Урок литературного чтения по теме "Русские писатели. Обобщение". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цели:

  • Повторить и обобщить изученный материал.
  • Развивать творческое воображение учащихся через слово, живопись, музыку.
  • Формировать навык выразительного чтения.
  • Прививать интерес к чтению, к художественной литературе.

Задачи: привитие читательского интереса учащимся; воспитание чувства патриотизма посредством музыки, живописи и классической литературы.

Оборудование урока: портреты писателей, карточки с заданием, презентация «Русские писатели», мультимедийный проектор, выставка книг, рисунки детей, музыкальные клипы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. – Добрый день, дети.  Смотрю на ваши лица и вижу, что не ошибаюсь: действительно, день – добрый. Может быть не так? На экране человечки с разным настроением, выберите того человечка, настроение которого соответствует вашему. (Слайд №1)
– Урок посвящается великим русским писателям. Мы вспомним произведения, которые читали, учили наизусть, и я надеюсь, что ваше отличное настроение сохранится. Улыбнитесь, пожалуйста, и пожелайте друг другу удачи. (Слайд №2)

2. Подготовительные упражнения для артикуляции и дыхания.

– «Губы трубочкой – губы в улыбке» – 5-6 раз;
– «Барабаны»
– «Задуй свечу»

II. Упражнение в выразительном чтении (экран). Считалка (Э.Успенский)

1. Прочитайте очень тихо (Слайд №3)

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли.
Раз, два, три, четыре, пять.

2. Читать бодро (Слайд №4)

Он по улице идёт,
Ни к кому не пристаёт,
Но от тигра почему-то
Разбегается народ.

3. Читать весело (Слайд №5)

Кто на дерево забрался,
Кто укрылся за ларёк,
Кто на крыше оказался,
Кто забился в водосток.

4. Читать с удивлением (Слайд №6)

А на ёлке, как игрушки,
Разместились две старушки.
Опустел весь город мигом –
Ведь опасны шутки с тигром.

5.Читать хором (Слайд №7)

Видит тигр – город пуст:
«Дай-ка, думает, вернусь.
В зоопарке веселей,
Там всегда полно людей!» (Э. Успенский)

III.  Работа по теме урока

1. Загадка

Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями.
В строчках, на листочках,
Где станции на точках.  (Книга) (Слайд № 8)

2. Два подготовленных ученика рассказывают стихотворения.

1) Как бы жили мы без книг?
Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!

 2) Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..  (В. Берестов)

– Наш урок мы посвящаем великим русским писателям.
– О ком пойдёт речь?
На доске портреты писателей: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, И.А. Крылов. Представлены альбомы с рисунками детей на тему изученных произведений.

На столе заготовлены полоски бумаги с указанием фамилии, имени, отчества писателей. Надо правильно «подписать» портреты. (Слайд № 9)

– Посмотрите на портрет А.С. Пушкина. (Слайд №10). Более двухсот лет прошло со дня его рождения. Его произведения читают у нас, в России, переводят на иностранные языки.

– Сколько сказок у А.С. Пушкина? (Слайд №11)

– Саша начал читать рано. Он в совершенстве владел французским языком, и читал книги на французском языке. А его няня Арина Родионовна привила ему любовь к русской речи. Он запомнил сказки, которые рассказывала ему няня. Позже он написал об этом:

И шёпотом рассказывать мне станет,
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствую ни ног, ни головы…

– Большую роль в жизни Александра Пушкина сыграла его бабушка Мария Александровна Ганнибал. Она также прививала юному Пушкину любовь к сказке. (Слайд №12)
Через много лет, когда Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском, с ним неизменно рядом была его няня Арина Родионовна. Она рассказывала ему сказки, а поэт записывал. Так рождались сюжеты его пяти сказок. Сказки А.С. Пушкина вдохновляли многих художников, композиторов, режиссёров на создание произведений других жанров: картин, фильмов, спектаклей, музыкальных произведений, мультфильмов и т.д. (Слайд №13)
– Послушайте увертюру к опере М. Глинки «Руслан и Людмила» (Приложение 1)
– Что вы представили, слушая музыку?  (Слайд №14)

3. «Цепочкой»  читаем наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» (Слайд №15)

– Скольких художников вдохновили на творчество сюжеты Пушкинских сказок!
– Назовите сказки А.С. Пушкина по иллюстрациям (Слайды №16, 17, 18, 19)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

4. Рассказ учителя

(Звучит тихая музыка)

– Крестьянским детям запрещено было входить в эту усадьбу. За каменной оградой зеленел пышный старинный парк. Там всегда красиво пели птицы. Однажды граф велел крестьянским ребятишкам прийти в усадьбу. Дети были удивлены. Он предстал перед ними широкоплечий, с чёрной бородой. Дети заробели. Он окинул их взглядом из-под густых бровей. Но когда граф улыбнулся и заговорил, страх у детей исчез. Он объявил, что будет учить детей грамоте. С первой встречи установились доверительные отношения между графом-учителем и крестьянскими детьми.

– Вы догадались о ком идёт речь? (Слайды №20, 21, 22, 23)
– Назовите произведения Л.Н. Толстого.
– Чему они вас научили?
– Мы разучивали с вами песенку  «Вдоль по улице метелица метёт». Исполняя эту песенку, ученики Льва Николаевича вместе со своим учителем превращали в игру, т.е. выполняли движения. Я предлагаю вам поиграть в эту игру.

ФИЗМИНУТКА «Вдоль по улице метелица метёт»

5. Сопоставление иллюстраций с рассказами Л.Н. Толстого. (Слайд № 24, 25, 26)

6. Пересказ по сюжетным картинкам «Котёнок» (Слайд №27)

7. – Мы подошли к обобщению изученного по творчеству И.А. Крылова. (Слайд №28)
– Кто  герои басен Крылова?
– Внимательно посмотрите на изображение памятника И.А. Крылову в городе Санкт-Пертербурге. – Что вы видите на постаменте памятника? (Слайд №29)

8. – Назовите словами из басни сюжет. (Слайд № 30, 31)

9. Игра «Назови автора». На тумбочке у доски полоски с названием произведения. Дети прикрепляют магнитами полоски под фамилией автора. (Приложение №3)

10. Работа с учебником. Пословицы.

– К каким произведениям можно употребить эти пословицы?

11. Ролевое исполнение басни «Стрекоза и Муравей». (Слайд № 32)

– Справедливо или нет поступил Муравей?
–  Ребята, в нашей местности с этого дня наступает зима. По календарю ещё осень (15 ноября), но погода устанавливается зимняя.
– Мы совершим с вами путешествие в зиму. Музыка и слайды с изображением картин зимы.  (Презентация)

IV. Итог урока

– Какое у вас настроение? (Слайд № 33)
– Спасибо за урок, дети!