деятельность учащихся
При изложении нового материала визуальная информация позволяет сделать выводы и используя эффекты анимации вывести их на экран.
На уроке предусмотрен фронтальный эксперимент. На данном слайде алгоритм выполнения работы, который учащиеся сами получили после разрешения проблемного вопроса о зависимости давления от площади поверхности. Информация перед ребятами на протяжении всей работы, что позволяет сократить время выполнения эксперимента и расчетов.
На этапе работы с учебником при заполнении таблицы – она на слайде. А яркие визуальные образы положительно влияют на психологическую атмосферу на уроке
2. Урок «Строение вещества»
Эффект урока от привлечения исторического материала огромен, и мультимедийное оборудование позволяет сделать этот эффект еще большим.
Третье положение МКТ. Оборудования для проведения демонстрационного эксперимента нет. Включенный в презентацию видеофрагмент из Библиотеки образовательных ресурсов позволяет провести его в реальном времени.
3. Урок «Сила упругости»
В моей коллекции есть презентации, выполненные в виде опорных конспектов, где каждый элемент слайда – элемент нового знания. Я в свое время была увлечена методикой Шаталова, поэтому верю в эффект этих слайдов. И записи основного материала урока в тетради учащиеся быстрее делают, если информация перед глазами, ведь большая часть детей – визуалы.
На вопрос «Нужны ли на уроке физики компьютерные презентации?», 97% опрошенных учащихся ответили утвердительно.
Задача учителя при создании учебных презентаций – найти экранно-звуковые образы изучаемого материала, осуществить в соответствии с учебными задачами отбор, структурирование учебного содержания так, чтобы обеспечить на его базе активную познавательную деятельность на уроке.
Подобно тому, как ранее изобретение пера и бумаги вывело развитие образования на новый уровень, информационные технологии стали новой революцией в современном обществе. В обучении компьютерные технологии открывают дорогу новым формам представления информации и передачи знаний.