Из опыта работы учителя математики по подготовке к ЕГЭ

Разделы: Математика


Разработка может быть использована в качестве дополнительного материала при изучении геометрии в 10-11-х классах, а также при организации обобщающего повторения или самостоятельных занятий по геометрии.

Цель урока:

Формирование ключевых компетентностей:

  • проверка качества знаний и умений учащихся по геометрии, их готовность к сдаче ЕГЭ;
  • развитие представлений учащихся об основных геометрических фигурах и их свойствах, формирование навыков работы с рисунком, умений проводить дополнительные построения;
  • повышение вычислительной культуры учащихся;
  • развитие умений рассчитывать свои силы и оценивать свои возможности;
  • воспитание умения контролировать внимание на всех этапах урока;
  • развивать навыки индивидуальной и самостоятельной работы при решении задач на нахождение углов между прямыми в пространстве, прямой и плоскостью, двумя плоскостями; нахождение расстояний от точки до прямой, от точки до плоскости, между двумя прямыми.

Психологическая установка

  • Продолжаем отрабатывать навыки решения геометрических задач;
  • Формируем математическую интуицию;
  • На уроке можем ошибаться, сомневаться, консультироваться.
  • Каждый учащийся сам себе дает установку

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап

а) выравнивание знаний, ориентирование в изученном материале;

б) создание теоретической ориентировки и мотивации к изучению материала, формулирование учебной задачи.

в) рефлексия и самооценка первого этапа.

Для решения предлагаемых задач требуются знание определений тригонометрических функций, формул для нахождения элементов треугольника, теоремы Пифагора, теоремы косинусов, умение проводить дополнительные построения, владение координатным и векторным методами геометрии.

II. Операционально-исполнительский этап

а) расчленение учебных задач на частные задания, создание системы проблемных ситуаций, программирование процесса познания;

б) пошаговое (программированное) решение УЗ через систему проблем, выделение учебных действий, формулирование выводов, определений, общих способов решения.

в) моделирование (графическое, знаковое, символическое) усвоенного содержания и общего способа мышления и решения;

г) индивидуальная и групповая работа по решению учебных заданий и пошаговая рефлексия усвоенного. Самоконтроль и самооценка каждого учебного действия.

Наличие рисунков помогает лучше понять условия задач, представить соответствующую геометрическую ситуацию, наметить план решения, провести дополнительные построения и вычисления.

Задачи

1. В правильной шестиугольной призме ABCDEFA1B1C1D1E1F1, все ребра которой равны 5, найдите расстояние от точки С до прямой D1Е1.

2. В правильной треугольной пирамиде SABC все рёбра равны 4. Найдите расстояние между прямыми AB и SC.

3. В правильной четырёхугольной призме ABCDA1B1C1D1 стороны основания равны 4, а боковые рёбра -3. Найдите угол между прямыми BD и AD1

4. В прямой треугольной призме ABCDA1B1C1D1 , все рёбра которой равны 4, точки К и М лежат на серединах боковых ребер AA1 и ВB1 соответственно, а точка L лежит на середине ребра A1C1. Найдите косинус угла между прямой BB1 и плоскостью KLM.

5. В правильной шестиугольной призме ABCDEFA1B1C1D1E1F1, все ребра которой равны, найдите угол между плоскостями FAA1 и DEE1.

6. В правильной треугольной призме ABCA1B1C1 все ребра которой равны 1, найдите расстояние от точки A до плоскости BCA1.

III. Рефлексивно-оценочный этап

а) предъявление классу обобщающих вопросов;

б) проговаривание учащимися вслух и про себя цели урока, этапов усвоения материала, выводов, законов, определений, правил, способов, моделей в индивидуальной и групповой форме;

в) итоговая самооценка результатов учебной деятельности с учетом всех пошаговых оценок;

г) домашнее задание:

1. В единичном кубе A...D1 найдите расстояние от точки A до прямой BD1.

2. В правильной четырехугольной пирамиде SABCD, все ребра которой равны 1, найдите расстояние между прямыми SA и BC.

3. В правильной шестиугольной призме A:F1, все ребра которой равны 1, найдите косинус угла между прямыми AB и FE1.

4. В правильной четырехугольной пирамиде SABCD, все ребра которой равны 1, найдите синус угла между прямой BD и плоскостью SBC.

5. В правильной четырехугольной пирамиде SABCD, все ребра которой равны 1, точка E - середина ребра SC. Найдите угол между плоскостями ABC и BDE.

6. В правильной треугольной призме ABCA1B1C1, все ребра которой равны 1, найдите расстояние от точки B до плоскости AB1C1.

Использованная литература.

1. Геометрия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и другие/.- 19-еизд. -М.: Просвещение, 2010.

2. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2012: учебно-методическое пособие /Под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова / - Легион-М,2011.

3. Рабочая тетрадь по математике / Под редакцией А.Л.Семенова и И.В.Ященко/. - М.: Издательство МЦНМО, 2010.