«Трудный» ребенок - это не тот,
с кем трудно, а кому трудно.»
Пояснительная записка
В последние годы в России происходят процессы, связанные со стабилизацией жизни, однако последствия явлений предыдущих лет ещё не преодолены. Социальный фон воспитания детей в современной России продолжает оставаться неблагоприятным.
С каждым годом растет детская безнадзорность, беспризорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением. Отклонения в поведении ребенка это результат социально-экономической, экологической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей.
Учащиеся моего класса - это в большинстве случаев подростки из благополучных, хороших семей. Но есть и из трудных, кризисных семей. И чаще всего именно ситуация в семье так или иначе является первопричиной возникновения проблем подростка в школе, с друзьями, с взрослыми, а также с родителями. Асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье являются непосредственными факторами формирования личности каждого подростка. В этой ситуации все очевиднее становится то, что школа как социальный институт, обязана быть воспитывающей.
Эта программа индивидуального развития предполагает создание условий, обеспечивающих развитию личности обучающегося, обеспечение психологической, социальной помощи и поддержки, формирование общей культуры, усвоение основных норм и правил поведения. Формируя такую личность, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека с самобытной индивидуальностью, обладающего единством духовно-нравственного и правового долга
Цель программы: формировать социально адаптированную личность, которая умеет реализовать свои способности в учебной, а в будущем в профессиональной деятельности, воспитать интеллектуального, духовно богатого и здорового гражданина, способного к социальному творчеству, создание условий для его самопознания, самовоспитания и самореализации.
Задачи программы:
- Создать благоприятные условия для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка.
- Формировать у обучающегося адекватную современному уровню знаний и уровню ступени обучения целостную картину мира, адаптацию личности к жизни в обществе.
- Формировать законопослушное поведение, уважение к национальному и культурному наследию, гражданскую ответственность, любовь к Родине и к семье.
- Создать условия для осознанного выбора профессии и продолжения углубленного изучения предметов.
- Обеспечить социально-правовую защиту, психолого-педагогическую помощь.
- Формирование стремления к здоровому образу жизни как одной из главных жизненных ценностей.
Обоснование: Программа индивидуального развития разработана по следующим причинам:
- Ученица воспитывается в полной семье, где иногда происходят семейные скандалы.
- Ученица входила в «группу риска», часто пропускала занятия в школе.
- Ученица способна на более высокие показатели в развитии своей личности и в учебе.
Программа рассчитана на 2 года.
Участник программы – ученица 10 класса
Принципы программы:
1. Личностно ориентированный принцип:
а) принцип адаптированности (ученик должен себя чувствовать в школе как дома, найти свое место в классном коллективе);
б) принцип развития (целостное развитие личности: физическое, интеллектуальное, духовное);
в) принцип психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы раскрепощенности, раскованности, атмосферы успешности, ощущения продвижения вперед, достижения поставленной цели).
2. Принцип дифференцированности:
а) учет возрастных особенностей и специфики работы с учащимися;
3. Принцип диалогизации:
а) позиции взрослого и подростка считаются равноправными;
4. Принцип последовательности и систематичности.
5. Принцип гуманизации отношений в классном коллективе.
6. Принцип комплексности (социальный педагог, учителя предметники, администрация, классный руководитель)
Методы работы при реализации Программы
- индивидуальные беседы
- наблюдение
- тестирование
- метод незаконченных предложений
- анкетирование родителей и учащихся
- портфолио учащихся
- анализ участия учащегося в мероприятиях
Сроки и этапы реализации программы:
1этап — организационный (начало обучения в 10 классе)
- составление индивидуальная карта ученика (приложение № 1);
- изучение жилищно-бытовых условий и составление социальной карты; (приложение №2)
2 этап — реализация программы (10-11 класс)
Реализация программы проводится по следующим основным направлениям:
1) «Я и моя семья».
- формирование уважения к членам семьи;
- воспитание семьянина, любящего своих родителей;
2) «Я и закон».
- упорядочить знания учащегося об уголовной ответственности несовершеннолетних;
- развивать представления учащихся о видах преступлений;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки;
3) «Я и моя личность».
- формирование потребности к самообразованию, воспитание своих нравственно-моральных качеств личности (совесть, уважение, честность, сочувствие, содействие)
- создание условий самопознания с последующей самореализацией;
4) «Я и мои знания».
- воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности к сознательному выбору профессии;
5) «Я и культура».
- воспитание чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей;
- формирование понимание значимости искусства в жизни каждого человека.
6) «Я и мое Отечество».
- воспитание сознательного отношения к народному достоянию, верности традициям старшего поколения, преданности Отчизне;
- воспитание чувства ответственности и гордости за свою страну.
7) «Я и мое здоровье».
- воспитание здорового образа жизни и высокого уровня физической культуры;
- воспитание стремления к совершенствованию физического здоровья.
Мероприятия по реализации программы (Приложение №3)
3 этап — мониторинг реализации программы (1 полугодие 11 класса)
- анализ и диагностика уровня воспитанности и обученности (приложение №4)
- карта успешности ученика (приложение №5)
Ожидаемый результат деятельности
- Успешное становление ученика как разносторонне-развитой личности.
- Усвоение учеником патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.
- Освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом.
- Выработать способность к самореализации и привычки контролировать себя.
- Стремление к здоровому образу жизни.
- Научить строить свою жизнь по законам гармонии и красоты.