Питер Хэгбодт – лингвист и автор книги с довольно тривиальным названием «Изучение иностранных языков», цитаты из которой приводятся в книге преподавателя английского языка с многолетним опытом успешной работы Давида Белла «Английский язык с улыбкой. (издательство «Сигма-Пресс»,1996,Москва) утверждает, что «Эффективность метода преподавания зависит не столько от того, на восприятие каким органом чувств он рассчитан, сколько от силы и яркости впечатлений, от частоты повторений, от богатства прочных ассоциаций и наконец, что не менее важно, от интереса к предмету, любознательности, проявляемой учащимися, и от желания овладеть изучаемым предметом». Трудно не согласиться с этим и не повторить вслед за коллегами, что одна из самых главных задач, стоящих перед учителем иностранного языка – это умение заинтересовать учащегося своим предметом, чтобы добиться положительного результата в обучении
В отношении младших школьников решение для вышеозначенной задачи находится, как правило, довольно легко. Им нравится слушать иноязычную речь, они с удовольствием разучивают стихи и песни на иностранном языке, заучивая параллельно новые слова и фразы.
Но когда изучение иностранного языка превращается в более рутинный процесс, ориентированный на изучение грамматики, требующий от учеников усидчивости и упорности, появляются первые сложности и как следствие, уменьшается активность учащихся и снижается мотивация к изучению предмета. А ведь хорошо известно, что между успехами учащихся и их отношением к предмету самая непосредственная связь: успешное обучение <––> хорошее усвоение материала <––> активное положительное отношение к предмету и наоборот.
Конечно, повышению мотивации и эффективности образовательного процесса в первую очередь способствуют активные и творческие формы работы, такие как игры, разнообразные проекты и особенно использование информационно-коммуникационных технологий, ведь современному ребёнку интересно всё, что связано с компьютером и Интернетом.
Но что делать, если речь идёт об изучении абстрактных грамматических правил, для которых непросто подобрать яркие, запоминающиеся образы. Изучение правил – это процесс накопления «строительного» материала, связанный с преодолением трудностей, с сосредоточенной работой над правилом и его применением, что отодвигает достижение целей и делает иностранный язык менее привлекательным для ученика.
Сколько себя помню в школе, я обожала английский язык и у меня была необыкновенная, замечательная учительница. Но, несмотря на то, что я неплохо успевала по предмету, грамматика, а особенно видовременные формы глагола, была для меня подчас чем-то вроде заколдованного леса. Мне не как не удавалось связать все, так хорошо знакомые по отдельности элементы, в единое целое, что неизбежно ставило в тупик, приводило к искажениям при понимании и бессмыслице при переводе. Как показывает практика преподавания, недостаточно чёткое представление о видовременной и залоговой форме английского глагола относится к наиболее типичным грамматическим ошибкам. Впоследствии, уже став учителем английского языка, сколько раз я слышала от многих учеников, «да ничего я не понимаю в этом английском». А так хотелось, чтобы понимали, и я всё время искала способы упростить, сделать правило доступным для понимания и использования «изобретая каждый раз велосипед».
В 1996-1997г.г. я попала в проект Института «Открытое Общество» под руководством фонда Джорджа Сороса по переподготовке учителей иностранного языка. В течение года мы четыре раза встречались с учителями из разных школ города Новосибирска и Новосибирской области и участвовали, как это принято теперь называть, в мастер-классах авторов учебных пособий по иностранным языкам, а также лучших педагогов со всей страны и даже из-за рубежа. Это был уникальный, неповторимый опыт. На одном из таких мастер классов судьба свела нас тогда с преподавателем английского языка Ефименко Л.И., которая и познакомила нас с «Алгоритмом поэтапного анализа глагольных форм в английском языке». Мы сидели в ряд и дружно, шаг за шагом разбирали глагольные формы, состоящие из трёх, а то и более слов. Мы делали это с такой лёгкостью и быстротой, словно бы в насмешку над предыдущими усилиями. Оказалось, достаточно лишь слегка преобразовать структуру знакомых задач, позволить или может даже заставить взглянуть иными глазами на примелькавшиеся образы и привычные «скучные формы» становятся увлекательной «умственной пищей».
С тех пор я применяю разные формы работы с этим алгоритмом со своими учениками, ориентируясь на возраст и уровень их языковой подготовки, и это всегда срабатывает. Урок оживает, дети наперебой спешат с ответом, создавая вокруг себя атмосферу успешности и ощущая пусть маленькую, но победу над «этим английским».
Этот несложный, на мой взгляд, способ работы с глагольными формами помогает исправлению и профилактике грамматических ошибок, систематизирует знания по грамматике, обучает навыкам анализа и сопоставления, развивает умение достигать поставленной цел. Он позволяет сформировать базы основных лексико-грамматических клише и более грамотно употреблять их в устной и письменной речи, а также распознавать при чтении и аудировании. От учащихся требуется активная позиция в аргументировании выбора, формулировании правил построения и употребления разнообразных грамматических форм. Таким образом, они становятся полноправными участниками учебного процесса. Дети, хорошо успевающие. Получают возможность в ещё большей степени развить свои способности, закрепить свои знания навыки и умения.
А менее успешные, на данный момент, дети смогут обрести уверенность в своих силах, научатся подчиняться определённому плану, управлять своими действиями, искать информацию, необходимую для решения той или иной задачи, поставленной перед ними. Если учащиеся умеют распознавать видовременную форму, знают её смысл и коммуникативную функцию, понимают диапазон её использования, то они не просто заучивают модель, но и могут правильно использовать её в речи. Это позволяет направить процесс обучения на воспитание личности с осознанным отношением к иностранному языку как к средству общения, которое пригодится ему в будущем и на уроках в ситуациях общения, создаваемых учителем, высказываться из чисто человеческой заинтересованности, а не по обязанности его как ученика.
Алгоритм поэтапного анализа – это очень удобный инструмент и для того, чтобы в дальнейшем довольно регулярно и эффективно уделять время на уроке для повторения уже изученных видовременных форм. Ведь согласно, выше упомянутому Питеру Хэгботу, «то, что должно стать неотъемлемым достоянием памяти, может быть приобретено ценой многократных повторений» и «вообще, самым экономным способом удержать в памяти выученный однажды материал, служит повторение его в тот момент, когда он начинает забываться».
В заключение, мне хотелась бы поблагодарить всех коллег, чей опыт и общение с которыми (очное и заочное) помогли мне в написании этой работы и в свою очередь предложить вашему вниманию «Алгоритм поэтапного анализа глагольных форм в английском языке» и презентацию к уроку. Надеюсь, всё это окажется полезным и поможет вашим ученикам разобраться в таких сложных и при этом таких простых видовременных формах глагола в английском языке и никогда о них не забывать.
Алгоритм поэтапного анализа глагольных форм
Чтобы правильно охарактеризовать видовременную форму глагола в английском необходимо определить её вид, время, и залог.
1.Учимся определять время (Present, Past или Future).
1.1.Если видовременная форма глагола состоит из
нескольких слов, то время действия показывает
первое слово (иногда оно ещё указывает на лицо и
число).
Например: is asked ––> Present; was
asked ––> Past; will be asked ––> Future.
1.2.Если сказуемое состоит из одного слова, то
анализируется окончание этого слова.
Нулевое окончание и окончание -[s] указывают на
настоящее время.
Например: ask[ ], ask[s], know[ ], know[s].
Окончание -[ed] или вторая форма глагола (V2)
указывают на прошедшее время.
Например: ask[ed], knew (V2).
2. Учимся определять вид (Simple, Continuous, Perfect или Perfect Continuous).
2.1. Если в составе сказуемого есть глагол have (в
любой его форме) и глагол в третьей форме (V3), то
это Perfect.
Например: have asked ––> Perfect;
2.2. Если в составе видовременной формы есть
глагол be ( в любой его форме) и
глагол с окончанием -[ing], то это Continuous.
Например: will be asking ––> Continuous.
2.3. Отсутствие какого либо из элементов
указывает на Simple.
Например: was asked ––> Simple; knows ––>
Simple.
2.4. Присутствие всех элементов указывает на Perfect
Continuous
Например: have been asking ––> Perfect Continuous.
3. Учимся определять залог (Simple или Passive).
3.1. Если последнее слово в составе
видовременной формы это глагола в третей форме, а
предпоследнее (иногда оно же и первое) это глагол be
(в любой его форме), то это Passive.
Например: is known (V3), have been asked
––> Passive
3.2. Если видовременная форма не отвечает
вышеуказанным условиям, то это Аctive.
Например: Will be asking (Ving) ––> Active.
Тренировочное задание
1. Определить а) время; б) вид; с) залог следующих видовременных форм глагола to do и охарактеризовать их.
2. Соотнести названия видовременной формы с её значением и дать перевод видовременной формы на русский язык.
1. will have done; 2. are doing; 3. did; 4. were done; 5. will be doing; 6. has done; 7. is doing; 8. will do; 9. was being done; 10. will be done; 11. had been doing; 12. does; 13.am doing; 14. do; 15. were doing; 16. was doing; 17. had been done; 18. will have been done; 19. have done; 20. has been done;