Цели урока:
- Сформировать знания по теме “Буква ь на конце и в середине слова, перенос слов с буквой ь в середине.
- Развивать орфографическую зоркость, память, речь
- Развивать фонематический слух, внимательное отношение к слову;
- Развивать умение сотрудничать с учителем и друг с другом;
- Развивать компоненты учебной деятельности, приемы рефлексии;
- Воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма.
Ход урока
1. Психолого-педагогическая подготовка к уроку, (музыка).
2. Словарный диктант “Оцени себя”.
Весело, сегодня, потом, Отечество.
Взаимопроверка.
3. Знакомство с новым словом
Отгадайте ребус и запишите слова.
15432
сорок скоро
Это слово имеет несколько значений
- Быстро, Скоро бежит.
- В короткий промежуток времени. Скоро приедет.
4.
Актуализация знаний.Карась, яблонька, апрель, лошадь, альбом, пальцы.
Прочитайте слова.
Что в них общего?
Распределите слова на две группы в зависимости от местонахождения мягкого знака, запишите их столбиком. Проверка.
5. Постановка проблемы.
Прочитайте слова" первого столбика.
Что особенного заметили?
Прочитайте слова второго столбика.
Что вы заметили?
А теперь сформулируйте тему нашего урока. Сообщение учителем цели урока.
6. Открытие нового.
– Какое место занимает Ь в словах 1 столбика?
– Какова его роль в этом случае?
Какое место занимает ь в словах второго столбика?
Какой из двух согласных произносится мягко?
Какова роль Ь во втором случае?
Какой общий вывод можно сделать (Ь в конце и в середине слова показывает, что согласный произносится мягко).
Давайте наш вывод сравним с правилом в учебнике. Что нового вы еще узнали из правила?
7. Первичное закрепление.
– Дописать предложение, изменив по смыслу слова в скобках.
- Вариант. По цветам порхают (мотылек).
- Вариант. На елке зажглись (огонек).
Проверка.
Назови те слова, которые относятся к теме нашего урока. Что показывает Ъ (Выбери ответ изданного правила).
Найдите грамматическую основу и выдели её модель графически Какую учебную задачу поставить, чтобы правильно выполнить задание Оцени работу сигнальной карточкой Задай вопрос товарищу.
Физминутка
8. Самостоятельная работа с проверкой по учебнику.
(стр 114, упр 190) 1 ряд ( 2 предложение), 2 ряд (3 предложение), 3 ряд (4 предложение). Проверка.
9. Закрепление.
Где пишется Ь, если он обозначает мягкость согласного? Эти знания применим на практике.
– Работа с перфокартой. Проверка.
10. Работа в группах.
Проверка.
11. Повторение правила переноса.
Вспомните, как переносятся слова.
А вот как переносятся слова с Ь в середине слова Ответ на этот вопрос услышите в грамматической сказке “Просьба мягкого знака”.
12. Итог урока.
Что обозначает ь.
Где пишется Ь.
С какой орфограммой познакомились сегодня.
13. Работа в парах.
Проверка.
14. Рефлексия.
Оцените свою работу. Если вы считаете, что поработали на “5”, поднимите зеленый кружок, если на “4” – красный.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Стр 115, упр. 192 и 193 (по выбору).