Федеральные государственные образовательные стандарты указывают на то, что необходимо у обучающихся наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу.
Одним из путей формирования данных способностей является проблемно-диалогическое обучение.
Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути.
Проблемно-диалогическая технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.
Ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь и им очень нравится, что они сами могут объяснить увиденные явления, опыты, формулы. Это мотивирует школьников к усвоению нового материала, включая в работу практически весь класс. Диалогический поиск решения, в отличие от изложенных готовых сведений, обеспечивает понимание нового знания каждым учеником. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.
Технология проблемно-диалогического обучения состоит из двух звеньев: постановка учебной проблемы и поиска решения этой проблемы.
Постановка учебной проблемы.
Существует три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий:
- создания проблемной ситуации;
Создать проблемную ситуацию, которая вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. - побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
Представляет собой отдельные вопросы учителя, побуждающие осознать противоречие. - побуждения к формулированию учебной проблемы;
Текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?» - принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Возможно появление неточных и ошибочных ученических формулировок учебной проблемы.
Мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить ученика к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».
Подводящий к теме диалог
Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение).
Сообщение темы с мотивирующим приёмом
Учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов – яркое пятно, актуальность
Поиск решения учебной проблемы.
Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает «открыть» новое знание. Существуют две основные возможности обеспечить такое «открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию.
Побуждающий к гипотезам диалог
Требует осуществления четырех педагогических действий:
- побуждение к выдвижению гипотез.
Высказывают предположение, которое проверяют. - принятие выдвигаемых учениками гипотез.
реакция учителя на выдвигаемые гипотезы – эмоционально неокрашена. - побуждение к проверке гипотез.
Смысл проверки состоит в приведении доказательства (это так, потому что или это не так, потому что) - принятие предлагаемых учениками проверок.
План действий.
Подводящий к знанию диалог
Подводящий диалог не требует выдвижения и проверки гипотез. Он представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.
Таким образом, Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
Приведу пример урока по предмету окружающий мир в 1 классе на основе метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Тема урока «ПРЕДМЕТЫ И ИХ ПРИЗНАКИ» (ЧАСТЬ 1. ТЕМА 9)
Цели:
- Формирование умения называть окружающие предметы и их взаимосвязи (предметные результаты)
- Формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных ууд (метапредметные результаты)
Ход урока
1. Актуализация знаний.
(Умение формировать таблицу на основе характеристических признаков: форма и назначение.)
Учитель: Ребята, помогите навести порядок в доме после ремонта. Давайте разложим все по полочкам.
На доске вывешены карточки с рисунками: мяч, коробка, ведерко, газовая плита, кружка, лампа (круглый плафон)
Учитель предлагает готовую таблицу.
|
шар |
цилиндр |
параллелепипед |
И(игрушки) |
|
|
|
Х(исп. в хозяйстве) |
|
|
|
Учитель:
- Сколько в таблице строк?
- Что должно находиться в 1-й строке? Во 2-й? (Учитель объясняет, что значат буквы: И - предмет служит для игры; X - используется в хозяйстве.)
- Сколько в таблице столбцов?
- - Что должно быть в 1-м столбце, во 2-м, в 3-м?
- Какой предмет будет находиться в 1-й строке 1-го столбца? (Мяч)
- Почему? (Он круглый, и в него играют.)
- Во 2-й строке, 3-м столбце? (Плита. Она имеет форму коробки и| нужна в хозяйстве.)
- А куда мы поместим кружку? кубик, плафон, ведерко
Заполняем таблицу на доске.
Вывод.
- На что мы ориентировались, раскладывая предметы? (На их признаки.)
- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?
- Что мы узнаем на уроке?
2. Создание проблемной ситуации.
Работа в парах.
У детей на столах таблица:
Предметы |
Красный |
Зеленый |
Коричневый |
Еда |
|
|
|
Игрушки |
|
|
|
Набор карточек: клубника, огурец, кусок хлеба, красная машинка, зеленый совок, коричневый медвежонок.
Учитель:
- Разложите карточки (работа в парах).
- Проверяем, объясняя выбор.
Учитель показывает детям киндер-сюрприз:
- Куда его можно поместить? (Это можно есть, он коричневого цвета, следовательно, 1-я строка, 3-й столбец.)
- Это игрушка?
3. Совместное «открытие» нового знания.
Работа в группе
Учитель:
- Что нам надо сделать? (Открыть и посмотреть.)
- Итак, из чего состоит киндер-сюрприз? (Из шоколадного яйца и игрушки. Это и еда и игрушка.)
- Что нам помогло это узнать? (Мы рассмотрели, из чего состоит киндер-сюрприз.)
Вывод. Чтобы точнее отличать предметы друг от друга, что нам надо иногда делать? (Посмотреть, из чего они состоят.) Состав - это тоже признак предмета.
4. Первичное закрепление.
Учитель:
- Нарисуйте: слева – небольшой кислый овальный, а справа – большой полосатый круглый сладкий.
- Что нарисовали справа? (арбуз) Как догадались? А слева? Какого признака не хватило, чтобы все нарисовали одинаковый рисунок?
5. Итог урока
- Как мы различали предметы (таблица на доске)? (по форме и назначению)
- А когда вы работали с таблицей, что еще помогло отличать предметы? (цвет)
- Как можно отличать предметы один от другого? (по цвету, форме, назначению, действию, составу)
Второй пример описывает метод постановки учебной проблемы: - подводящий к теме диалог.
Тема урока «МНОГОУГОЛЬНИКИ» 1 класс (часть 1)
Цели.
- учить различать и называть геометрические фигуры – треугольник, четырехугольник, пятиугольник, многоугольник (предметные результаты)
- Формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных ууд (метапредметные результаты): учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.
Ход урока
I. Актуализация знаний
- Прямой и обратный счет в пределах 10.
- Повторение понятий предшествующий, последующий, между, следует за.
- Игра "Какое число я задумала?"
Учитель. Я задумала число, прибавила к нему 1 и получила 5. Какое число я задумала? Как вы рассуждали?
– Я задумала число, вычла 1 и получила 3. Какое число я задумала? Как вы находили задуманное число?
II. Открытие новых знаний
- Какую фигуру можно сложить из трех палочек? (Треугольник)
Практическая работа. У каждого ребенка на парте лежит лист бумаги.
- Берем первый лист. Ставим три точки в разных местах листа. Сгибаем лист, чтобы линия сгиба прошла через две точки. Соединяем линиями все точки. Вырезаем фигуру. Какая фигура получилась? (Треугольник)
- Сколько точек вы поставили?
– Эти точки называются вершинами треугольника. Покажите стороны треугольника. Сколько сторон у треугольника?
– Покажите углы у треугольника. Сколько углов у треугольника?
– Почему фигура называется треугольником? (Потому что у треугольника три угла)
- Покажите четырехугольник. Покажите углы, стороны, вершины. Сколько у четырехугольника вершин, углов, сторон?
– Посмотрите на фигуру и дайте ей название. (Это пятиугольник)
- Расскажите о пятиугольнике.
– Какое название вы дадите данной фигуре? (Это шестиугольник.)
- Какое название вы дадите данной фигуре? (Это восьмиугольник)
- Какое название вы дадите данной фигуре? (Это двенадцатиугольник)
- Можно ли к этим фигурам добавить круг? (Нет, у круга нет углов)
- Какое название вы дадите всем фигурам с углами? Как одним словом их можно назвать? (Многоугольники)
- Скажите, квадрат – это многоугольник? (Да, у него есть углы)
Учитель показывает квадрат.
- Какие названия вы можете дать данной фигуре? (Прямоугольник, четырехугольник, многоугольник и квадрат)
Учитель показывает треугольник.
-Какие названия вы можете дать данной фигуре? (Треугольник и многоугольник)
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
III. Первичное закрепление
Творческая работа.
-. Нарисуйте человечка с помощью геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы использовали для изображения человечка?
– Сколько фигур вам потребовалось?
– После урока посмотрим рисунки.
IV. Работа по учебнику
V. Итог урока
- Чему вы научились на этом уроке? Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось? Что у вас лучше всего получилось?
Таким образом, на описанных уроках проходило формирование регулятивных УУД: определяли и формулировали цель деятельности на уроке с помощью учителя, учились высказывать своё предположение (версию); познавательных УУД: делали выводы в результате совместной работы всего класса, перерабатывали полученную информацию: сравнивали признаки и группировали предметы. Формирование коммуникативных УУД осуществлялось при организации работы в паре, учились оформлять свою мысль в устной форме, слушали и понимали речь учеников, учителя.
Литература
- Основная образовательная программа. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ, М., 2011
- Вахрушев А.А, Бурский О.В, Раутиан А.С. Окружающий мир. «Я и мир вокруг». Учебник в 2х частях, М. Баласс, 2011
- Вахрушев А.А, Бурский О.В, Раутиан А.С. Методические рекомендации. Окружающий мир, М. Баласс, 2011
- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П «Математика» М. Баласс, 2011
- Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В Методические рекомендации М. Баласс, 2011
Интернет-источники
- http://mon.ru/pro/fgos/oob2/
- http://www.scool2100.ru/ scool2100.ru/nashi tehnologii/reading.php