(Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений/ А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.; Под ред. А.Н. Колмогорова, М.: Просвещение, 2010г.)
Цели:
- Подвести итоги к.р. по теме "Первообразная". Ввести понятие криволинейной трапеции, доказательство теоремы о площади криволинейной трапеции.
- Развивать логическое мышление учащихся через установление причинно-следственных связей.
- Побудить интерес к изучению темы.
Задачи:
- Закрепить навыки по нахождению первообразных функций. Определить криволинейную трапецию, научить использовать формулу для вычисления о площади криволинейной трапеции.
- Развитие познавательного интереса и логического мышления.
- Закрепление изученного.
План занятия
Содержание этапов урока | Виды и формы работы |
Урок №1 | |
1. Организационный момент | Приветствие, готовность |
2. Мотивационное начало | Постановка целей |
3. Итоги контрольной работы по пройденной теме "Первообразная" | Анализ ошибок, работа с карточками, работа в рабочих тетрадях |
4. Объяснение нового материала: определение криволинейной трапеции | Презентация, работа в рабочих тетрадях |
Урок №2 | |
5. Объяснение нового материала: доказательство теоремы | Презентация, работа в тетрадях |
6. Закрепление: решение заданий | Презентация, письменная работа в рабочих тетрадях |
7. Подведение итогов урока | Презентация, устный опрос |
Ход занятия
Урок №1
I Организационный момент
Приветствие, готовность к уроку.
II Мотивационное начало занятия
Постановка целей, показ презентации (первый слайд).
III Итоги и анализ контрольной работы по пройденной теме "Первообразная"
Оценки за контрольную работу. Анализ работ учителем. Учащиеся получают индивидуальные карточки (приложение №1), под руководством учителя разбираются ошибки. Рассматриваются примеры первого задания по готовому решению. Предлагается решить задания второго задания (у каждого отмечен пример).
IV Объяснение нового материала: определение криволинейной трапеции
1 Ввести определение криволинейной трапеции (приложение №2, при объяснении используется презентация).
Определение:
Пусть на отрезке оси задана непрерывная функция , не меняющая на нем знака. Фигура, ограниченная графиком этой функции, отрезком и прямыми и называется криволинейной трапецией.
Примеры приведены на рисунках 1-4 (слайды 2-5).
2 Рассматриваем рисунки. Выясняем, какие из предложенных фигур являются криволинейными трапециями.
Урок №2
V Объяснение нового материала: доказательство теоремы
Теорема:
Если - непрерывная и неотрицательная на отрезке функция, а - её первообразная на этом отрезке, то площадь соответствующей криволинейной трапеции равна приращению первообразной на отрезке , т.е.
Доказательство.
Рассмотрим функцию , определенную на отрезке . Если , то - площадь той части криволинейной трапеции, которая расположена левее вертикальной прямой, проходящей через точку (рисунок 4).
Если , то ;
Если , то , где - площадь криволинейной трапеции.
Докажем, что
По определению производной надо доказать, что
.
Выясним геометрический смысл числителя . Для простоты рассмотрим случай . Поскольку , то - площадь фигуры, заштрихованной на рисунке 5. Возьмем теперь прямоугольник той же площади , опирающийся на отрезок (рисунок 5).
В силу непрерывности функции верхняя сторона прямоугольника пересекает график функции в некоторой точке с абсциссой (в противном случае этот прямоугольник либо содержится в части криволинейной трапеции над отрезком , либо содержит ее; соответственно его площадь будет меньше или больше площади ). Высота прямоугольника равна . По формуле площади прямоугольника имеем , откуда . (Эта формула верна и при ) Поскольку точка лежит между и , то стремится к при . Так как функция непрерывна, при . Итак, при .
Формула (2) доказана.
Мы получили, что есть первообразная для . Поэтому в силу основного свойства первообразных для всех имеем: ,
где - некоторая постоянная, а - одна из первообразных для функции . Для нахождения подставим :
, откуда . Следовательно,
Поскольку площадь криволинейной трапеции равна , подставляя в формулу (4), получим: .
VI Закрепление изученного материала
№ 353 (а, б, г).
Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями.
а) .
б) .
г) .
VII Итоги урока
Используется презентация. Проговариваем цели, определение, теорему, формулу. Отмечаются активность и понимание, объявляется благодарность классу и персонально.