Цель: приобщение ребят к национальной культуре и традициям русского народа, углубление представлений о традициях и обычаях нашего края.
Задачи:
- Создание образовательной среды, способствующей максимальному усвоению знаний о культуре русского народа.
- Построить общий дом в русско-национальном стиле.
- Развивать творческие способности.
- Способствовать развитию интереса к народному творчеству.
- Развивать коммуникативные навыки. (Воспитание эстетических чувств: доброты, внимания, чуткости друг к другу и окружающим людям)
Психолого - педагогические задачи:
Предметные области, затронутые на этом уроке:
литература, музыка, театр, ИЗО, технологияУчаствуют:
учителя начальных классов Тарского района, учитель начальных классов, учитель музыки и технологииОрганизация деятельности:
индивидуальная, групповая и парная работа учащихся, учитель, учитель музыки.Оборудование: бревнышки, дома со словами: чистота, здоровье, находчивость, познание, взаимопонимание, радость, дружба, трудолюбие, взаимопомощь, дружба, мудрость, слайд - фильм, конверты с "рожицами" с различными эмоциями (веселые, грустные, безразличные, семейные реликвии, принесенные детьми, вышивки, кружева, вязание, платки, изделия из бересты и др. Материал для работы "Мастер класс",соленое тесто - слепить, досочки раскрасить, фартук - украсить, скатерть - украсить аппликацией из ткани, половичок - сплести косички и сшить, чтобы получился маленький половичок - кружок, вазочка - украсить природным материалом.
В классе оформлен уголок в русском стиле "Хозяюшка". Памятка "Улыбнись себе и другим".
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель: Психологически настроить на работу на уроке. Сконцентрировать внимание детей.
1) Чтение стихотворения учителем
Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик теплый, золотой
На урок возьмем с собой.
Будет он нас согревать
И в работе помогать.
2) Знакомство друг с другом.
Встаньте в круг. Давайте познакомимся друг с другом. Назовите имена и ласковое слово на первую букву своего имени, похвалите себя. (Начать с себя)
3) Снятие негативного состояния.
Весь негатив, который присутствует у каждого из нас, с негативом с которым столкнулись при приезде к нам, сгоним в центр круга (прямо с движениями рук, дуть) откроем дверь и весь негатив выгоним на улицу. Улыбнулись друг другу, какие мы все с вами хорошие, добрые, умные, красивые.
2. Постановка учебной задачи и цели занятия.
Цель: Создание образовательной среды, способствующей максимальному усвоению знаний о культуре русского народа. Вывести вместе с детьми учебную задачу урока. Поддерживать стремление и желание детей к овладению новыми знаниями
1) Читает учитель
Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы подумайте, почему именно его я решила прочитать для вас.
Чтобы дом построить новый,
Запасают тес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом! (Слайды домов красивых)
- Сегодня мы собрались с вами, как самые старшие, мудрые, опытные ученики начальной школы.
Мы встретились для не совсем обычного дела: нам придется "усыновить" домовенка и построить ему дом, в котором ему будет тепло, спокойно и уютно.
2) Беседа с детьми
Кто такой домовенок? Где он обычно живет? Почему он стремится жить рядом с людьми?
3) Обобщение учителя
Домовой, по народному поверью, сверхъестественное существо, живущее в каждом доме.
Он живет, радуется, веселится, грустит, печалится вместе с обитателями дома. Оберегает вас, но бывает, что наказывает нерадивых хозяев. Вот и у нас в школе есть свой домовой, молоденький. А зовут его Кузька, Кузьма. Но в последнее время загрустил Кузя. Нет у него дома, угла, где бы он хозяйничал, домовничал. А Кузе нравится дом в русском стиле, чтобы окна светлые, ставенки расписные, узорчатые. А в доме чистота, уют, красивые вышитые, выбитые наволочки, салфетки, скатерти, занавески, рушники. А мебель и предметы для кухни, сделанные деревенскими мастерами, чтобы были резные, расписные.
- Построим мы ему такой дом? (появляется домовенок Кузя - педагог, выбранный из числа гостей)
3. Применение теоретических положений в условиях выполнения и решения поставленных задач.
Цель: Расширять кругозор учащихся, учить слушать товарищей, развивать речь, память, мышление, формировать навык выразительного чтения. Учить осуществлять проверку учебной деятельности. Оказывать взаимопомощь. Воспитывать чувство радости общения друг с другом.
Разговор учителя и домовенка:
- Пойдешь Кузя к нашим ребятам жить в новый дом?
Домовой:
- Ну, нет. Я их вообще плохо знаю. На переменах бегают, кричат, а иногда и подзатыльники дают.
А вдруг и этот дом будет такой же? Я должен посмотреть, проверить, какой это будет дом,
что в нем будет, а потом и подумаю. Испытай их, а я познакомлюсь поближе.
Учитель:- Ну что? Покажем себя?
Задание 1.
- Мы будем строить дом. Дом, который строит строитель, держится на фундаменте. А что такое
фундамент? Обобщение.(Опора, основа дома и какой фундамент будет, такой и будет дом).
- А что самое главное должно быть в семье, чтобы в ней был всегда мир, покой, счастье, понимание.
На чем же тогда держится фундамент нашей семьи и наш дом? Кто обобщит?
Вывод учителя: Мудрость
С первым заданием мы справились хорошо. У нашего дома появился фундамент.
- Каждый шаг в строительстве сопровождался особыми обрядами, обращалось внимание на множество примет при выборе места под избу, при закладке дома, при подъеме сруба, при установке потолочной балки, крыши и т. д. Во многих деревнях на время строительства в будущий красный угол ставили молодое деревце.
Беседа.
- Какой угол в доме назывался красным?
- Какое деревце можно было поставить в красный угол?
- Для чего ставили деревце? (Рябину, елку, березку, дуб, - чтобы был здоров хозяин и все семейство.)
А под углы дома было принято класть деньги и зерно.
- Для чего? (Для богатства)
Шерсть для чего? (для тепла) Ладан для чего? (для святости)
И, безусловно, было много присловий, поговорок, касающихся дома.
Учитель обобщает сказанное и приводит свои поговорки.
Всего дороже честь сытая да изба крытая.
Своя хатка - родная матка.
Изба жильем пахнет.
А теперь быстро, слажено начнем складывать сруб нашего будущего дома. Какие умения, навыки, знания, качества нам пригодятся?
На бревнышках напечатаны слова: Дружба, трудолюбие, взаимопомощь, взаимопонимание, радость, находчивость, познание, чистота, здоровье, любовь, смекалка. По одному берут бревно и поясняют значение слова. Дом готов.
1) Разговор домовенка Кузи и учителя.
Учитель: Ну что, Кузьма, нравится тебе наш дом?
Кузя: Нравится, нравится! Ну, в нем чего-то не хватает.
Учитель: А я сейчас поставлю крышу и окошко. Нравится?
Кузя: Очень нравится. В это окошко я буду смотреть, и наблюдать за вами.
(появился весь дом на слайде)
Учитель: В новом доме люди должны жить здоровыми. Здоровье ценилось больше всего. В здоровом теле, здоровый дух. Нынешние ученые доказали, что хороводы очень полезны для здоровья. Хотите поправить ваше пошатнувшееся здоровье, или просто получить заряд доброй энергии - становитесь в круг. А какие пели песни в старину на Руси, когда водили хоровод? Конечно же, русские народные. Знаете ли вы такую песню? (Хоровод "Во поле береза стояла:")
Домовенок. А я хочу сейчас вас проверить. А что обязательно должно быть в доме.
Стренцы - бренцы,
Ножи, веретенцы!
Ложки, плошки!
Сковородки, лукошки!
Топор, гребешок!
Припасай денег мешок!
А сейчас вы не зевайте,
Мои загадки отгадайте.
2) Загадки (слайд):
1. У нашей Анютки
Зверь в атласной шубке,
Возле печки греется,
Без водички моется (Кошка)2. Мать толста,
Дочь красна,
Сын - сокол
Под небеса ушел. (Печь, огонь, дым)3. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит, отдает,
Сам в угол идет. (Ухват)4. -Черныш-загарыш!
Куда поехал?
- Молчи, кручено-верчено,
Там же будешь (Чугун и горшок.)5. В брюхе - баня,
В носу решето,
На голове - пупок,
Всего одна рука,
И та на спине. (Чайник)6. Рыба в море,
Хвост на заборе. (Ковшик)7. По полу скок и по лавкам скок,
Сядет в уголок - не ворохнётся. (Веник)8. Висит, болтается,
Всяк за него хватается. (Полотенце)
Домовенок:
Это я, ваш домовой,
Подружились вы со мной.
Мастерицы есть у вас?
Вяжут вещи - просто класс.
А о доме, об уюте
Вы подумать не хотите?
Может, кто-то мне подскажет,
Кто из вас салфетки вяжет,
Скатерти, фартуки и шторы?
Есть такие в вашей школе?
4. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.
Цель: Настроить на выполнение практической работы. Воспитывать чувство радости общения друг с другом. Развивать фантазию у детей, умение творить, создавать свои шедевры. Воспитывать самостоятельность, познавательную деятельность . Умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь.
1). Рассказ учителя.
Русский народ славился не только метким и острым словцом, но и своим мастерством.
В жизни нас окружает много необходимых и нужных нам вещей. Но некоторые из них должны ещё и радовать нас, приносить удовольствии. Пользуясь ими, мы наслаждаемся их красотой, необычностью. Они интересны и необыкновенны.
А какие чудеса творили русские мастера из бересты - березовой коры! С давних времен люди делали из нее самые разные вещи: посуду, короба, лукошки, хлебницы, солонки, даже маленькие сундучки.А самыми известными были туески - круглые коробочки с крышкой и ручкой. Их брали с собой в дорогу - они были очень легкие и прочные, потому что береста почти не гниет.
2). Работа с выставкой. Уголок в русском стиле "Хозяюшка".
Семейные реликвии, принесенные детьми, вышивки, кружева, вязание, платки, изделия из бересты и др.А делают их талантливые и добрые люди. И мы сейчас с вами покажем свои таланты и мастерство.
3). Мастер класс "Рукам работа - душе праздник!".
Чтобы стол выглядел красиво нужна праздничная скатерть.
Чтобы хозяйка выглядела красиво, мы ей украсим фартук.
Расписать разделочную доску.
Каждой хозяйке нравится, когда ей дарят цветы. А для них нужна вазочка. Украсим вазочку.
Играми да плясками сыт не будешь. Славиться наш народ гостеприимством да угощением знатным.
Ваша задача из соленого теста вылепить куличи.
Любой дом в старину украшали чудо-половики - плод старательной и кропотливой работы наших бабушек. Свяжем половичок для домовенка.
По ходу выполнения звучит песня.
5. Подведение итогов урока с применением рефлексии.
Цель: Выявить и проанализировать результаты проделанной работы. Узнать отношение детей к проведённому занятию, каков психологический климат в классе, какое настроение у учащихся.
1). Разговор учителя с домовенком Кузей.
Сегодня мы не соревновались, не соперничали, а вместе делали общее, нужное дело.
Мы строили дом, в котором будем жить все вместе. Дом, в котором, как вы сказали в самом начале, будет уютно и хорошо. Дом, в котором вас всегда поймут. И сохраним ли мы его таким, будет зависеть только от вас.
Домовенок Кузя: Вот молодцы! Порадовали вы ребята меня. В таком доме я буду жить с удовольствием. Буду вам помогать. Буду вас оберегать. Буду покровителем вашего дома.
Учитель: А чтобы нам весело, дружно было жить в этом доме, мы справим новоселье А наши гости тоже оставят свои впечатления от праздника. Прикрепите, кому у нас понравилось, на поляну у дома цветы. Смотрите, как у нас стало красиво.
2). Рефлексия.
- А на крыше нашего дома мы поместим общую фотографию. В этих конвертах лежат "рожицы".
Если вам было на нашем занятии: то выберите такую рожицу. Подпишите имя и фамилию. Это будет наша общая фотография, наклейте рожицы на крышу.
3). Обобщение по занятию. Учитель.
Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны? Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной .Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом. Наш класс - тоже семья. У нас свои традиции сложились. Чаепитие - одна из наших традиций. И сегодня мы ее не будем нарушать.
Мы будем пить чай. Это тоже добрая традиция - гостеприимство. Дорогие гости, приглашаем вас к нашему столу.
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный,
Он усталость прогоняет,
И недуги исцеляет.