Цель:
1) формирование у учащихся лингвистической компетенции
- повторение определения языковой нормы, ее видов, определения грамматических ошибок, их видов;
- повторение некоторых синтаксических грамматических норм;
- закрепление умения видеть, классифицировать, исправлять грамматические ошибки;
2) развитие умений
- общеучебных (работа с теоретическим материалом),
- интеллектуальных (анализ, обобщение, сравнение, построение алгоритма, выбор)
- специальных умений (знание языка предмета).
3) создание условий для воспитания культуры умственного труда (развитие умения ставить цели, планировать свою работу, вооружение рациональными учебными действиями для решения грамматических задач).
Оборудование урока: классная доска (на доске записаны термины - языковая норма, орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы, грамматическая ошибка), интерактивная доска, документкамера.
Наглядность: фотографии памятников А.М. Горькому (Приложение 1), презентация по теме "Анализ содержания задания А-5 ЕГЭ по русскому языку (2006-2010гг.)"
Домашнее задание к уроку:
1) составить опорный конспект по теме "Языковые нормы",
2) выполнить задания в форме и по материалам ЕГЭ (задания в конспекте урока)
Ход урока
1. Приветствие.
2. Актуализация знаний учащихся.
Сегодня на уроке продолжим разговор о языковых нормах, конкретную же тему урока назовем позже.
- Что вы знаете о языковых нормах? При ответе используйте составленные вами опорные конспекты.
Задание: соотнесите название нормы с определением (задание на карточках и на интерактивной доске)
Орфоэпические нормы | Нормы образования частей речи |
Лексические нормы | Нормы построения словосочетаний, простых и сложных предложений |
Морфологические нормы | Нормы употребления слов в соответствии с их лексическим значением и лексической сочетаемостью |
Синтаксические нормы | Нормы произношения слов |
- Для чего нужно знать языковые нормы?
3. Проверка домашнего задания (с использованием документкамеры).
- Над какими языковыми нормами работали дома?
Домашнее задание.
Задание 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) издавнА
2) изобрЕтенный
3) килОметр
4) клАла
Задание 2. В каком предложении вместо слова АДРЕСАТ нужно употребить АДРЕСАНТ?
1). АДРЕСАТ нового фильма - подростки и их родители.
2). Письмо долго искало своего АДРЕСАТА.
3). Все АДРЕСАТЫ своевременно получили утренние газеты.
4). АДРЕСАТ почтового отправления неверно оформил запись на конверте.
Задание 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- интересное интервью
- опытные инженеры
- с пятистами рублями
- изъездит всю область
Итак, дома работали над орфоэпическими, лексическими, морфологическими нормами. Эти нормы представлены в материалах ЕГЭ по русскому языку. Задание А1 в ЕГЭ по русскому языку проверяет знание орфоэпических норм, А2 - лексических, А3 - морфологических. Какие языковые нормы представлены в заданиях А4, А5 ЕГЭ по русскому языку? (Синтаксические нормы)
4. Формулирование темы урока. Синтаксические языковые нормы.
4.1. Постановка учебных задач?
- Какие задачи Вы поставите перед собой?
- Что такое синтаксические языковые нормы?
4.2. Рассмотрим задание А-4 "Построение предложений с деепричастным оборотом".
4.3. Ознакомление с формулировкой задания в материалах ЕГЭ по русскому языку (задание размещено на интерактивной доске).
А-4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Размышляя об услышанном по радио,
- меня прервал телефонный звонок.
- мне захотелось написать в редакцию.
- я решил посоветоваться с друзьями.
- вспомнились похожие ситуации.
4.4. Повторение теоретических знаний, необходимых для выполнения задания А-4.
- Что обозначает глагол? Деепричастие?
Нужно помнить, что действие, называемое с помощью деепричастия, и действие, обозначенное сказуемым-глаголом, должны относиться к одному исполнителю.
- Кто размышлял об услышанном по радио?
- Назовите грамматическую основу в предложениях.
- Сделайте вывод.
Деепричастный оборот может употребляться и в односоставном определенно-личном и неопределенно-личном предложениях.
Пример. Опровергая общее утверждение, приведите хотя бы один довод против.
В безличном предложении деепричастный оборот может употребляться только при сказуемом, выраженном неопределенной формой глагола.
Пример. Сидя в кресле, удобно наблюдать за играющими малышами.
4.5. Составление алгоритма выполнения задания А-4.
4.6. Закрепление. Выполнить задания (задание на интерактивной доске):
- укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Работая над рецензией,
- главная мысль определяется не сразу.
- учеником была дана оценка прочитанного.
- анализируется художественное своеобразие текста.
- не подменяйте оценку текста пересказом.
Говоря о М. Горьком,
- нельзя не сказать о его странствиях по России.
- мне вспоминаются школьные годы.
- у нас возникает светлое чувство.
- критиком были найдены очень точные слова.
5. Проанализируем варианты заданий А5 в ЕГЭ по русскому языку (2006-2010гг.) (Презентация. Приложение 2). Обязательно обратить внимание учащихся на определение термина "грамматическая ошибка".
6. Изучение теории о видах некоторых грамматических ошибок (опорный конспект) (Приложение 3).
7. Закрепление.
Задание 1: найдите в предложении грамматическую ошибку, запишите в исправленном виде (выполнение задания сопровождается показом фотографий памятников А.М. Горькому).
1). Памятники А.М. Горького можно встретить в различных городах России: Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Сочи.
2). Памятник А.М. Горького в Нижнем Новгороде является одним из самых любимых и почитаемых.
3). Многие из тех, кто бывали в Нижнем Новгороде, восхищались памятником.
4). Открытие памятника, созданного скульптором Верой Мухиной, состоялось 2 ноября 1952 года.
5). Памятник, установленный на четырехгранном постаменте, вырастающий из гранитной скалы, поднят высоко над площадью.
6). Памятник входит в число объектов культурного наследия федерального и регионального значения, расположенный в Нижнем Новгороде.
7). Об истории создания памятника можно прочитать в газете "Нижегородской правде".
Задание 2: укажите номера предложений с грамматической ошибкой, из каких произведений М. Горького взяты строки (выполнение в парах).
1). Воздух был пропитан:жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченными дождем.
2). Диск луны был велик, кроваво-красный.
3). Всех, кто видели это, оковал страх, - впервые при них так убивали женщину.
4). Боясь чего-то, осторожный человек наступил на гордое сердце ногой.
5). Когда ее спросили, где была она, она рассказала, что орел унес меня в горы.
6). Луна освещала не только ее сухие, потрескавшиеся губы, а также заостренный подбородок и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы.
7). Приказывая мне молчать, старуха вдруг замолчала сама, задумалась.
8. Подведение итогов изучения материала о синтаксических нормах.
9. Проверка полученных знаний (Приложение 4). Тестирование (форма тестирования выбирается учащимися самостоятельно: компьютерное или на бумажном носителе). Самопроверка.
10. Подведение итогов урока, рефлексия.
- Достигли ли вы поставленных целей?
- Что сегодня было для вас самым главным?
- Что было самым трудным?
- Что было интересным?
9. Домашнее задание.
Литература
1. Единый государственный экзамен 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/Рособрнадзор, ИСОП - М.: Интеллект-Центр, 2006
2. Единый государственный экзамен: русский язык: контрольно-измерительные материалы: 2006-2007. - М.: Просвещение, 2007
3. Единый государственный экзамен: русский язык: контрольно-измерительные материалы: 2007-2008. - М.: Просвещение, 2008
4. Единый государственный экзамен: русский язык: контрольно-измерительные материалы: 2008-2009. - М.: Просвещение, 2009
5. Единый государственный экзамен: русский язык: контрольно-измерительные материалы: 2009-2010. - М.: Просвещение, 2010
6. Пучкова Л.И. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену - М.: Издательство "Экзамен", 2008
Интернет- источники
3. fotki.yandex.ru