Создание школы как центра сетевого взаимодействия

Разделы: Администрирование школы


Новым ориентиром в деятельности школы стала приоритетность научно-исследовательской компетентности в профессиональной деятельности. Сама научно-экспериментальная работа предполагает выстраивание сетевого взаимодействия всех субъектов системы образования.

Цель развития сетевого взаимодействия: создание модели научно-методического центра, ориентированной на развитие образования в поселке и удовлетворяющей возросшим потребностям практики в научно-методическом, кадровом и информационном обеспечении инновационных процессов образовательных учреждений в целом, а также по направлениям деятельности и создание муниципальной ассоциации педагогов-тьюторов.

В условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений профильное обучение обучающихся конкретного общеобразовательного учреждения осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования образовательных ресурсов иных образовательных учреждений, в том числе ресурсных центров дистанционного обучения.

Ресурсный центр дистанционного обучения как базовый элемент, обеспечивающий сетевое взаимодействие образовательных учреждений использует следующие ресурсы:

Образовательный ресурс:
– интерактивные мультимедиа сетевые профильные учебные курсы;
– интерактивные мультимедиа сетевые элективные учебные курсы;
– интерактивные мультимедиа базовые учебные курсы;
– интерактивный лабораторный практикум;
– банк проектных заданий;
– интерактивные мультимедиа курсы довузовской подготовки;
– медиатека, представленная широким спектром цифровых образовательных ресурсов;
– базы данных;
– интерактивные тренажеры;
– интерактивные тесты.

Кадровый ресурс:
Учителя – тьюторы;
Психолог – тьютор

Функциональный ресурс:
– семинары;
статистическая база.

Технический ресурс:
– компьютеры;
– принтеры;
– сканеры;
– проекторы;
– экраны;
– выход в Интернет.

Варианты построения модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений при введении профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования различны.

Общеобразовательные учреждения, выступая инициаторами сетевого взаимодействия, решают следующие задачи:

  • расширение спектра образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных запросов учащихся;
  • сохранение и (или) расширение контингента учащихся;
  • обеспечение учебного процесса квалифицированными педагогическими кадрами;
  • внедрение новых форм организации учебного процесса и новых форм оценивания достижений учащихся;
  • привлечение внебюджетных средств.

Модели построения образовательных сетей основаны на взаимодействии образовательного учреждения с учреждениями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования, а также привлечение дополнительных образовательных ресурсов, и ресурсного центра дистанционного обучения.

В этом случае учащемуся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах.

Таким образом, использование образовательных технологий в этой модели позволяет:

  • максимально использовать всю организационно-техническую и методическую базу образовательных учреждений паритетной сети;
  • расширить образовательное пространство каждого учебного заведения, предоставляя учащимся широкое поле для выбора учебных предметов и способов организации учебной деятельности;
  • максимально расширить перечень элективных курсов для всех учащихся сети;
  • оптимизировать координацию учебных планов образовательных учреждений, входящих в сеть, а также конструирование школьных расписаний;
  • избежать перемещения детей из одного образовательного учреждения в другое;
  • организовывать проектную и исследовательскую деятельность в режиме межшкольного взаимодействия;
  • обеспечить систему дополнительного образования каждого из образовательных учреждений сети всем комплексом образовательных ресурсов, находящихся в их распоряжении;
  • создать внутрисетевую систему повышения квалификации педагогических кадров по освоению ими ИКТ-компетенций и квалификации сетевого учителя и тьютора.

Целесообразно использовать в образовательных учреждениях индивидуальные учебные планы учащихся.

В условиях сетевого взаимодействия и реализации индивидуальных учебных планов образовательные учреждения получают возможность:

  • обеспечить максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся, реализуя их пожелания, касающиеся в том числе выбора профильных и элективных курсов, форм освоения учебных программ (очно, очно-заочно, экстерном) и др.;
  • обеспечить реализацию индивидуально-ориентированного подхода с точки зрения осуществления методической и педагогической поддержки учащихся;
  • создать условия для освоения практически всеми учащимися новых форм учебной деятельности, основанных на работе в информационном пространстве, в том числе проектной деятельности;
  • эффективно использовать учебные помещения, проводя сетевые занятия по разным предметам в одном и том же классе, что в значительной степени упрощает составление школьного расписания и полностью исключает проблему ученических “окон”;
  • исключить проблему создания гибких предметных групп учащихся и организации передвижения этих групп из одного образовательного учреждения сети в другое;
  • интенсифицировать освоение учащимися предметов из базового компонента за счет частичного экстерната и эффективно использовать высвободившееся время на выполнение проектных и исследовательских работ.

Формирование образовательных сетей осуществляется в два этапа:

Первый этап – внутришкольный, который осуществляет администрация образовательного учреждения. Приложение 1.

Второй этап – межшкольный, осуществляемый территориальным Координационным центром по формированию образовательных сетей. Приложение 2.

По оцениванию и взаимозачетам формируются межшкольные методические советы по учебным предметам. Приложение 3.

Соответственно, с развитием сетевого взаимодействия образовательных учреждений, разрабатывается квалификационный объем знаний, умений, которыми должен обладать педагог, определяется содержательно-целевой компонент. Формой повышения квалификации выступает и тьюторское сопровождение образовательного процесса. Направления деятельности можно разделить на четыре вида деятельности.

Виды деятельности педагогов в условиях тьюторского сопровождения.

Виды деятельности

Урочная Внеурочная Научно-методическая Научно-исследовательская
Использование педагогических технологий Участие в конкурсах, проектах Создание собственных методических разработок Участие в профессиональных конкурсах
Интеграция современных образовательных технологий Проведение классных часов, родительских собраний Разработка авторских курсов Проведение исследований, публикации работ
Проектирование заданий для учащихся Консультирование учащихся Подготовка дидактических материалов Руководство научной деятельностью учащихся.

Педагог-исследователь должен четко понимать, чему служит его работа и каков будет итог, т.е. что именно он хочет изменить в теории, методике и практике своей деятельности. Другими словами, проводить эксперимент для получения предполагаемого значимого результата. Поэтому, как только мы приступаем к исследовательской деятельности, прежде всего нужно четко для себя определить, какая есть проблема, что мне как учителю важно. Если функция учителя – передача знаний, воспитателя – формирование нравственных ценностей и норм, то тьютор осуществляет особый тип педагогического сопровождения – тьюторского. Имеется ввиду сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования.

Профессиональная субкультура.

Мотивационный компонент Когнитивный компонент Действенно-операционный компонент
– Осознание необходимости
развития исследовательской
компетентности, коадаптационных знаний и умений, медиа-образованности как компонентов
мастерства учителя;

– потребность самосовершенст
вования в вышеуказанных областях;

– избирательное отношение к
медиа-информации, к имеющимся педагогическим теориям и опыту

– Знание сути и назначения педагогического мониторинга; педагогической рефлексии, педагогической фасилитации;

– знания сущности, принципов, законов
коадаптации и медиа-образования;

– знание механизмов организации педагогического процесса на основе коадаптированных идей и опыта, а также на основе средств массовой коммуникации, данных, полученных в результате собственной исследовательской деятельности

– Умение изучать, анализировать, прогнозировать
педагогические явления и факты; быстро реагировать на происходящие изменения в социуме,в педагогической науке и практике;

– умение воспринимать, понимать, создавать,
сохранять, передавать различную информацию с помощью различных средств, а также коадаптировать имеющиеся идеи и опыт;

– умение планировать и организовывать педагогический процесс на основе коадаптированных идей,
опыта, а также на основе средств массовой коммуникации, данных собственных исследований

Показатели уровня профессионального развития и саморазвития педагогов.

Компоненты Педагогической субкультуры Продвинутый уровень
Методологический
  • Концептуальное осмысление собственной образовательной практики с гуманитарных позиций
  • Высокий и достаточный уровень исследовательской компетентности.
  • Знание методологических, теоретических, технологических основ
    воспитания и умение на их основе создать собственную систему воспитательной работы в классе.
  • Готовность представлять педагогический опыт, обосновывая его методологически
Проектный
  • Владение стратегическим мышлением, осуществление деятельности на технологическом уровне.
  • Ответственное проектирование и преобразование педагогической
    деятельности.
  • Умение составлять концепцию, программу воспитания, проектировать воспитательную систему класса
Рефлексивный
  • Рефлексия способа своей жизнедеятельности, выявление причинно-
    следственных связей, владение навыками мониторинговой деятельности.
  • Знание сути технологии диагностической деятельности, владение ею.
  • Владение навыками составления экспертизы на образовательную и воспитательную деятельность, рецензирования образовательных и учебных программ
Коммуникативный
  • Диалогизация коммуникативных процессов, преодоление субъект-объектной схемы отношений, установление равноправных субъект-субъектных отношений.
  • Диалоговая модель взаимодействия с коллегами и детьми
Самообразовательный
  • Умение находить условия для собственного личностного развития.
  • Владение навыками составления программы профессионального
    саморазвития

Развитие учительского потенциала формируется и структурируется в соответствии с компонентами педагогического труда:

  • Педагогическая деятельность.
  • Личность учителя.
  • Психолого-педагогическое общение.

Все они объединены единой глобальной задачей развития личности ученика, но не накладываются друг на друга, не повторяются, не дублируются, а вступают в сложные взаимоотношения. При этом каждое из них в процессе труда учителя выступает то предпосылкой, то средством, то результатом развития.

Таким образом, организация учебного процесса в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений обеспечивает:

I. Повышение эффективности учебной деятельности учащихся:

  • существенное увеличение возможности удовлетворения образовательных индивидуальных потребностей школьников;
  • создание условий для реализации новых видов учебной деятельности учащихся;
  • возможность организации занятий в форме частичного экстерната в рамках индивидуальных учебных планов учащихся.

II. Организационные преимущества:

  • экономия времени и средств из-за отсутствия необходимости:
    – организовывать переезд учащихся и учителей из одного образовательного учреждения в другое;
    – задействовать тьюторов для сопровождения учащихся при переездах;
  • возможность составления гибкого расписания;
  • повышение эффективности организации из-за отсутствия необходимости делить учащихся, обучающихся на основе индивидуальных учебных планов на предметные группы;
  • эффективное использование учебных помещений из-за возможности проведения занятий учащихся по разным предметам в одном помещении.

III. Экономическую целесообразность:

  • повышение эффективности управления работой образовательных учреждений сети из-за возможности организации дистанционного мониторинга с использованием сетевой базы данных;
  • упрощение оформления гражданско-правовых взаимоотношений между образовательными учреждениями.

Следовательно, использование в учебном процессе сетевых мультимедиа образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий, в значительной степени повышают эффективность учебного процесса, как с позиции педагогической целесообразности, так и с точки зрения оптимизации управления ресурсами, используемыми в сфере образования, что способствует развитию системы профильного обучения в целом. Приложение 4, 5.