В развитии детей часто возникают проблемы, выражающиеся в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, школьно-образовательных нормативов успешности, установленных в обществе норм поведения и общения.
Эти отклонения (девиации) проявляются в:
- школьной неуспеваемости детей;
- отсутствии интереса к учению, труду, организованному досугу;
- недисциплинированности;
- невыполнении общественных норм поведения;
- нарушении прав окружающих людей;
- конфликтности; высокой тревожности;
- наличии нежелательных качеств личности: лени, лживости, эгоистичности, грубости;
- гиперактивности (пассивности);
- немотивированной агрессии, жестокости;
- употребление алкоголя и наркотических веществ;
- правонарушениях.
Причины отклонений
Проблемы в развитии возникают под влиянием 3-х групп факторов:
А) биогенных(неблагоприятная наследственность, родовые травмы, перенесённые болезни);
Б) психогенные (противоречия между физиологическим ростом и психическим созреванием (возрастные кризисы 3, 7, 13, 17 лет), между уровнем развития потребностей и реальными возможностями их удовлетворения, между приобретёнными знаниями и возрастными особенностями и т.д.);
В) социогенных, в числе которых следует отметить:
- экономическое неблагополучие семьи;
- безнадзорность в семье;
- отрицательный пример родителей (нет дружбы, общения);
- чрезмерная любовь к детям;
- авторитарное воспитание в семье (принуждения, обиды);
- отсутствие трудового воспитания в семье (освобождённость от домашнего труда);
- влияние СМИ;
- участие в неформальных объединениях молодёжи;
- отсутствие доверительных отношений учителей с учениками;
- перегрузка в школе;
- слабая база для проведения досуга по месту жительства и др.
Типизация детей с проблемами
С психолого-педагогических позиций можно выделить 5 основных групп детей с проблемами:
- Дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности, т.е. с глубокой патологией физического и /или психического развития (с ограничением движения, недостатками зрения, слуха, умственным отставанием);
- Дети с ЗПР;
- Дети с педагогической и /или социальной запущенностью, состоящие в основном контингенте ОУ как "трудные", трудновоспитуемые и труднообучаемые (компенсирующая педагогика);
- Дети с нарушением социальных связей и отношений, социально дезадаптированные, характеризующиеся отчуждением от семьи или ОУ, асоциальным поведением, склонностью к правонарушениям;
- Дети "зоны риска" имеют неглубокие, непатологические, неярко выраженные пограничные отклонения психики или личностные психологические особенности (акцентуации характера, неадекватную самооценку, нарушения эмоционально-волевой сферы, тревожность, комплексы). В силу этого они предрасположены к возникновению проблем в обучении и воспитании; для детей "зоны риска" применим только индивидуальный подход, основанный на углублённой психолого-педагогической диагностике и коррекции, но чаще всего группа риска не выделяется из общей массы обучающихся.
По данным Минобрнауки РФ, среди детей, поступающих в 1 класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% составляют те, у кого ещё в младших группах детского сада были обнаружены очевидные расстройства нервно-психической сферы. Число обучающихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув 30%-40%; в средней школе - до 50%. Данная проблема характерна образовательной системе с. Ныда. МОУ "Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда" более 20 лет занимается оказанием помощи детям с трудностями в обучении и развитии. Организация работы с детьми, имеющими различные нарушения развития, имеет нормативно-правовую основу.
Образовательный процесс по специальным программам коррекционной направленности в МОУ должен осуществляться педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку в области специальной (коррекционной) педагогики (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"). К сожалению, в МОУ подобную переподготовку из числа работающих в классах КмО, С(К)О VII, VIII видов имеют 7 педагогов (14%): Максимова М.В., Ковалёва Т.А., Са Л.М., Быченкова И.А., Малинина М.Э., Гордеева И.В., Кириленкова Н.Ф.
Т.о., вырисовывается проблема: педагоги, особенно вновь прибывающие в школу-интернат из других регионов, без опыта работы с данной категорией детей, испытывают недостаток теоретических знаний об особенностях детей данной категории, о системе коррекционно-развивающего обучения, остро нуждаются в практических рекомендациях по организации образовательно-воспитательного процесса.
Классы компенсирующего обучения и специальные (коррекционные) классы - это организационная форма, направленная на создание условий, адекватных психическим и физическим возможностям обучающихся.
Создание КмО предполагается в начальной школе, но возможно также их продолжение и в средней школе, до 9 класса включительно. При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы обучающиеся в коррекционных классах могут быть переведены в общеобразовательные с согласия как самих обучаемых, так и их родителей. Решение о переводе школьника принимает школьный ПМПк. Реализация в классах КмО единой общеобразовательной программы делает переход обучающихся безболезненным.
Компенсирующее обучение - это создание вокруг ребёнка реабилитирующего пространства, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.
К компенсирующим элементам реабилитационного пространства относят: любовь к ребёнку; понимание детских трудностей и проблем; принятие ребёнка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции.
Содержание учебного материала в этих классах строится на основе следующих принципов:
- усиление практической направленности изучаемого материала;
- выделение основных признаков изучаемых явлений;
- опора на жизненный опыт ребёнка;
- ориентация на внутренние связи в рамках как одного предмета, так и нескольких;
- введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности. Важным моментом является создание на уроке такой атмосферы, которая способствовала бы развитию дефицитных психических функций ребёнка.
Виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
- обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
- урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
- адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
- одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
- использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
- формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
- взаимообучение, диалогические методики;
- дополнительные упражнения;
- оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Специальные коррекционные приёмы:
- тренинг вычислительных навыков, включающий материал начальной школы;
- упражнения на развитие памяти;
- уменьшение (а не укрупнение) дидактических единиц;
- опора на наглядно-образную педагогику, восхождение от конкретного к абстрактному.
Задержка психического развития (ЗПР) (VII вид) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации.
Согласно оценочным критериям, стойкие формы ЗПР, как правило, связаны с мозаичными органическими повреждениями ЦНС. Этим они отличаются от умственной отсталости, которая характеризуется тотальным недоразвитием мозговых структур. Детям с ЗПР недостаёт эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, у них низкий уровень учебной мотивации и общая познавательная пассивность, недоразвитие отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, негрубые недостатки речи, нарушения моторики в виде неточной координации движений, двигательная расторможенность, низкая работоспособность и вследствие этого - ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, несформированность операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Понятие "задержка" подчёркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания; под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов оно может компенсироваться.
У детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой, счётом сочетаются с относительно развитой речью, достаточной способностью к запоминанию стихов и сказок, наличием познавательного интереса в других областях.
Такие дети всегда способны воспринять оказанную помощь, усваивают принцип решения и переносят его на выполнение сходных заданий. Именно умение использовать оказанную помощь и осмысливать усвоенное в ходе обучение позволяет им через некоторое время успешно обучаться на уровне базовых стандартов.
Цели коррекционных занятий: повышение уровня общего развития детей; восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков; коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи; целенаправленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Задачи коррекционно-развивающего обучения на I ступени обучения
- Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и др.
- Обогащение кругозора детей, формирование отчётливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволят ребёнку воспринимать материал осознанно.
- Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учёбе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и др.).
- Формирование учебной мотивации: последовательное замещение отношений "взрослый - ребёнок", которые на начальном школьном этапе в классах С(К)О являются преобладающими, на отношения "учитель - ученик". Последняя модель отношений служит основой для формирования познавательных интересов.
- Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.
- Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять её в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку.
- Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).
- Повышение уровня общего развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учёт темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и др.).
- Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребёнка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта, обеспечение успешности учебной деятельности в её фронтальной и индивидуальной формах; физическое закаливание школьников, общеукрепляющая и лечебно-профилактическая медикаментозная терапия.
- Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечивала бы соответствующее возрасту общее развитие ребёнка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.
- Системный разносторонний контроль с помощью специалистов (врачи, психологи, дефектологи) за развитием ребёнка.
- Создание учебно-методического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми общеобразовательных (коррекционных) программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям обучающихся.
Задачи коррекционно-развивающего обучения на основной II ступени обучения
- Формирование социально-нравственного поведения детей, обеспечивающего успешную адаптацию к новым условиям обучения: осознание изменившихся условий, собственных недостатков (неумение общаться, умственная пассивность, неумение строить межличностные отношения и др.), развитие потребности преодолеть их, вера в успех, осознание необходимости контроля.
- Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность), формирование самостоятельности, гибкости мышления.
- Формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, самоконтроля, развитие умений воспринимать и использовать информацию из разных источников (межпредметные связи, радио, телевидение, Интернет, литература, факультативные занятия) в целях успешного осуществления учебно-познавательной деятельности.
- Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития обучающихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (повторение ключевых вопросов программы начальной школы, отработка основных умений и навыков).
- Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребёнка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта, обеспечение хороших результатов во фронтальной и индивидуальной работе школьников; физическое закаливание, занятия спортом, общеукрепляющая и лечебно-профилактическая медикаментозная терапия.
- Создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает соответствующее возрасту развитие подростка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование общеинтеллектуальных и общедеятельностных умений.
- Системный разносторонний контроль за развитием подростка с помощью специалистов (классный руководитель, психолог, социальный педагог). Осуществление постоянной взаимосвязи с родителями ребёнка, другими членами его семьи.
- Обеспечение учебно-методического оснащения, необходимого для успешного освоения общеобразовательных (коррекционных) программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся (индивидуальные дидактические пакеты по предметам, адаптированные учебники, программы, методические рекомендации по изучению наиболее трудных разделов программ).
- Социально-трудовая адаптация обучающихся (развитие зрительно-моторной координации, темпа деятельности, формирование общетрудовых, организационных и конструктивно-технологических умений и др.).
Во время проведения учебно-коррекционной работы необходимо придерживаться следующих правил:
- определение индивидуальной траектории коррекции и развития для каждого ребёнка;
- предотвращение утомления через чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и др.;
- развитие познавательной активности детей;
- развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- развитие общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, классификации и др.;
- логопедическая коррекция нарушений речи; коррекция учебной деятельности, формирование навыков самоконтроля;
- проявление особого педагогического такта подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребёнку;
- продуманно преподносить учебный материал, соблюдая строгую последовательность при его усложнении.
Требования в работе с данной категорией детей:
- неоднократное повторение учебного материала с некоторыми видоизменениями в форме его изложения или с постепенным дополнением материала новыми сведениями;
- наглядность должна быть свободна от лишних, не используемых на данном уроке деталей;
- смена видов деятельности не должна быть частой (ребёнок с ЗПР не может быстро переключаться).
- Учебный процесс строится с учётом основных принципов коррекционной педагогики:
- принципы коррекционно-развивающего обучения, т.е. построение учебной деятельности от ученика;
- принципы коррекционной подготовленности, т.е. создание условий коррекционно-развивающей среды;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода к обучению, подаче материала с учётом степени нарушения;
- принцип учёта возрастных особенностей.
Урок в классе С(К)О отличается от урока в общеобразовательном классе уже тем, что помимо общеизвестной триединой цели он включает в себя коррекционную цель. И весь урок подчиняется этой цели.
Урок имеет все те же задачи, но образовательная задача урока подразделяется на две:
- обучающую;
- коррекционно-развивающую.
Обучающая задача связана с темой урока.
Коррекционно-развивающая задача подразумевает:
- коррекцию психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.);
- коррекцию речи;
- коррекцию социальных функций (поведения, межличностных отношений, психологической негативности к занятиям и т.д.),
- традиционно урок строится с учётом основных требований и обязательным включением в него коррекционно-развивающих заданий.
Проведение этого урока требует от учителя не только глубокого знания своего предмета, но несколько другой методической подготовки, знания методов и приёмов, позволяющих одновременно с обучением детей своему предмету вести работу по коррекции восприятия, памяти, внимания, развития речи, мыслительных операций.
Проблемы обучения детей с трудностями в обучении постоянно находятся в центре внимания педагогического коллектива:
- 2009/2010 уч. г. - педсовет "Обеспечение условий обучения детей с ОВЗ".
- 2009/2010уч.г. - МО гуманитарных дисциплин: педагогическая мастерская "Здоровьесберегающий аспект в содержании образования" (Василенко О.А., Сковрунская Т.А., Бирюкова А.Г.)
- 2009/2010 уч.г. - МО базового начального образования: семинар "Работа по предупреждению неуспеваемости школьников и воспитанию положительного отношения к учёбе" (Максимова М. В. , Са Л. М.).
- 2010/2011 уч.г. - методическая неделя "Управление качеством образования в классах С(К)К, КмО в условиях здоровьесберегающего пространства школы-интерната".
- 2010/2011 уч.г. - МО естественно-математического цикла предметов: круглый стол "Инновационные подходы к организации коррекционно-развивающей работы на уроках математики в среднем звене"; практикум "Обучение математике в классах С(К)ОVIII вида".
Ежегодно на первом заседании педсовета рассматривается вопрос комплектования классов КмО, С(К)О.
Тем не менее, проблема обучения детей данной категории в МОУ, по-прежнему, актуальна. Хочется верить, что сегодняшнее мероприятие явится методической поддержкой педагогам в реализации деятельности по управлению качеством образования в классах С(К)О, КмО; повысится профессиональная компетентность педагогического коллектива школы-интерната по вопросам детской и подростковой реабилитации.