Новым ориентиром в деятельности школы стала приоритетность научно-исследовательской компетентности в профессиональной деятельности. Сама научно-экспериментальная работа предполагает выстраивание сетевого взаимодействия всех субъектов системы образования.
Цель развития сетевого взаимодействия: создание модели научно-методического центра, ориентированной на развитие образования в поселке и удовлетворяющей возросшим потребностям практики в научно-методическом, кадровом и информационном обеспечении инновационных процессов образовательных учреждений в целом, а также по направлениям деятельности и создание муниципальной ассоциации педагогов-тьюторов.
В условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений профильное обучение обучающихся конкретного общеобразовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений, в том числе ресурсных центров дистанционного обучения.
Ресурсный центр дистанционного обучения как базовый элемент, обеспечивающий сетевое взаимодействие образовательных учреждений использует следующие ресурсы:
Образовательный ресурс:
– интерактивные мультимедиа сетевые профильные учебные курсы;
– интерактивные мультимедиа сетевые элективные учебные курсы;
– интерактивные мультимедиа базовые учебные курсы;
– интерактивный лабораторный практикум;
– банк проектных заданий;
– интерактивные мультимедиа курсы довузовской подготовки;
– медиатека, представленная широким спектром цифровых образовательных ресурсов;
– базы данных;
– интерактивные тренажеры;
– интерактивные тесты.
Кадровый ресурс:
Учителя – тьюторы;
Психолог – тьютор
Функциональный ресурс:
– семинары;
– статистическая база.
Технический ресурс:
– компьютеры;
– принтеры;
– сканеры;
– проекторы;
– экраны;
– выход в Интернет.
Варианты построения модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений при введении профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования различны.
Общеобразовательные учреждения, выступая инициаторами сетевого взаимодействия, решают следующие задачи:
- расширение спектра образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных запросов учащихся;
- сохранение и (или) расширение контингента учащихся;
- обеспечение учебного процесса квалифицированными педагогическими кадрами;
- внедрение новых форм организации учебного процесса и новых форм оценивания достижений учащихся;
- привлечение внебюджетных средств.
Модели построения образовательных сетей основаны на взаимодействии образовательного учреждения с учреждениями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования, а также привлечение дополнительных образовательных ресурсов, и ресурсного центра дистанционного обучения.
В этом случае учащемуся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах.
Таким образом, использование образовательных технологий в этой модели позволяет:
- максимально использовать всю организационно-техническую и методическую базу образовательных учреждений паритетной сети;
- расширить образовательное пространство каждого учебного заведения, предоставляя учащимся широкое поле для выбора учебных предметов и способов организации учебной деятельности;
- максимально расширить перечень элективных курсов для всех учащихся сети;
- оптимизировать координацию учебных планов образовательных учреждений, входящих в сеть, а также конструирование школьных расписаний;
- избежать перемещения детей из одного образовательного учреждения в другое;
- организовывать проектную и исследовательскую деятельность в режиме межшкольного взаимодействия;
- обеспечить систему дополнительного образования каждого из образовательных учреждений сети всем комплексом образовательных ресурсов, находящихся в их распоряжении;
- создать внутрисетевую систему повышения квалификации педагогических кадров по освоению ими ИКТ-компетенций и квалификации сетевого учителя и тьютора.
Целесообразно использовать в образовательных учреждениях индивидуальные учебные планы учащихся.
В условиях сетевого взаимодействия и реализации индивидуальных учебных планов образовательные учреждения получают возможность:
- обеспечить максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся, реализуя их пожелания, касающиеся в том числе выбора профильных и элективных курсов, форм освоения учебных программ (очно, очно-заочно, экстерном) и др.;
- обеспечить реализацию индивидуально-ориентированного подхода с точки зрения осуществления методической и педагогической поддержки учащихся;
- создать условия для освоения практически всеми учащимися новых форм учебной деятельности, основанных на работе в информационном пространстве, в том числе проектной деятельности;
- эффективно использовать учебные помещения, проводя сетевые занятия по разным предметам в одном и том же классе, что в значительной степени упрощает составление школьного расписания и полностью исключает проблему ученических “окон”;
- исключить проблему создания гибких предметных групп учащихся и организации передвижения этих групп из одного образовательного учреждения сети в другое;
- интенсифицировать освоение учащимися предметов из базового компонента за счет частичного экстерната и эффективно использовать высвободившееся время на выполнение проектных и исследовательских работ.
Формирование образовательных сетей осуществляется в два этапа:
Первый этап – внутришкольный, который осуществляет администрация образовательного учреждения. Приложение 1.
Второй этап – межшкольный, осуществляемый территориальным Координационным центром по формированию образовательных сетей. Приложение 2.
По оцениванию и взаимозачетам формируются межшкольные методические советы по учебным предметам. Приложение 3.
Соответственно, с развитием сетевого взаимодействия образовательных учреждений, разрабатывается квалификационный объем знаний, умений, которыми должен обладать педагог, определяется содержательно-целевой компонент. Формой повышения квалификации выступает и тьюторское сопровождение образовательного процесса. Направления деятельности можно разделить на четыре вида деятельности.
Виды деятельности педагогов в условиях тьюторского сопровождения.
Виды деятельности |
|||
Урочная | Внеурочная | Научно-методическая | Научно-исследовательская |
Использование педагогических технологий | Участие в конкурсах, проектах | Создание собственных методических разработок | Участие в профессиональных конкурсах |
Интеграция современных образовательных технологий | Проведение классных часов, родительских собраний | Разработка авторских курсов | Проведение исследований, публикации работ |
Проектирование заданий для учащихся | Консультирование учащихся | Подготовка дидактических материалов | Руководство научной деятельностью учащихся. |
Педагог-исследователь должен четко понимать, чему служит его работа и каков будет итог, т.е. что именно он хочет изменить в теории, методике и практике своей деятельности. Другими словами, проводить эксперимент для получения предполагаемого значимого результата. Поэтому, как только мы приступаем к исследовательской деятельности, прежде всего нужно четко для себя определить, какая есть проблема, что мне как учителю важно. Если функция учителя – передача знаний, воспитателя – формирование нравственных ценностей и норм, то тьютор осуществляет особый тип педагогического сопровождения – тьюторского. Имеется ввиду сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования.
Профессиональная субкультура.
Мотивационный компонент | Когнитивный компонент | Действенно-операционный компонент |
– Осознание необходимости развития исследовательской компетентности, коадаптационных знаний и умений, медиа-образованности как компонентов мастерства учителя; – потребность самосовершенст – избирательное отношение к |
– Знание сути и назначения
педагогического мониторинга; педагогической рефлексии, педагогической
фасилитации; – знания сущности, принципов, законов – знание механизмов организации педагогического процесса на основе коадаптированных идей и опыта, а также на основе средств массовой коммуникации, данных, полученных в результате собственной исследовательской деятельности |
– Умение изучать, анализировать,
прогнозировать педагогические явления и факты; быстро реагировать на происходящие изменения в социуме,в педагогической науке и практике; – умение
воспринимать, понимать, создавать, – умение планировать и организовывать педагогический процесс на
основе коадаптированных идей, |
Показатели уровня профессионального развития и саморазвития педагогов.
Компоненты Педагогической субкультуры | Продвинутый уровень |
Методологический |
|
Проектный |
|
Рефлексивный |
|
Коммуникативный |
|
Самообразовательный |
|
Развитие учительского потенциала формируется и структурируется в соответствии с компонентами педагогического труда:
- Педагогическая деятельность.
- Личность учителя.
- Психолого-педагогическое общение.
Все они объединены единой глобальной задачей развития личности ученика, но не накладываются друг на друга, не повторяются, не дублируются, а вступают в сложные взаимоотношения. При этом каждое из них в процессе труда учителя выступает то предпосылкой, то средством, то результатом развития.
Таким образом, организация учебного процесса в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений обеспечивает:
I. Повышение эффективности учебной деятельности учащихся:
- существенное увеличение возможности удовлетворения образовательных индивидуальных потребностей школьников;
- создание условий для реализации новых видов учебной деятельности учащихся;
- возможность организации занятий в форме частичного экстерната в рамках индивидуальных учебных планов учащихся.
II. Организационные преимущества:
- экономия времени и средств из-за отсутствия необходимости:
– организовывать переезд учащихся и учителей из одного образовательного учреждения в другое;
– задействовать тьюторов для сопровождения учащихся при переездах; - возможность составления гибкого расписания;
- повышение эффективности организации из-за отсутствия необходимости делить учащихся, обучающихся на основе индивидуальных учебных планов на предметные группы;
- эффективное использование учебных помещений из-за возможности проведения занятий учащихся по разным предметам в одном помещении.
III. Экономическую целесообразность:
- повышение эффективности управления работой образовательных учреждений сети из-за возможности организации дистанционного мониторинга с использованием сетевой базы данных;
- упрощение оформления гражданско-правовых взаимоотношений между образовательными учреждениями.
Следовательно, использование в учебном процессе сетевых мультимедиа образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий, в значительной степени повышают эффективность учебного процесса, как с позиции педагогической целесообразности, так и с точки зрения оптимизации управления ресурсами, используемыми в сфере образования, что способствует развитию системы профильного обучения в целом. Приложение 4, 5.