Раздел: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» 10 часов.
Цели:
- Расширить представление учащихся о жанре портрета, многообразии человеческих лиц и характеров. Выполнить портрет в технике аппликация.
- Развивать внимание, зрительное восприятие, наблюдательность, которые обогащают память нужными образами.
- Воспитывать художественный вкус, интерес к самостоятельной конструктивной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме «Портрет», стихи Н. Заболоцкого, толковый словарь С. И. Ожегова, таблица «Мимика лица», «Пропорции лица человека», цветная бумага, ножницы, клей.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Ребята, наш урок начнем со стихотворения,
которое прочитает (ранее подготовленный ученик).
Вы внимательно послушаете и ответите на вопрос
– О чем это стихотворение?
(Ранее подготовленный ученик читает стихотворение Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»)
Есть лица, подобные пышным порталам, (Слайд 1)
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата.
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
(Ответы детей)
– Ребята, на парте у вас лежит текст
стихотворения, найдите и подчеркните, как поэт
описывает лица?
– А еще есть индивидуальное задание в толковом
словаре С.И. Ожегова найти объяснение непонятных
для вас слов «портал», «лачуга», «сычуг»,
«неказиста». (Слайд 2)
(Учащиеся ищут, подчеркивают, объясняют в тексте непонятные слова).
– Ребята, можете ли вы назвать тему нашего
урока? (Ответы детей: Портрет)
– Мы с вами уже изучали портрет. Давайте
вспомним:
– Какое изображение называют портретом? (Слайд 3) (Портрет
– от франц. яз. воспроизводить «черта в черту».
Изображение или описание человека или группы
людей, в котором воссоздаётся облик какой-либо
человеческой индивидуальности. Вместе с
внешними сходством портрет запечатлевает
духовный мир человека.)
– В каких видах изобразительного искусства
можно встретить портрет? (Слайд 4) (Портрет
является одним из основных видов живописи,
скульптуры, графики.)
– Как отличаются портреты по количеству
изображенных человек? (Слайд 5) (Портрет может
быть индивидуальным, двойным, групповым – не
менее 3 персон)
– Как различают портреты в зависимости от
размера изображаемого? (Слайд 6) (В зависимости
от размера различают головные, погрудные,
поясные, поколенные и во весь рост.)
– Как различают портреты по отношению разворота
головы представленной фигуры? (Слайд 7) (В
отношении позы представленной фигуры различают
профильные, в три четверти, в «фас».)
– Как называют портрет, когда художник
изображает сам себя? (Слайд 8) (Специфический
вид портрета – автопортрет.)
– Ребята, какая же важная особенность всех
изображаемых портретов? (Слайд 9)
Вывод: Важнейшая особенность портрета – сходство изображения с оригиналом не только ВНЕШНЕЕ, но и ВНУТРЕННЕЕ.
2. Постановка задачи урока
– Сегодня мы продолжим учиться портретному
искусству и выполним портрет в технике
аппликация.
За прошлые годы учебы в школе вы не раз рисовали
портреты, но делали это опираясь не на знания,
а чаще всего руководствуясь лишь интуицией.
Портреты не только доносят до нас образы людей
разных эпох, отражают часть истории, зримо
передают каким видел мир художник, как он
относится к портретируемому. С изобретением
фотоаппарата художники не перестали рисовать
портреты, а люди их заказывать. Ведь фотографию
делает механизм, а над картиной работает
художник. Он по разному может показать человека,
заметить в нем то, что не заметит объектив.
– Давайте попробуем научиться делать анализ
портрета. Воспользуемся следующим
алгоритмом: (Слайд 10)
1. Вид искусства, к которому относится портрет. (Живопись,
графика, скульптура)
2. Вид портрета по количеству персонажей. (Индивидуальный,
двойной, групповой)
3. Персонажи портрета. (Мужчина, женщина, дети,
смешанный)
4. Как расположен персонаж на портрете. (В
полный рост, по колено, по пояс, по грудь, голова)
5. Разворот головы персонажа. (В «фас», в три
четверти, в профиль)
По вариантам проанализируйте 2 картины письменно. По одному проверим. (Слайд 11)
– Какое состояние души передают портреты?
– Что помогает художнику передать настроение
персонажей?
– Мы с вами очень часто выражаем эмоции. Вот,
например:
3. Физминутка
Встретили друга, вы долго не виделись
поздоровайтесь.
Друг угостил вас лимоном. (Без слов показать)
Вы обиделись. (Показать мимикой)
Друг подарил вам цветок. (Вы удивились)
Улыбнулись друг другу.
– Посмотрите следующий слайд, он показывает
нам лица, которые выражают различные эмоции.
(Слайд 12) Теперь найдите изображение этих эмоций
на схематической таблице.
А знаете ли вы, что… Чтобы разозлиться, обидеться
нашему лицу приходиться задействовать 64 лицевые
мышцы, а чтобы улыбнуться – всего 17 мышц. Так что
улыбаться намного легче – делайте это чаще!
4. Актуализация знаний
– Сегодня на уроке я предлагаю вам выполнить
аппликацию-портрет, который будет отражать
настроение. Напоминаю, что в основе каждого
портрета лежат пропорции лица человека.(с
которыми мы знакомились на прошлом
уроке).Рассмотрим работы ребят прошлых лет.
– Какие эмоции изображены на портретах?
5. Практическая работа
– Работать будем парами, и выполним одну работу на парте, по которой мы сможем определить настроение портрета. Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приемов
работы;
3) оказание помощи учащемся, которые испытывают
затруднения, выдаются карточки «мимика лица»,
«пропорции лица»
4) контроль объема и качества выполненной работы.
6. Выставка работ учащихся, обсуждение
7. Оценка работ (по 2 критериям)
Портрет должен:
1. Выражать эмоцию.
2. Выполнен с соблюдением пропорций лица
человека.
– В ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениям.
Литература используемая при подготовке к уроку:
- Адамчик В. В., Адамчик М. В., Русское искусство. – Мн.: ООО «Харвест», 2005.
- Бадин Р. Г., Адольф Гугель. Альбом. – М.: Беларусь, 1990.
- Жабинский В. И., Винтовой А. В. Рисунок: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006.
- Лойко Г. В., Жабцев В. М. Школа изобразительного искусства. – Мн.: ООО «Харвест», 2004.
- Ресурсы интернета.