Цели урока:
- Ввести понятия системы уравнений с двумя переменными, решения системы уравнений с двумя переменными, выяснить, что значит решить систему уравнений с двумя переменными.
- Научить проверять, является ли пара чисел решением системы уравнений.
- Дать представление о системе линейных уравнений с двумя переменными как математическом аппарате решения практических задач.
- Развитие познавательного интереса посредством включения в материал урока задачи из художественного произведения.
- Воспитание культуры устной и письменной речи учащихся.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний учащихся.
Оборудование: Компьютер; проектор, презентация в PowerPoint (Приложение 1). А. П. Чехов. Толстый и тонкий. Рассказы. Карточки с текстом задачи из рассказа "Репетитор".
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Сообщение темы урока, целей, задач урока, мотивация учебной деятельности.
II. Актуализация прежних знаний
- Какое уравнение называется линейным уравнением с двумя переменными?
- Что называется решением уравнения с двумя переменными?
- Являются ли уравнения с двумя переменными линейными:
а) 2x + 3y = 5;
б)x y = 6;
в) 5x – 4y = 7;
г)
III. Формирование новых понятий и способов действий
В рассказе А.П. Чехова "Репетитор" имеется задача. (Приложение 1)
Задача. Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?
– Знаете ли вы, что такое аршин? (Это старинная русская мера длины, равная 0,7112 м.)
– О чем идет речь в задаче?
– Что в задаче известно?
– Что нужно в задаче найти?
Составим таблицу для занесения данных задачи.
– Как будет выглядеть наша таблица?
Сукно |
Цена |
Количество |
Стоимость |
Черное |
|
|
|
Синее |
|
|
|
Всего |
|
|
|
Занесем данные в таблицу.
Сукно |
Цена |
Количество |
Стоимость |
Черное |
3 |
|
|
Синее |
5 |
|
|
Всего |
|
|
|
Сукно |
Цена |
Количество |
Стоимость |
Черное |
3 |
|
|
Синее |
5 |
|
|
Всего |
|
138 |
540 |
– Сколько неизвестных величин в задаче? (Две величины: количество черного и количество синего сукна)
– Как можно обозначить эти величины? (Количество черного сукна – x, количество синего сукна – y)
Сукно |
Цена |
Количество |
Стоимость |
Черное |
3 |
x |
|
Синее |
5 |
y |
|
Всего |
|
138 |
540 |
– Какой же будет стоимость каждого сукна?
Сукно |
Цена |
Количество |
Стоимость |
Черное |
3 |
x |
3 x |
Синее |
5 |
y |
5y |
Всего |
|
138 |
540 |
– Какие уравнения можно составить?
x + y = 138,
3x + 5y = 540.
Мы составили два уравнения с двумя переменными. Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно найти такие значения переменных, которые обращают в верное равенство каждое из уравнений x + y = 138, 3x + 5y = 540, то есть нужно найти общее решение этих уравнений.
Говорят, что требуется решить систему уравнений.
Систему уравнений принято записывать с помощью фигурной скобки.
В рассказе дан ответ к задаче: 75 и 63.
– Как можно проверить, является ли пара чисел 75 и 63 решением данной системы уравнений с двумя переменными?
Если x = 75, y = 63, то x + y = 75 + 63 =138; 138 = 138.
Если x = 75, y = 63, то 3x + 5y = 3 . 75 +5 . 63 = 225 + 315 = 540; 540 =540.
Значит, пара значений переменных x = 75 и y = 63 является решение системы уравнений с двумя переменными.
– Что же называется решением системы уравнений с двумя переменными?
Определение. Решением системы уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство.
– А что значит решить систему уравнений?
Решить систему уравнений – значит найти все ее решения или доказать, что решений нет.
IV. Формирование умений и навыков
Задание. Является ли пара чисел x =7,y = 5 решением системы уравнений
№ 1120 (а – на доске, б – в тетрадях), № 1121(самостоятельно, затем проверка), № 1123, № 1124 (б, в – вместе, а – самостоятельно).
V. Задание на дом
П. 41, № 1122, № 1125, №1130.
Задание (по желанию). В рассказе "Репетитор" нет решения задачи, но говорится о том, что отец Пети решил задачу без знания алгебры. Попробуйте решить задачу известными вам способами.
VI. Итог урока
Повторение определений. Оценивание работы учащихся.