Урок физики по теме "Методы визуализации атомов". 10-й класс

Разделы: Физика

Класс: 10


План урока:

  1. Организационный момент (3 минуты).
  2. Мотивационный момент (5 минут).
  3. Изучение нового материала (15 минут).
  4. Закрепление знаний (15 минут).
  5. Подведение итогов урока (3 минуты).
  6. Рефлексия деятельности. Домашнее задание (4 минуты).

Оборудование: Компьютеры, проектор, колонки, экран, микро-лаборатория включающая два сканирующих зондовых микроскопа NanoEducator, выпущенный фирмой NT-MDT.

Содержание комплекта сопроводительных материалов к уроку «Подарок от гнома»:

Содержательное наполнение урока. Комментарии

1. Организационный момент.

Учитель приветствует школьников, называет тему урока, предлагает учащимся выбрать двух своих помощников на данный урок и знакомит школьников с комплектом «Подарок от гнома».

Методические рекомендации:

Учителем заранее готовятся эмблемы для помощников, комплект сопроводительных материалов «Подарок от гнома», необходимый каждому учащемуся на уроке, монтируется видео фрагмент и презентация к уроку.

Учитель: В переводе с греческого языка слово «нано», которое в качестве приставки вынесено в название нашего урока означает «карлик», гном. Поэтому на эмблемах моих помощников сегодня, изображен именно этот сказочный персонаж из наномира. (Рисунок 1).

Рисунок 1

Вашим домашним заданием на сегодняшний урок было нарисовать несложный черно-белый рисунок в программе Paint, который сегодня мы сможем использовать в своей работе. Предлагаю вам провести небольшое голосование на определение двух, наиболее интересных работ. За свою работу учащийся голосовать не может.

Методические рекомендации:

На экранах компьютеров перед школьниками появляется таблица, содержащая изображение и его номер. Можно воспользоваться одним учительским компьютером, тогда изображение проецируется на экран. Учащемуся необходимо в бюллетене для голосования (находится в комплекте «Подарок гнома») написать номер, понравившегося ему изображения. Один из помощников собирает бюллетени и подсчитывает баллы, выбрав две работы – победители и называет их учителю.

2. Мотивационный момент. Актуализация знаний.

Учитель: Профессор биологии Рита Колвелл достаточно романтично назвала нанотехнологии - воротами, открывающимися в современный новый мир. На сегодняшнем уроке предлагаю вам войти в эти ворота, приоткрыть для себя тайны этого удивительного мира и быть может, расшифровать некоторые его загадки.

Методические рекомендации:

Учащимся демонстрируется видео фрагмент, заранее смонтированный к уроку учителем http://www.youtube.com/watch?v=TfV5BWmc5eA&feature=youtu.be.

3. Изучение нового материала.

Методические рекомендации:

Объяснение учителем нового материала сопровождается демонстрацией презентации (Презентация). Школьники при этом составляют блок-схему изучаемого материала.

Учитель: Во времена Аристотеля считалось, что мир состоит из четырех стихий: воды, земли, огня и воздуха. Этих элементов было достаточно для того, чтобы объяснить весь окружающий мир.

Примерно в 400 году до нашей эры греческий философ Демокрит предположил, что все вещества состоят из атомов. Своим предположением он практически на два тысячелетия опередил науку.

В 1661 году английский химик Роберт Бойль опровергая учения Аристотеля, назвал мельчайшие частицы материи «корпускулами» (лат. – частица). Однако его догадка так же оставалась экспериментально не доказанной.

В 1897 году Джозефом Джоном Томсоном экспериментально был открыт электрон.

В 1907 году английский физик Эрнест Резерфорд открыл атомное ядро и его составляющие. Однако впоследствии оказалось, что протоны и нейтроны не являются конечными частицами.

Они состоят из кварков, открытых в 1964 году американским физиком Мюрреем Гелл – Манном. Но это уже пико- и фемто- уровни. Поднимемся выше.

Первым из ученых, который стал использовать измерения в нанометровом диапазоне, считают Альберта Эйнштейна, который в 1905 году теоретически доказал, что размер молекул сахара составляет 1 нм[2].

Идею создания специальных приборов, способных проникнуть вглубь материи до границ наномира выдвинул Никола Тесла. Именно он предсказал создание электронного микроскопа.

В 1931 году немецкие физики Эрнест Август Руска и Макс Кнолл создали, электронный микроскоп, ставший прообразом нового поколения устройств, позволяющих заглянуть в мир нано объектов.

Следующий шаг вперед был сделан только в 1956 году, когда американец Джон Алоизиус О'Кифи предложил конструкцию микроскопа, в котором образец освещался световым лучом. Отражаясь от образца, свет регистрировался. Автор назвал свой метод растровой микроскопией ближнего поля.

Мысль о том, что в будущем человечество сможет создавать объекты, собирая их на нанометровом уровне, пришла американскому физику Ричарду Фейнману 29 декабря 1959 года на рождественской лекции, которая называлась «Внизу полным полно места: приглашение в новый мир физики». Фейнман предполагал, что «принципы физики… не говорят о невозможности манипулирования веществом на уровне атомов». «Внизу располагается поразительно сложный мир малых форм и когда-нибудь (например, в 2000 году) люди будут удивляться тому, что до 1960 года никто не относился серьезно к исследованиям этого мира…»[6] - писал он.

В то время многие предположения Фейнмана его современники относили к своеобразию творческой натуры физика.

Однако в 1981 году швейцарец Генрих Рорер и немец Герд Карл Биннинг создали растровый сканирующий туннельный микроскоп, позволяющий наблюдать и передвигать отдельные атомы.

В 1982 году Д. В. Пол создал сканирующий оптический микроскоп.

В 1986 году Герд Карл Биннинг с сотрудниками изобрел атомно-силовой микроскоп.

Данные устройства назвали «глазами» и «пальцами» нанотехнологии. С их помощью удалось не только увидеть, но и манипулировать отдельными атомами, перенося их в другие места поверхности. Впервые это продемонстрировали сотрудники IBM Дональд Эйглер и Эрхард Швейцер в 1989 году, выложившие название своей фирмы 35 атомами ксенона на поверхности никеля.

В 2008 году ученые Израильского технологического института в честь 60-летия образования своего государства создали целую нанокнигу – Библию, размером не более 0,5 мм2. Текст, при помощи ионного пучка (галлия) вытравливался на золотой подложке[2].

Таким образом, подтвердилось предположение физиков о возможности манипуляции отдельными атомами.

Основой всех типов сканирующих зондовых микроскопов является взаимодействие зонда – микроскопически чрезвычайно чувствительного щупа с исследуемой поверхностью – подложкой за счет механических, электрических или магнитных сил.

Создатели сканирующего зондового микроскопа СЗМ предложили использовать его и в качестве инструмента для модификации поверхности образца. Повышая уровень взаимодействия между образцом и зондом можно перевести СЗМ из измерительного режима работы в литографический, который позволяет создать на поверхности образца заранее заданную структуру в нанометровом диапазоне[3]. Этой структурой – шаблоном и является изображение, которое вы нарисовали дома.

Литография (греч. Lithos -камень, grapho - пишу) появилась в 1798 году в Богемии. Ее создателем был Алоизией Зенефельдер. Это была первая принципиально новая техника печати, появившаяся после изобретения гравюры.

В двадцатом веке термин литография стали применят не только в книгопечатании, но и в микроэлектронике. Сегодня развитие литографического метода ориентировано на создание рисунка на поверхности монокристаллической пластинки – подложки. В зависимости от источника взаимодействия различают четыре вида литографии: фотолитография (с помощью светового луча); рентгеновская литография (с помощью рентгеновского излучения); электронно-лучевая литография (поток электронов) и механическая литография (с помощью механического воздействия).

Остановимся подробнее на механической литографии, так как именно она будет применяться нами при выполнении практического задания. Механическое воздействие на поверхность образца – подложки производят зондом микроскопа. При этом силовую литографию получают в двух режимах: в статическом режиме – наногравировка. При ней зонд микроскопа перемещается по поверхности подложки с большой силой, образую рисунок в виде царапин. Вторым режимом является динамический режим – наночеканка. При этом изменения поверхности образца происходят за счет формирования углублений колеблющимся зондом[4].

Наночеканка осуществляется векторным или растровым сканированием. Именно наночеканка растровым методом используется для создания литографических изображений при помощи СЗМ NanoEducator. При этом происходит сканирование определенного участка образца и воздействие на него в заданных точках с силой, зависящей от яркости соответствующих пикселей изображения – шаблона.

Для получения хороших результатов в растровой литографии необходимо, чтобы изображение – шаблон было четким. Белому цвету на изображении соответствует отсутствие воздействия, черному – воздействие максимальной силы.

4. Закрепление знаний.

Методические рекомендации:

Помощники вместе с учителем помещают выбранные для сканирования рисунки в память компьютера, подключенного к электронному микроскопу NanoEducator, и включают микроскоп в режим литографии. В это время учащимся предлагается закрепить материал, усвоенный на уроке, выполнив задание гнома, расположенное в «Комплекте от гнома». Карточка подписывается каждым из учащихся и по итогам выполнения задания сдается учителю.

По завершении процесса сканирования на экранах компьютера учащиеся наблюдают два литографических изображения и могут сравнить их с первоначальными образцами.

5. Подведение итогов урока.

Учитель: Наше небольшое путешествие в мир нано объектов сегодня подходит к концу. Надеюсь, что оно было познавательным и вам будет интересно продолжить его на следующем уроке.

В завершение сегодняшнего урока гном решил раскрыть вам еще одну тайну.

Методические рекомендации:

Учитель озвучивает ответы на задания каждого из вариантов.

6. Рефлексия деятельности. Домашнее задание.

Учитель: Последнее задание, которое предлагает вам выполнить гном - это провести самооценку деятельности. Для этого в его «Подарке» находится карточка учащегося, в которой вы при помощи специальных символов должны ответить на ряд предложенных вопросов.

Методические рекомендации:

Учащиеся отвечают на вопросы «Карточки учащегося. Рефлексия». Учитель задает домашнее задание и благодарит своих помощников и всех учащихся за урок.

Учитель: Домашнее задание. Для закрепления полученных сегодня знаний предлагаю вам, воспользовавшись интернет ресурсами, составить небольшую презентацию (соблюдая авторские права) о современных методах сканирующей зондовой микроскопии.

А также дополнить свою блок-схему материалами, запомнившимися с урока, либо из дополнительной литературы.

Список использованных источников:

  1. Алфимова М. М. Занимательные нанотехнологии. – М.: Парк-медиа: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 96 с.
  2. Балабанов В. И. Нанотехнологии: правда и вымысел. – М.: Эксмо, 2010. – 384 с.
  3. Дашина А. Ю., Лужков А. А., Попова И. О., Хинич И. И. Физические основы наноэлектроники. Часть 1: Сканирующая зондовая микроскопия: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. – 86 с.
  4. Нанотехнологии. Азбука для всех. / Под ред. Ю. Д. Третьякова. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2009. – 368 с.
  5. Черненко Г. Т. Нанотехнологии: настоящее и будущее. – СПб.: «БКК», 2011. – 80 с.
  6. Фейнман Р. Внизу полным полно места: приглашение в новый мир физики. // Химия и жизнь. – 2002. - №12. – С.20-26.