Интеллектуальная игра в семье и школе как средство формирования познавательного интереса ребенка

Разделы: Физика, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Одной из наиболее актуальных проблем в сегодняшних условиях преподавания и воспитания становится проблема духовно - нравственного воспитания.

Необходимо от формального образования перейти к нравственному осмыслению. Иными словами, школа должна помочь детям адаптироваться в современном обществе, максимально раскрыть их творческие способности и реализовывать их личностный потенциал. Экстенсивное увеличение предметов не решает этой проблемы. Нельзя предугадать, что именно станет более важным завтра, а что утратит ЗНАЧЕНИЕ.

Узкая специализация, как известно, делает человека беспомощным перед стремительно меняющейся действительностью (изменениями в науке, общественной жизни и т.д.). В этой ситуации только развитие творческих способностей, интеграция знании, организация в системе общечеловеческих ценностей служит гарантом адаптации молодого человека к современной жизни.

Необходимо дать обучающимся представление, что история своей семьи, города, народа - это единое целое, неразрывная, живая ткань отечественной культуры. Ее формируют детали быта, национальные черты характера, мировоззрение, народные обычаи и традиции.

Концепция мероприятий по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс состоит в том, что в содержании предусмотрена организация коллективных творческих дел родителей и детей, представляющая широкие возможности для саморазвития через интеллектуальные игры, выполнение творческих работ, исследовательских проектов и т.д.

Разнообразие форм проведения коллективных творческих дел, их различная направленность и разный уровень трудности позволяет каждому обучающемуся реализовать свои возможности и способности.

Интеллектуальная игра должна занять в практике обучения достойное место, так как, в отличие от многих традиционных приемов, больше ориентирована на формирование значимых качеств личности.

В игре происходит освоение детьми новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта.

П.П. Блонский называет игру “великой учительницей ребенка”, естественной формой труда и формой активной деятельности, в которой ребенок, “упражняет силы, расширяет ориентировку, устанавливает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни”. Поэтому игра выступает в качестве основного средства, социализирующего мышление ребенка и имеющего огромное значение для формирования основных категорий мировосприятия.

Игра способствует формированию коллективного субъекта в единстве с активной позицией каждого ребенка, и, что немаловажно, единству содержания интеллектуального и социально-нравственного развития ребенка.

В процессе проведения интеллектуальных игр между взрослыми и детьми складывается особый тип отношений, который определяется самой природой игр как деятельность самостоятельная, добровольная и творческая.

Уровень коммуникативной, интеллектуальной и творческой активности ребенка в игре зависит от уровня сложности, характера игры, отношения к ней ребенка и позиции взрослого.

Требования, предъявляемые к методике проведения интеллектуальных игр как средства познания окружающего мира и развития интеллектуальных и коммуникативных способностей детей:

1. Принцип индивидуального подбора интеллектуальных игр с учетом возрастных особенностей ребенка.

Это означает, что игровые программы, например, педагога-психолога или социального педагога с приоритетом интеллектуального развития воспитанников должны быть сориентированы не на общую массу детей, а на конкретного ребенка с его интересами, взглядами, жизненной позицией, конкретным социальным статусом в системе отношений с друзьями. Каждая игра – это возможность создания благоприятной ситуации для развития стремлений, жизненных установок и ролей, которые выбирает ребенок. При этом следует учитывать тип темперамента ребенка, уровень его коммуникативных и интеллектуальных возможностей, статусное положение в группе сверстников.

2. Принцип адекватности игры системе социальных отношений в обществе.

Этот принцип раскрывается в этнокультурном характере игры. Место, где живет ребенок, семья, в которой он воспитывается, - все это имеет значение для выбора правил и содержания игр. Поэтому социально-ориентированные игры должны подбираться таким образом, чтобы помочь ребенку лучше ориентироваться в быстроменяющихся ситуациях. Например, можно использовать игры - инсценировки этического содержания по сюжетам конкретных жизненных ситуаций, имеющих место при общении детей в группе. Педагогу отводятся роли отрицательных персонажей, которые разговаривают так, как не следует. Например, моделируется ситуация в магазине, где в роли грубого и недовольного продавца выступает педагог, а в роли доброжелательных покупателей - дети. После этого детям предлагается обсудить ситуацию и характер общения персонажей. Затем ситуация разыгрывается снова, но в роли положительного персонажа, т. е. продавца, умеющего уважительно и вежливо разговаривать выступает по желанию один из детей.

3. Принцип рефлексивного последействия, который заключается не просто в фиксации результатов игры, а в анализе собственных действий каждого участника игры. В таких играх от детей требуется научиться анализировать поведение сверстника и свое поведение, сходство и различие в стратегиях решения поставленной познавательной и игровой задачи, их эффективность.

Кроме того, задавая себе вопросы о том, почему у него с партнером что-то получилось или не получилось в игре, ребенок учится находить обоснование жизненным поступкам своим и партнера, отвечать на такие вопросы, как: “Кто он? Какую роль выполнил в игре? Почему проиграл или выиграл, и от чего это зависело?”

4. Принцип ориентации на гуманистический характер игр.

Для развития коммуникативных и интеллектуальных способностей детей и эффективного педагогического воздействия игры на ее участников необходимо согласовывать, “просчитывать” складывающиеся в группе отношения, анализировать причинно-следственные связи возникновения конфликтов и проблем, а так же введение в игру гуманистических элементов коррекции отношений. Дети же учатся самостоятельно формулировать и отстаивать собственную точку зрения, учитывать мнение другого в коллективном споре, находить приемы аргументации и договариваться, идти на компромисс.

В связи с этим можно считать актуальным проведение таких видов социально ориентированных игр, как игры - заботы, игры - размышления, игры - тренинги с включением в них методов и приемов активизации детского мышления (введение проблемной ситуации, диалога с положительным и отрицательным персонажем в процессе ее решения, эмоционального и интеллектуального предвосхищения того или иного поступка, метода мозгового штурма и т.д.).

5. Принцип соотношения в игре управления и самоуправления.

Игровые конструкции могут быть отработаны только в коллективе себе подобных и на основании той информации, которой владеет ребенок, - собственного познания окружающей среды и предлагаемой ему модели мира. Чем обширнее знания ребенка, тем богаче и разнообразнее игровой контекст, в рамках которого он отображает предметы и явления познаваемого мира. При этом желателен постепенный переход взрослого от организатора таких игр к позиции консультанта, советника, умело ориентирующегося в разнообразных детских интересах.

Актуальность работы выражается в том, что игра помогает делать общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, родителя, вызвать творческий интерес.

Объектом исследования является совместная работа ребенка с родителем в ходе игры.

Предметом исследования выступает процесс развития познавательной и учебной мотивации под влиянием комплексов деятельности, имеющих характер игровой функции.

Цель исследования состоит в раскрытии самого механизма стимулирующего влияния игровой деятельности, а также в выявлении его роли на освоение предметов и в формировании мотивации саморазвития. Кроме того, целью исследования является разработка методов использования наиболее практичных и универсальных игр.

Исходя из этого, можно сформулировать следующую гипотезу: развитие учебной и познавательной мотивации, формирование психики, мышления и самосознания детей методом использования игры даст наиболее продуктивный эффект при применении:

  • наиболее адекватных игр с учетом возрастных, психологических, половых и национальных (актуально в многонациональных регионах) специфик детей;
  • систематического использования игровых приемов и способов в образовательном и воспитательном процессе;
  • дуалистического подхода: сочетания и синтеза игры с обучением.

Для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

  • изучение теоретических положений самой теории игры;
  • проведение характеристики современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей и их обобщение;
  • определение требований к играм в зависимости от особенностей детей;
  • разработка методов использования игр.

Методологической основой исследования являются изучение, анализ и дальнейшее обобщение достижений психологической и педагогической наук из различных литератур (учебные, монографические, периодические, методологические, статистические и пр.). Также беседа, наблюдение и анкетирование.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что на основании изученного материала и проведенного исследования выработан наиболее аргументированный и экспериментально апробированный вариант использования игры с учетом местных особенностей и специфик.

Практическая значимость исследования, несомненно, заключается в дальнейшем использовании его результатов и рекомендаций учителями, психологами, классными руководителями, социальными педагогами, педагогами дополнительного образования в учебно-воспитательной работе.

Игра как деятельность по овладению “умением уметь” дает ребенку конкретные навыки и общую гибкость поведения, формирует способность к восприятию нового, неожиданного, обеспечивает развитие не только конкретных умений, в том числе и интеллектуальных, но общую готовность к адекватному эмоциональному реагированию.

Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, окружающую действительность. Эмоциональные проявления, наблюдаемые в игре, их богатство, разнообразие обусловлены протеканием эмоций, порождаемых как реальным “я” ребенка, так и ролью, которую он выполняет.

Игра также представляет возможности для перестройки эмоционального опыта играющего: создание и разрядка напряжения, освобождение от страха, злости, грусти и др. в игре возможно инсценирование эмоций, чувств. В игре реализуется способность ребенка “быть собой и другим”. Весь путь развития эмоций – от их зарождения до факта эмоционального реагирования – в игровых заданиях контролируется контекстом игры, сюжетом, игровой ролью. Обладая особыми эмоциогенными свойствами, игра усиливает эмоции, провоцируемые сенсорными стимулами, индивидуализирует их, обогащает оттенками.

Цели интеллектуальной игры:

  • дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков.
  • воспитывающие: воспитание самостоятельности, нравственных, эстетических позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
  • развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности,
  • социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению, психотерапия.

Общие задачи игровой деятельности:

  • развитие коммуникативных качеств у детей в игре (актуальность которого не требует лишней аргументации);
  • развитие воображения как основы творческой деятельности;
  • развитие у детей образной памяти, внимания, речи;
  • формирование в процессе игр нестандартного мышления;
  • развитие координации и мелкой моторики;
  • организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий;
  • исходя из целей и задач, определяющих игровую деятельность, следует отметить принципы, как нормативные требования к организации игры детей.

Характер принципов выражается в виде общих указаний, правил, норм.

Совместное нахождение решения поставленной задачи вместе с родителем играет немаловажную роль в сознании ребенка, поднимает статус родителя в глазах ребенка, усиливает связь ребенка и родителя.

В нашей школе традиционными стали проведение:

1/ интеллектуальных игр с вовлечением родителей:

семейные математические олимпиады для учащихся начальных классов (Данилова В. Г. – учитель начальных классов);

интеллектуальный марафон “Самый умный” на приз семьи Антоновых (Антонова Л. И. – учитель физики, социальный педагог).

2/ конкурсы:

  • фоторепортаж “Моя семья”;
  • фотоконкурс “Досуг семьи”;
  • стенгазета “Я и моя семья”
  • конкурс “Читающая семья”

3/ интерактивные технологии на уроках (работа в малых группах, мозговой штурм, ролевая игра)

Предпочитаемые интеллектуальные игры в семье:

  • разгадывание кроссвордов, сканвордов;
  • шашки и шахматы;
  • разложение пазлов;
  • разгадывание головоломок.

Конкурс семейных команд по математике.

Руководитель: Данилова Валентина Григорьевна, учитель начальных классов

Цель:

  • развитие познавательного интереса к математике;
  • приобщение родителей к проведению внеклассных мероприятий;
  • воспитание сознательного отношения к учебе, стремление к знаниям, формирование навыков социального общения

Конкурс семейных газет “Моя семья”

Цель:

  • распространение положительного опыта семьи;
  • укрепление взаимоотношений между родителями и детьми;
  • создание условий для творческой самореализации и саморазвития детей и родителей.

Конкурс “Читающая семья”

Руководитель: Огудова Клавдия Афанасьевна, учитель Культуры народов РС(Я)

Цель: создание условий для осмысления важности семейного чтения, приобщения к чтению детей.

Интеллектуальная игра “Самый умный”

Руководитель: Антонова Лилиана Ивановна, учитель физики, социальный педагог

Цель: повышение интереса к естественным наукам; развитие воображения как основы творческой деятельности; формирование в процессе игры нестандартного мышления.

Таким образом, систематическое общение учителя, ученика и родителя способствует эмоциональному и духовному сплочению взрослых и детей, взаимопониманию и общению, поднимает статус родителя в глазах ребенка, расширяет кругозор, формирует определенные умения и навыки.

Задания заочного тура интеллектуального конкурса "Самый умный-2011". 8–11-е классы

Народная мудрость.

Пословицы - краткие изречения, выражающие законченную мысль и обобщающие многовековой опыт народа. Пословицы украшают повседневную речь, придавая глубокий смысл и яркое образное выражение тому или иному высказыванию.

  1. “Много снега - много хлеба”. Почему? 
  2. “Как аукнется, так и откликнется” Какой это закон физики?
  3. “Пеший конному не товарищ". О чем речь?

Народные приметы о погоде. 

Человеку всегда важно знать, какая будет погода, поскольку она влияет на его деятельность и самочувствие. Наблюдая погоду в ненастье, солнечные дни, в сумерки, ночью, люди отмечали характерные признаки, предвещающие те или иные изменения погоды. "Погодные" приметы разнообразны.

  1. Соль мокнет - к дождю. Почему?
  2. Лучина  трещит и мечет искры - к ненастью. Почему  трещит  лучина?
  3.  Если в поле далеко раздается голос, то будет дождь. Почему?

Задачи:

 

рис 1

Легкая тележка с подвешенным на нити шариком подъезжает к наклонной плоскости. (Смотри рисунок 1). В какую сторону от вертикали отклонится нить с шариком, когда тележка начнет въезжать на наклонную плоскость?

Мороженое. Вовочка с другом купили по порции мороженого и принесли его домой. Друг положил свое мороженое на блюдце, а Вовочка подставил свое под струю вентилятора. Чьё мороженое дольше не растает?

Перед вами: ножницы, мясорубка, топор, лестница-стремянка, пила, болт, плоскогубцы, механическая дрель, устройство для зашторивания окон. Какие простые механизмы используются в этих устройствах?

рис. 2

 4. Какое тело имело самую большую среднюю скорость? (рис.2)

Задания заочного тура интеллектуального конкурса "Самый умный-2011". 1–4-е классы

Задачи-загадки

  1. Мир обогревает, усталости не  знает.
  2. Без ног бежит, без огня горит.
  3. Кто не учившись, говорит на всех языках?
  4. По морю идет, идет, а до берега дойдет - тут и пропадет.
  5. Как можно пронести воду в решете?

Качественные задачи:

  1. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги?
  2. Одно и тоже яйцо в одном стакане тонет, а в другом плавает. Почему?

“Россыпь анаграмм”

Анаграмма – слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово, например: лиса – сила.

Каким физическим и математическим терминам соответствуют анаграммы:

СЕВ, КОТ,ЛЕТО,ТОМА,ЛИНДА,СУКНО,БУК,ВЯЛЕНИЕ, СИЛАЧ,РЯД.

Угадай ребус. Зашифровано два слова.

 

Задания заочного тура интеллектуального конкурса "Самый умный-2011". 5–7-е классы

Задачи-загадки

  1. Зимой - греет,  весной - тлеет, летом - умирает, осенью – летает.
  2. Без ног бежит, без огня горит.
  3. Как Солнце горит, быстрее ветра летит, дорога в воздухе лежит, по силе себе равных не имеет.
  4. Без крыльев, без тела за тысячу верст прилетела.
  5. Как можно пронести воду в решете?

Качественные задачи:

  1. Как измерить температуру муравья?
  2. Одна кастрюля вдвое выше другой, зато вторая вдвое шире первой, в какую из них больше войдет воды?
  3. Перед вами несколько монет, кусочек пластилина. Что нужно сделать для того, чтобы, не прикасаясь к монетам поднять их и положить на ладонь. Обоснуйте вашу догадку, а затем подтвердите экспериментально.
  4. На рисунке изображен след мальчика.  Как он двигался?

 

а) Вначале он шел, а затем побежал.

б) Вначале он шел, потом остановился, а затем побежал дальше.

в) Вначале он шел, затем остановился, а дальше стал прыгать на одной ноге.

г) Вначале он бежал, затем перешел на шаг.

Задания заочного тура интеллектуального конкурса "Самый умный-2011" (учителя–родители)

1. В революционный период в жизни России детям часто давались политическими фанатами такие имена, как Коллективизация, Индустриализация, Марксина, Сталина. Известный корреспондент газеты “Известия” Стуруа носит имя Мэлор, что означает Маркс, Энгельс, Ленин, Октябрьская революция.

Семьи фанатичных физиков и фанатичных математиков дали своим детям следующие имена соответственно профилю: Очтрудзад, Забисалп. ВАХА, Дливобра, Осциллярия,Эдиод, Индумапол, Усвопа, Векциус, Дапроинт, Застефоболь, Корволпричаст.

Расшифруйте их.

2. В 18 веке в России М. В. Ломоносов изобрел этот устройство и не запатентовал свое изобретение из-за отсутствия соответствующего закона в тогдашней России.

Смотрю – и что ж в моих глазах?
В фигурах разных и звездах
Сапфиры, яхонты, топазы,
И изумруды, и алмазы,
И аметисты, и жемчуг,
И перламутр – все вижу вдруг!
Лишь сделаю рукой движенье –
И новое в глазах явленье!
А. Измайлов (1818 г.)

Как называется устройство? Принцип его действия?

3. В газосветных лампах используется свойство разреженных газов светиться при прохождении через них электрического тока. Свет, излучаемый такой лампой, зависит от природы газа. Какой цвет дают неон, аргон, гелий?

4. Криптограмма “Высказывание о физике”

Расшифровав ключевые слова, вы узнаете, каким цифрам соответствуют буквы. Это позволит прочесть Вам высказывание выдающегося советского ученого Игоря Васильевича Курчатова:

“11.7.12.7.13.4 3.4.2.8.4 – 5.9.10.9.8.4! 6.7. 1.14. 8. 7. 15.9.10.3.14 8.7.12.7.6.8.4”

1,2,3,4 – естественный спутник Земли

5,2,6- английская и старая русская мера длины, равная 30,48 см.

6,7,8 – направленное движение частиц

1,9,3,10,4 – тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.

9,10,7,11,7,12,4 – линия на диаграммах состояния, изображающая изохорный процесс

13.4.12.1.14 – ученый, открывший закон зависимости давления идеального газа от температуры

15,4,1,7 – колющая часть органа нападения и защиты у некоторых перепончатокрылых насекомых