Совместные подходы техники воспитателя в социализации ребенка раннего возраста в адаптационный период

Разделы: Работа с дошкольниками


Эпиграф: «У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворить. Надо не только дать ему время играть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь». А. Макаренко.

 Проблема социальной адаптации, вновь пришедших детей в детский сад не нова. Она до сих пор остаётся одной из актуальных.

 Педагогический коллектив нашего детского сада проанализировал анкеты родителей, вновь поступающих малышей в детский сад и выявил, что:

  • Все родители знают о том, что существует адаптационный период
  • 36% родителей считают важным в период адаптации научить ребёнка играть с другими детьми, социально адаптироваться, общаться со сверстниками и взрослыми, научиться самостоятельности.
  • 28% родителей придают большое значение в период адаптации качеству ухода и соблюдению режима
  • Остальные родители (36%) не дали ответа, что они считают важным в период адаптации.

Таким образом 64% родителей не придают особого значения социальной адаптации.

  • Медицинская служба нашего детского сада утверждает, что отрицательное воздействие на процесс адаптации, в том числе и социальной, оказывают анамнестические факторы риска: антенатальные (токсикозы беременности, инфекционные заболевания матери, стрессовые ситуации, употребление алкоголя, курение во время беременности); интранатальные (осложнения в родах, асфиксии, родовые травмы, хирургические вмешательства, несовместимость резус-фактора матери и ребёнка); постнатальные (употребление алкоголя и курение во время вскармливания грудью, искусственные вскармливания, частые ОРВИ и инфекционные заболевания ребёнка, наличие врождённых, хронических заболеваний, задержка НПР, несоответствие режима дня в детском саду и дома, отсутствие закаливающих процедур).
  • Педагоги отмечают, что у 80% приходящих в детский сад детей, наблюдается дефицит общения, отсутствие умения контактировать с взрослыми и другими детьми. Приходя в детский сад, дети неадекватно реагируют на действия сверстников, воспринимают их как угрожающие. Это порождает неблагополучную эмоциональную атмосферу в группе, дети плачут, кричат. В процессе адаптации стрессовые ситуации влияют на физиологическую и биологическую адаптацию (появляется срыгивание, нарушается сон, терморегуляция, ослабевает имунная система), что сказывается на нервно-психическом развитии малыша.

Таким образом вышеизложенные факты говорят о важности и значимости социализации детей.

 Иногда все усилия педагогического коллектива на подготовительном этапе адаптационного периода не дают положительный результат. Дети приходят в детский сад «условно не готовы». Поэтому у педагогов возникла необходимость поиска новых средств для того, чтобы помочь малышу войти в новый мир социальных отношений. Подбирая такие условия, мы исходили из исследований:

- М.И.Лисиной, Л.Н.Галигузовой, что интерес к сверстникам обнаруживается рано (конец 1 и начало 2 года), реализуется в эмоциональных контактах.

- В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, что ведущая деятельность для детей раннего возраста – предметная.

 Поэтому педагоги решили, что в формированиии социальных отношений в адаптационный период нам поможет пособие Н.Я.Михайленко, Н.А.Коротковой «Организация сюжетной игры в детском саду», в частности приёмы «втягивание», «замыкание», где дана конкретная тактика взаимодействия взрослого с детьми. Мы немного изменили данную тактику и применили её в адаптационный период.

 1 этап. Формирование отношений Воспитатель – Мама (В – М); Мама – Воспитатель – Ребёнок (М – В – Р). Такое простейшее взаимодействие начали формировать, используя катающиеся предметы (мяч, тележка, вагончик, машинка). Воспитатель берёт мяч и обращается к маме ребёнка «Давайте поиграем, будем мяч катать». Воспитатель катит мяч к маме, мама обратно. Ребёнок наблюдает за взаимодействием. Затем мама предлагает ребёнку покатать мяч вместе с воспитателем. Мама берёт мяч и прокатывает его воспитателю, воспитатель ребёнку. Так можно пробовать различные комбинации: М – В – Р; В – М – Р; В – Р – М; М – Р – В. Таким образом мама использует приём «втягивания» и переключает малыша на воспитателя.

 2 этап. Формирование отношений Воспитатель – Ребёнок (В – Р). Воспитатель берёт мяч и обращается к ребёнку «Давай поиграем, будем мяч катать». Воспитатель катит мяч к ребёнку, стимулируя его сделать так же: «А теперь ты мне кати». Так воспитатель, используя приём «втягивания» формирует простейшее взаимодействие в цепочке взрослый-ребёнок.

 3 этап. Формирование отношений Воспитатель – Ребёнок – Ребёнок (В – Р – Р). Сначала воспитатель катает мяч с одним ребёнком, затем втягивает в игру ещё ребёнка: «Кто ещё хочет покатать мяч, иди Оля к нам». Так воспитатель постепенно подключает сначала 1 ребёнка, затем 2 и 3, используя разные предметные ситуации (сбор пирамидки, постройка башенки). «Давайте построим башенку, я положу кубик, потом ты Петя, потом ты Оля, а теперь снова я».

 4 этап. Формирование отношений Ребёнок – Ребёнок (Р – Р). Воспитатель старается переключить ребёнка на партнёра сверстника, используя приём «втягивания» и «замыкания» друг на друге. «Кто хочет покатать мячик. Ты, Миша вставай здесь, а ты Петя здесь. Я покачу мяч Мише, Миша – Пете, Петя – мне». Затем воспитатель предлагает поиграть Мише и Пете.

 Таким образом сначала деятельность осуществляется в совместной деятельности с взрослым, затем в совместной деятельности со сверстником и наконец становится самостоятельной деятельностью ребёнка. Здесь налицо партнёрская форма организации. Применяемая педагогами методика помогла детям войти в мир социальных отношений, улучшились социальные контакты. Такая тактика воспитателя в адаптационный период позволила обеспечить социализацию детей в детском коллективе (ориентацию на сверстника, самостоятельность), заложить основу совместной деятельности взрослого с ребёнком и ребёнка с детьми и выстроить образовательный процесс в адекватной дошкольному возрасту форме работы – игре.