Из опыта участия в образовательной программе начального общего образования в условиях перехода на ФГОС НОО. Проблемно-диалогическая технология на уроках для получения личностных, метапредметных и предметных результатов

Разделы: Начальная школа


Федеральные государственные образовательные стандарты указывают на то, что необходимо у обучающихся наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу.

Одним из путей формирования данных способностей является проблемно-диалогическое обучение.

Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути.

Проблемно-диалогическая технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

Ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь и им очень нравится, что они сами могут объяснить увиденные явления, опыты, формулы. Это мотивирует школьников к усвоению нового материала, включая в работу практически весь класс. Диалогический поиск решения, в отличие от изложенных готовых сведений, обеспечивает понимание нового знания каждым учеником. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.

Технология проблемно-диалогического обучения состоит из двух звеньев: постановка учебной проблемы и поиска решения этой проблемы.

Постановка учебной проблемы.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий:

  • создания проблемной ситуации;
    Создать проблемную ситуацию, которая вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
  • побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
    Представляет собой отдельные вопросы учителя, побуждающие осознать противоречие.
  • побуждения к формулированию учебной проблемы;
    Текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»
  • принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
    Возможно появление неточных и ошибочных ученических формулировок учебной проблемы.

Мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить ученика к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».

Подводящий к теме диалог

Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение).

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов – яркое пятно, актуальность

Поиск решения учебной проблемы.

Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает «открыть» новое знание. Существуют две основные возможности обеспечить такое «открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию.

Побуждающий к гипотезам диалог

Требует осуществления четырех педагогических действий:

  • побуждение к выдвижению гипотез.
    Высказывают предположение, которое проверяют.
  • принятие выдвигаемых учениками гипотез.
    реакция учителя на выдвигаемые гипотезы – эмоционально неокрашена.
  • побуждение к проверке гипотез.
    Смысл проверки состоит в приведении доказательства (это так, потому что или это не так, потому что)
  • принятие предлагаемых учениками проверок.
    План действий.

Подводящий к знанию диалог

Подводящий диалог не требует выдвижения и проверки гипотез. Он представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

Таким образом, Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Приведу пример урока по предмету окружающий мир в 1 классе на основе метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Тема урока «ПРЕДМЕТЫ И ИХ ПРИЗНАКИ» (ЧАСТЬ 1. ТЕМА 9)

Цели:

  • Формирование умения называть окружающие предметы и их взаимосвязи (предметные результаты)
  • Формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных ууд (метапредметные результаты)

Ход урока

1. Актуализация знаний.

(Умение формировать таблицу на основе характеристических признаков: форма и назначение.)

Учитель: Ребята, помогите навести порядок в доме после ремонта. Давайте разложим все по полочкам.

На доске вывешены карточки с рисунками: мяч, коробка, ведерко, газовая плита, кружка, лампа (круглый плафон)

Учитель предлагает готовую таблицу.

 

шар

цилиндр

параллелепипед

И(игрушки)

 

 

 

Х(исп. в хозяйстве)

 

 

 

Учитель:

  • Сколько в таблице строк?
  • Что должно находиться в 1-й строке? Во 2-й? (Учитель объясняет, что значат буквы: И - предмет служит для игры; X - используется в хозяйстве.)
  • Сколько в таблице столбцов?
  • -  Что должно быть в 1-м столбце, во 2-м, в 3-м?
  • Какой предмет будет находиться в 1-й строке 1-го столбца? (Мяч)
  • Почему? (Он круглый, и в него играют.)
  • Во 2-й строке, 3-м столбце? (Плита. Она имеет форму коробки и| нужна в хозяйстве.)
  • А куда мы поместим кружку? кубик, плафон, ведерко
    Заполняем таблицу на доске.

Вывод.

  • На что мы ориентировались, раскладывая предметы? (На их признаки.)
  • Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?
  • Что мы узнаем на уроке?

2. Создание проблемной ситуации.

Работа в парах.

У детей на столах таблица:

Предметы

Красный

Зеленый

Коричневый

Еда

 

 

 

Игрушки

 

 

 

Набор карточек: клубника, огурец, кусок хлеба, красная машинка, зеленый совок, коричневый медвежонок.

Учитель:

  • Разложите карточки (работа в парах).
  • Проверяем, объясняя выбор.

Учитель показывает детям киндер-сюрприз:

  • Куда его можно поместить? (Это можно есть, он коричневого цвета, следовательно, 1-я строка, 3-й столбец.)
  • Это игрушка?

3. Совместное «открытие» нового знания.

Работа в группе

Учитель:

  • Что нам надо сделать? (Открыть и посмотреть.)
  • Итак, из чего состоит киндер-сюрприз? (Из шоколадного яйца и игрушки. Это и еда и игрушка.)
  • Что нам помогло это узнать? (Мы рассмотрели, из чего состоит киндер-сюрприз.)

Вывод. Чтобы точнее отличать предметы друг от друга, что нам надо иногда делать? (Посмотреть, из чего они состоят.) Состав - это тоже признак предмета.

4. Первичное закрепление.

Учитель:

  • Нарисуйте: слева – небольшой кислый овальный, а справа – большой полосатый круглый сладкий.
  • Что нарисовали справа? (арбуз) Как догадались? А слева? Какого признака не хватило, чтобы все нарисовали одинаковый рисунок?

5. Итог урока

  • Как мы различали предметы (таблица на доске)? (по форме и назначению)
  • А когда вы работали с таблицей, что еще помогло отличать предметы? (цвет)
  • Как можно отличать предметы один от другого? (по цвету, форме, назначению, действию, составу)

Второй пример описывает метод постановки учебной проблемы: - подводящий к теме диалог.

Тема урока «МНОГОУГОЛЬНИКИ» 1 класс (часть 1)

Цели.

  • учить различать и называть геометрические фигуры – треугольник, четырехугольник, пятиугольник, многоугольник (предметные результаты)
  • Формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных ууд (метапредметные результаты): учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.

Ход урока

I. Актуализация знаний

  • Прямой и обратный счет в пределах 10.
  • Повторение понятий предшествующий, последующий, между, следует за.
  • Игра "Какое число я задумала?"

Учитель. Я задумала число, прибавила к нему 1 и получила 5. Какое число я задумала? Как вы рассуждали?

– Я задумала число, вычла 1 и получила 3. Какое число я задумала? Как вы находили задуманное число?

II. Открытие новых знаний

- Какую фигуру можно сложить из трех палочек? (Треугольник)

Практическая работа. У каждого ребенка на парте лежит лист бумаги.

- Берем первый лист. Ставим три точки в разных местах листа. Сгибаем лист, чтобы линия сгиба прошла через две точки. Соединяем линиями все точки. Вырезаем фигуру. Какая фигура получилась? (Треугольник)

- Сколько точек вы поставили?

– Эти точки называются вершинами треугольника. Покажите стороны треугольника. Сколько сторон у треугольника?

– Покажите углы у треугольника. Сколько углов у треугольника?

– Почему фигура называется треугольником? (Потому что у треугольника три угла)

- Покажите четырехугольник. Покажите углы, стороны, вершины. Сколько у четырехугольника вершин, углов, сторон?

– Посмотрите на фигуру и дайте ей название. (Это пятиугольник)

- Расскажите о пятиугольнике.

– Какое название вы дадите данной фигуре? (Это шестиугольник.)

 - Какое название вы дадите данной фигуре? (Это восьмиугольник)

- Какое название вы дадите данной фигуре? (Это двенадцатиугольник)

- Можно ли к этим фигурам добавить круг? (Нет, у круга нет углов)

- Какое название вы дадите всем фигурам с углами? Как одним словом их можно назвать? (Многоугольники)

- Скажите, квадрат – это многоугольник? (Да, у него есть углы)

Учитель показывает квадрат.

- Какие названия вы можете дать данной фигуре? (Прямоугольник, четырехугольник, многоугольник и квадрат)

Учитель показывает треугольник.

-Какие названия вы можете дать данной фигуре? (Треугольник и многоугольник)

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

III. Первичное закрепление

Творческая работа.

-. Нарисуйте человечка с помощью геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы использовали для изображения человечка?

– Сколько фигур вам потребовалось?

– После урока посмотрим рисунки.

IV. Работа по учебнику

V. Итог урока

- Чему вы научились на этом уроке? Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось? Что у вас лучше всего получилось?

Таким образом, на описанных уроках проходило формирование регулятивных УУД: определяли и формулировали цель деятельности на уроке с помощью учителя, учились высказывать своё предположение (версию); познавательных УУД: делали выводы в результате совместной работы всего класса, перерабатывали полученную информацию: сравнивали признаки и группировали предметы. Формирование коммуникативных УУД осуществлялось при организации работы в паре, учились оформлять свою мысль в устной форме, слушали и понимали речь учеников, учителя.

Литература

  1. Основная образовательная программа. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ, М., 2011
  2. Вахрушев А.А, Бурский О.В, Раутиан А.С. Окружающий мир. «Я и мир вокруг». Учебник в 2х частях, М. Баласс, 2011
  3. Вахрушев А.А, Бурский О.В, Раутиан А.С. Методические рекомендации. Окружающий мир, М. Баласс, 2011
  4. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П «Математика» М. Баласс, 2011
  5. Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В Методические рекомендации М. Баласс, 2011

Интернет-источники

  • http://mon.ru/pro/fgos/oob2/
  • http://www.scool2100.ru/ scool2100.ru/nashi tehnologii/reading.php