Цели:
- показать негативное влияние курения на человека,
- подчеркнуть социальную и личную значимость здорового образа жизни.
Задачи:
- раскрыть причины, ведущие к болезненной привязанности к курению;
- показать последствия этой вредной привычки для человека;
- формировать отрицательное эмоциональное отношение к курению;
- подвести к осознанию преимущества здорового образа жизни.
Оборудование:
- плакат: "Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом. Л.Н.Толстой".
- физическая карта мира.
- наглядное пособие "курящая кукла" и "бутылка".
- компьютер и мультимедийный проектор для презентации
Предварительная работа: провести анкетирование в классе (вариант анкеты прилагается), подготовить группу детей-учёных для ведения урока (географ, историк, физик, химик, биолог, социолог)
Ход урока
1. Учитель: Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Для одних, проблемой является бросить курить, для других - избежать влияния курящего общества и не "заразиться" их привычкой, а также - сохранить своё здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входящее в зажжённую сигарету. Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают в серьез. Итак, тема нашего урока - "Табачный туман обмана"
В процессе нашего разговора мы предлагаем всем записать рекомендации, которые войдут в памятку, для тех, кто хочет отказаться от курения. Пока идёт наша беседа, постарайтесь закончить предложения, которые лежат у вас на столах: "Если человек откажется от курения хотя бы:"
- на несколько часов, то организм его...
- на один день, то вероятность приближения.........
- только на два дня, то уже все системы организма .......
- на три дня, то большая часть никотина.........
- на один год, то значительно улучшится кровоснабжение.....
- еще на два года, то риск возникновения инфаркта.......
- на пятнадцать лет, то вероятность преждевременной смерти....
2. Учитель: Для начала необходимо познакомиться с историей распространения никотина в мире и эту информацию для нас подготовители наши географ и историк.
Рассказ "Об истории распространения табака" (сопровождается презентацией, материал прилагается) На физической карте мира отмечают флажками пути распространения табака по всему миру.
3. Учитель: Начиная курить, не всегда люди задумываются, к чему может привести эта вредная привычка? А стоило бы. Сейчас мы попросим физика смоделировать происходящие процессы при сильном нагревании табака.
Демонстрация опыта:
- оборудование - пробирка, пробка с короткой газоотводной трубкой, спиртовка и табака;
- ход опыта - в пробирку насыпаем немного табака, закрываем отверстие пробкой с маленькой газоотводной трубкой. Нагреваем пробирку над пламенем горелки;
- результат - темно-коричневая жидкость (табачный деготь) и белые пары газообразных веществ (табачный дым: угарный газ, этилен, аммиак).
Учитель: попросим биолога объяснить физиологические процессы последствия курения и влияние табачной смолы на живую ткань.
Ученик - биолог (выступление биолога с плакатом на котором изображены легкие и сердце человека):
Рассмотрим последовательность воздействия дыма на организм человека. В момент затяжки, температура на кончике сигареты достигает 300 градусов, при затяжках доходит до 1100 градусов, но это на другом конце сигареты, а на входе температура табачного дыма порядка 50-60 градусов. Вроде бы немного, но если учесть, что средняя температура тела человека 36,6 градусов, то 60 градусов создает повышенное температурное воздействие на 23 градуса, что можно отнести к экстремальному. Под действием высокой температуры из табака и папиросной бумаги образуются ядовитые различные вещества: никотин, угарный газ, аммиак, синильная кислота и другие. Газообразные и твердые вещества, содержащиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку гортани, трохеи, бронхов и легочных пузырьков. При систематическом курении зубы желтеют и портятся, глаза слезятся, волосы приобретают неприятный запах, сердце бьется чаще, сосуды суживаются, затрудняется кровоток, легкие загрязняются табачными смолами и темнеют.
Курильщики в 30 раз чаще болеют раком лёгких, чем некурящие. Курение приводит к заболеваниям сердца и кровеносных сосудов. 80процентов больных, страдающих заболеваниями желудка и двенадцатиперстной кишки, являются курильщиками.
От курильщиков рождаются ослабленные и больные дети.
Особенно большой вред курение приносит женскому организму. Курящая женщина рискует не родить вообще или родить больного ребенка. Дети в семьях курильщиков значительно чаще болеют, чем в семьях некурящих. Все, кто окружают курильщика, становятся пассивными курильщиками и нередко страдают даже больше, чем он сам.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, каждая пятая смерть на планете связана с курением.
4. Учитель: У некурящих легочная ткань тонкая, эластичная, светлая. В легких происходит насыщение кислородом крови, поэтому они являются одним из важнейших органов. Что же происходит с легкими при курении? Для наглядной демонстрации действия табачного дыма на легкие курильщика наши физики смоделировали опыт с наглядным пособием "курящая кукла".
Демонстрация опыта:
- оборудование - детская кукла, резиновая груша, кусок ваты, одноразовая система для внутривенного переливания растворов, сигарету с фильтром и спички;
- ход опыта - Поместите небольшой кусочек ваты в утолщение прозрачной трубки. Вставьте в мундштук сигарету и зажгите ее. "Выкурите" сигарету до конца с помощью резиновой груши (не торопитесь закончить опыт, в противном случае эффект не будет очень наглядным). Затем извлеките вату из трубки, разверните и покажите школьникам изменение ее цвета. Обязательно пройдите по рядам и дайте каждому понюхать вату - это значительно усиливает воздействие.
- результат - в опыте они видели воздействие лишь одной сигареты на "легкие" куклы, тогда как курильщик выкуривает много сигарет, и его легкие выглядят значительно чернее и запах от них еще сильнее.
5. Учитель: Давайте остановимся на вредных последствиях курения для организма человека:
Кратковременные отрицательные последствия курения (проявляющиеся через несколько минут после первой затяжки):
- учащенное сердцебиение;
- рост артериального давления;
- раздражение слизистой оболочки горла;
- проникновение в кровь угарного газа;
- попадание в легкие канцерогенов;
- отравление воздуха;
- иногда раздражение слизистой оболочки глаз;
- снижение температуры кожных покровов.
Отрицательные последствия длительного курения:
- рак легких, полости рта, пищевода, гортани, поджелудочной железы и мочевого пузыря;
- заболевания сердца;
- язвы;
- заболевания системы кровообращения, инсульты;
- эмфизема легких;
- хронический бронхит.
Прочие отрицательные последствия курения:
- возможно повреждение слизистой оболочки губ, языка, неба, гортани, горла, что в свою очередь неблагоприятно сказывается на вкусовых ощущениях;
- возможное появление сухого прерывистого кашля, неприятного запаха изо рта, инфекции полости рта;
- возможно ухудшение обоняния;
- возможно преждевременное образование морщин на лице;
- пожелтение зубов; нарушение нормального дыхания и снижение выносливости;
- снижение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.
Учитель: Давайте попросим нашего химика объяснить нам, почему так опасны сигареты?
Химик. Сигарета так опасна потому, что она начинена листьями табака. В сыром виде листья табака не так опасны, их могут есть даже животные. Но когда табак превращается в сигарету и в табачный дым, он образует опасный коктейль, состоящий из громадного количества химических веществ. Это - угарный газ, окись азота, пропан, бутан, изобутан, толуол. В состав табачного дыма входит и 16 веществ, вызывающих зависимость. Самым опасным из них является никотин.
Остановимся на самых опасных компонентах табачного дыма.
Никотин - наркотическое вещество, сильный яд. Поражает нервную систему и органы пищеварения.
Окись углерода, или угарный газ блокирует способность гемоглобина связывать и отдавать кислород, то есть приводит к кислородному голоданию.
Аммиак разрушает слизистые оболочки дыхательных путей, приводит к бронхитам, кашлю, одышке, в конечном итоге - к раку легких
Синильная кислота - коварный яд, свободно проникающий в кровь и в клетки, вызывает кислородное голодание, в больших количествах - мгновенную гибель.
Канцерогенные вещества способствуют образованию рака. В состав табачного дыма входят также мышьяк, цинк, свинец, радиоактивные вещества, вызывающие облучение.
6. Учитель: Наше время - время табачной эпидемии, когда борьба с курением не приносит должного эффекта. Курение становится узаконенной формой наркомании. Причиной массового распространения курения среди подрастающего поколения - это позитивная реклама в средствах массовой информации. Как влияет на распространение курения реклама табачных изделий?
Эти изделия рекламирует табачная промышленность, которая в первую очередь заинтересована в том, чтобы продать своей продукции как можно больше. Таким образом, у медиков, которые борются за здоровье человека, и тех, кто производит и рекламирует сигареты, совершенно разные задачи. Если победят интересы табачной промышленности, то мы не услышим ни слова правды о курении и будем постоянно видеть на страницах журналов и телеэкранах здоровых, преуспевающих людей, которые тем не менее не могут обойтись без сигареты.
Если ничто не противостоит потоку рекламы, то человек оказывается в ее власти. Он перестает понимать, что его желания "потребности созданы искусственным путем и приведены в действие скрытыми психологическими механизмами. Такой человек перестает видеть реальность, не осознает даже очевидных последствий курения.
Давайте на примере рекламы курения попробуем создать вариант "антирекламы". Разделим доску на две части и запишем:
Что мы всегда видим в рекламе табачных изделий? | Чего мы никогда не увидим в рекламе табачных изделий? |
Заполняем таблицу, выслушивая предложения детей, например
Что мы всегда видим в рекламе табачных
изделий? 1 Красивую пачку, полную сигарет, которую герой рекламы только что распечатал. 2. Красивых, молодых, здоровых и преуспевающих людей. 3. Человек на рекламе всегда закуривает с удовольствием. 4. Курение никогда не мешает окружающим. 5. Человек, который закурил в рекламном клипе, сделал какое-то важное и нужное дело и сделал его отлично. 6. Нет сомнений - курить или не курить, главное - выбрать правильный сорт сигарет. |
Чего мы никогда не увидим в рек-ламе
табачных изделий? 1. Окурки в пепельницах, пустые смятые пачки в урнах. 2. Больных, несчастных людей с дрожащими, пожелтевшими от табачного дыма пальцами. 3. Человек на рекламе никогда не закашляется и не щурится от табачного дыма. 4. В рекламе никогда нет детей, родственников и соседей курильщика, которым мешает табачный дым. 5. Человек в рекламном ролике никогда не курит в безвыходной ситуации, при ссоре, проигрыше, после скандала и т.д. 6. Никогда не показывают больных, жалеющих о том, что своевременно не прекратили курить. |
6. Учитель: Перед нашим уроком в классе проводилась анкета. Давайте проанализируем результаты и предоставим слово нашему социологу.
Подведение итогов урока.
В начале урока я попросила вас предложить и записать рекомендации для тех, кто хочет отказаться от курения. Давайте вернёмся к нашему заданию и закончим предложения:
- на несколько часов, то организм его....
- на один день, то вероятность приближения.........
- только на два дня, то уже все системы организма .......
- на три дня, то большая часть никотина.........
- на один год, то значительно улучшится кровоснабжение.....
- еще на два года, то риск возникновения инфаркта.......
- на пятнадцать лет, то вероятность преждевременной смерти....
Я надеюсь, что наш урок - это ещё один шаг к здоровому образу жизни. Ваше здоровье в ваших руках. Спасибо за участие в нашем разговоре.
Литература.
- Сценарии классных часов и вечеров. 7-9 классы / Сост. В.А. Ведерникова и др.- Волгоград: Учитель, 2005.
- Классные часы: 6 класс/авт-сост. Л.А. Егорова, - М: ВАКО, 2010.-208. - (Учебный год)