Урок русского языка по теме "Синтаксические языковые нормы". 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цель:

1) формирование у учащихся лингвистической компетенции

  • повторение определения языковой нормы, ее видов, определения грамматических ошибок, их видов;
  • повторение некоторых синтаксических грамматических норм;
  • закрепление умения видеть, классифицировать, исправлять грамматические ошибки;

2) развитие умений

  • общеучебных (работа с теоретическим материалом),
  • интеллектуальных (анализ, обобщение, сравнение, построение алгоритма, выбор)
  • специальных умений (знание языка предмета).

3) создание условий для воспитания культуры умственного труда (развитие умения ставить цели, планировать свою работу, вооружение рациональными учебными действиями для решения грамматических задач).

Оборудование урока: классная доска (на доске записаны термины - языковая норма, орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы, грамматическая ошибка), интерактивная доска, документкамера.

Наглядность: фотографии памятников А.М. Горькому (Приложение 1), презентация по теме "Анализ содержания задания А-5 ЕГЭ по русскому языку (2006-2010гг.)"

Домашнее задание к уроку:

1) составить опорный конспект по теме "Языковые нормы",

2) выполнить задания в форме и по материалам ЕГЭ (задания в конспекте урока)

Ход урока

1. Приветствие.

2. Актуализация знаний учащихся.

Сегодня на уроке продолжим разговор о языковых нормах, конкретную же тему урока назовем позже.

- Что вы знаете о языковых нормах? При ответе используйте составленные вами опорные конспекты.

Задание: соотнесите название нормы с определением (задание на карточках и на интерактивной доске)

Орфоэпические нормы Нормы образования частей речи
Лексические нормы Нормы построения словосочетаний, простых и сложных предложений
Морфологические нормы Нормы употребления слов в соответствии с их лексическим значением и лексической сочетаемостью
Синтаксические нормы Нормы произношения слов

- Для чего нужно знать языковые нормы?

3. Проверка домашнего задания (с использованием документкамеры).

- Над какими языковыми нормами работали дома?

Домашнее задание.

Задание 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) издавнА

2) изобрЕтенный

3) килОметр

4) клАла

Задание 2. В каком предложении вместо слова АДРЕСАТ нужно употребить АДРЕСАНТ?

1). АДРЕСАТ нового фильма - подростки и их родители.

2). Письмо долго искало своего АДРЕСАТА.

3). Все АДРЕСАТЫ своевременно получили утренние газеты.

4). АДРЕСАТ почтового отправления неверно оформил запись на конверте.

Задание 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. интересное интервью
  2. опытные инженеры
  3. с пятистами рублями
  4. изъездит всю область

Итак, дома работали над орфоэпическими, лексическими, морфологическими нормами. Эти нормы представлены в материалах ЕГЭ по русскому языку. Задание А1 в ЕГЭ по русскому языку проверяет знание орфоэпических норм, А2 - лексических, А3 - морфологических. Какие языковые нормы представлены в заданиях А4, А5 ЕГЭ по русскому языку? (Синтаксические нормы)

4. Формулирование темы урока. Синтаксические языковые нормы.

4.1. Постановка учебных задач?

- Какие задачи Вы поставите перед собой?

- Что такое синтаксические языковые нормы?

4.2. Рассмотрим задание А-4 "Построение предложений с деепричастным оборотом".

4.3. Ознакомление с формулировкой задания в материалах ЕГЭ по русскому языку (задание размещено на интерактивной доске).

А-4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Размышляя об услышанном по радио,

  1. меня прервал телефонный звонок.
  2. мне захотелось написать в редакцию.
  3. я решил посоветоваться с друзьями.
  4. вспомнились похожие ситуации.

4.4. Повторение теоретических знаний, необходимых для выполнения задания А-4.

- Что обозначает глагол? Деепричастие?

Нужно помнить, что действие, называемое с помощью деепричастия, и действие, обозначенное сказуемым-глаголом, должны относиться к одному исполнителю.

- Кто размышлял об услышанном по радио?

- Назовите грамматическую основу в предложениях.

- Сделайте вывод.

Деепричастный оборот может употребляться и в односоставном определенно-личном и неопределенно-личном предложениях.

Пример. Опровергая общее утверждение, приведите хотя бы один довод против.

В безличном предложении деепричастный оборот может употребляться только при сказуемом, выраженном неопределенной формой глагола.

Пример. Сидя в кресле, удобно наблюдать за играющими малышами.

4.5. Составление алгоритма выполнения задания А-4.

4.6. Закрепление. Выполнить задания (задание на интерактивной доске):

- укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая над рецензией,

  1. главная мысль определяется не сразу.
  2. учеником была дана оценка прочитанного.
  3. анализируется художественное своеобразие текста.
  4. не подменяйте оценку текста пересказом.

Говоря о М. Горьком,

  1. нельзя не сказать о его странствиях по России.
  2. мне вспоминаются школьные годы.
  3. у нас возникает светлое чувство.
  4. критиком были найдены очень точные слова.

5. Проанализируем варианты заданий А5 в ЕГЭ по русскому языку (2006-2010гг.) (Презентация. Приложение 2). Обязательно обратить внимание учащихся на определение термина "грамматическая ошибка".

6. Изучение теории о видах некоторых грамматических ошибок (опорный конспект) (Приложение 3).

7. Закрепление.

Задание 1: найдите в предложении грамматическую ошибку, запишите в исправленном виде (выполнение задания сопровождается показом фотографий памятников А.М. Горькому).

1). Памятники А.М. Горького можно встретить в различных городах России: Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Сочи.

2). Памятник А.М. Горького в Нижнем Новгороде является одним из самых любимых и почитаемых.

3). Многие из тех, кто бывали в Нижнем Новгороде, восхищались памятником.

4). Открытие памятника, созданного скульптором Верой Мухиной, состоялось 2 ноября 1952 года.

5). Памятник, установленный на четырехгранном постаменте, вырастающий из гранитной скалы, поднят высоко над площадью.

6). Памятник входит в число объектов культурного наследия федерального и регионального значения, расположенный в Нижнем Новгороде.

7). Об истории создания памятника можно прочитать в газете "Нижегородской правде".

Задание 2: укажите номера предложений с грамматической ошибкой, из каких произведений М. Горького взяты строки (выполнение в парах).

1). Воздух был пропитан:жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченными дождем.

2). Диск луны был велик, кроваво-красный.

3). Всех, кто видели это, оковал страх, - впервые при них так убивали женщину.

4). Боясь чего-то, осторожный человек наступил на гордое сердце ногой.

5). Когда ее спросили, где была она, она рассказала, что орел унес меня в горы.

6). Луна освещала не только ее сухие, потрескавшиеся губы, а также заостренный подбородок и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы.

7). Приказывая мне молчать, старуха вдруг замолчала сама, задумалась.

8. Подведение итогов изучения материала о синтаксических нормах.

9. Проверка полученных знаний (Приложение 4). Тестирование (форма тестирования выбирается учащимися самостоятельно: компьютерное или на бумажном носителе). Самопроверка.

10. Подведение итогов урока, рефлексия.

- Достигли ли вы поставленных целей?

- Что сегодня было для вас самым главным?

- Что было самым трудным?

- Что было интересным?

9. Домашнее задание.

Литература

1. Единый государственный экзамен 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/Рособрнадзор, ИСОП - М.: Интеллект-Центр, 2006

2. Единый государственный экзамен: русский язык: контрольно-измерительные материалы: 2006-2007. - М.: Просвещение, 2007

3. Единый государственный экзамен: русский язык: контрольно-измерительные материалы: 2007-2008. - М.: Просвещение, 2008

4. Единый государственный экзамен: русский язык: контрольно-измерительные материалы: 2008-2009. - М.: Просвещение, 2009

5. Единый государственный экзамен: русский язык: контрольно-измерительные материалы: 2009-2010. - М.: Просвещение, 2010

6. Пучкова Л.И. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену - М.: Издательство "Экзамен", 2008

Интернет- источники

1. www.ruschudo.ru

2. www.suvenirograd.ru

3. fotki.yandex.ru