Урок-практикум по окружающему миру на тему "Магниты". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели и задачи:
– формировать первоначальные сведения о магнитах;
– выявить на практике основные свойства магнитов;
– найти способ применения магнитов в жизни.

Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления существенных свойств магнитов.

Основной структурный элемент: проведение серии опытов и экспериментов с телами из разных веществ и магнитами, анализ полученных результатов.

Дополнительные структурные элементы: постановка цели; обсуждение плана работы и алгоритма действий; описание оборудования; изготовление игры “Поймай бабочку!”.

Оборудование:

  1. У каждого ученика – прозрачный пластмассовый лоток с разными телами (скрепка, мелок, булавка, кнопка, пуговицы железная, алюминиевая и пластмассовая, иголка, бумажка).
  2. У каждого ученика – магнит на деревянной палочке, линейка, стакан с водой.
  3. У каждого ученика – большой магнит (из дома с холодильника).
  4. Трафареты бабочек и цветов, ножницы, цветные карандаши, клей, скрепки.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

– Послушайте легенду.

Много веков назад это было. В поисках овцы пастух зашел в незнакомые места, в горы. Кругом лежали черные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно ее хватает и держит какая-то невидимая рука.

Пораженный чудесной силой камней пастух принес их в ближайший город – Магнесу. Здесь каждый мог убедиться в том, что рассказ пастуха не выдумка – удивительные камни притягивали к себе железные вещи! Более того, стоило потереть таким камнем лезвие ножа, и тот сам начинал притягивать железные предметы: гвозди, наконечники стрел. Будто из камня, принесенного с гор, в них перетекала какая-то сила, разумеется, таинственная.

– Кто догадался, о каком камне идет речь в предании?
– Правильно, о магните. Сегодня на уроке нам предстоит с помощью опытов выявить основные свойства магнитов.

II. Работа над темой урока.

1. Вступительная беседа.

Магнит (от греческого – камень из Магнесии – древнего города в Малой Азии) – естественный магнит – кусок железной руды, обладающий свойством притягивать железо, сталь, кобальт и др..

– Давайте вспомним, где в жизни нам встречаются магниты.

Дети правильно вспоминают и отвечают: украшение на холодильник, застежка у маминой сумки, у портнихи для собирания иголок, на заводе – электромагнит.

2. Экспериментальная часть.

– Рассмотрите и назовите тела, которые находятся у вас в лоточках (рисунок 1).
– Вы можете определить по внешним признакам, из каких веществ они состоят?

Дети правильно определяют почти все вещества. Затруднение вызывают две металлические пуговицы.

– С помощью магнитика на деревянной палочке определите, какие из предложенных тел притягиваются к магниту, а какие – нет. Распределите их по группам: справа – притягиваются, а слева – нет (рисунок 2).

– Охарактеризуйте каждую группу.

– Запишите в тетради тела, входящие в каждую группу:

не притягиваются
(–)
1. мелок
2. светлая металлическая пуговица
3. пластмассовая пуговица
4. бумажка
 
 притягиваются
 (+)
1. скрепка
2. булавка
3. кнопка
4. темная металлическая пуговица
5. иголка

– Кто догадался, что общего у тел, которые притягиваются к магниту.

Правильно, магнит притягивает железосодержащие предметы.

– Как с помощью магнита узнать, какая из металлических пуговиц железная, а какая – алюминиевая?

Дети правильно отвечают: та пуговица, которая притянется к магниту – железная, а та, которая не притянется – алюминиевая.

– Как вы думаете, те тела, которые притягивались магнитом, одинаково притягивались им или по-разному?

Дети отвечают, что тела притягивались по-разному.

– Давайте на опыте узнаем, от чего зависит притяжение.

– В тетради постройте по линейке отрезок, примерно посередине отметьте точку – это СТАРТ, на котором по очереди будут находиться тела. Проверяйте тела на притяжение магнитом в том порядке, в котором они перечислены у вас в столбце. Магнит двигайте плавно по отрезку, медленно к телу. Точку, на которой произойдет притяжение, обозначьте и подпишите.

– На основании этого опыта, какой можно сделать вывод? От чего зависит притяжение?

Дети правильно отвечают, что притяжение зависит от массы тела. Легкие предметы раньше притягиваются, на большем расстоянии от старта, чем тяжелые.

– Ребята, как вы думаете, сохранит ли магнит свое свойство притягивать железосодержащие предметы, если все поместить в воду?

Дети дают противоречивые ответы.

– Чтобы правильно ответить на этот вопрос нужно провести опыт. Вы, наверное, уже догадались какой. Правильно, нужно тела, которые притягивались к магниту в воздухе, опустить в воду. Все необходимое у вас есть на столе.

Дети с большим удовольствием “рыбачат”. Все хором делают правильный вывод: магнитные свойства сохраняются и в воде (рисунок 3).

– Значит, воздух и вода – те среды, в которых магнит действует. Какие среды вы можете еще предложить для проверки действия магнита?

Ребята не только предлагают, а начинают самостоятельно проводить эксперимент. Подносят магнит ко дну лоточка и двигают его, при этом тела в лоточке “оживают” и под действием магнита двигаются (рисунок 4).

Складывают тела на тетрадь, а снизу подносят магнит. Тела вновь начинают взаимодействовать с магнитом.

Все вместе делаем правильный вывод: магнитные свойства передаются через бумагу и пластик.

– В легенде говорилось, что если потереть о магнит железное тело, то оно само начнет к себе притягивать другие железные тела.

Давайте это проверим на опыте. Вы все принесли из дома большие магниты, они нам помогут. Подумайте, какое из тел лучше и удобней натереть, а какое потом проверить на притяжение.

Дети предлагают большую и неколючую булавку намагнитить, а проверить легкую иголку.

Все усердно трут булавку о магнит, но не у каждого сразу получается “подцепить” иголку (рисунок 5). Счастливчики дают советы, как лучше намагничивать булавку. В результате у всех все получилось (рисунок 6).

Делаем правильный вывод: трением о магнит можно намагнитить железное тело.

– У каждого из вас на столе лежат трафареты цветов и бабочек. Давайте придумаем и создадим игру “ Поймай бабочку!”.

Дети предлагают разные варианты, обсуждают правила игры. В результате приходят к следующему решению.

– Каждый разукрашивает свои цветок и бабочку, вырезает их.
– Цветок приклеивают на общее игровое поле размером ½ ватмана.
– Бабочке на брюшко прикрепляют железную скрепку, чтобы она “ловилась” на магнит и подписывают, чья она с обратной стороны.

Правила игры:

– Игроков должно быть 3 и более.
– 2 игрока держат на весу игровое поле и вслух считают до 20.
– За это время игрок, который “ловит” бабочек, должен постараться поймать их как можно больше.
– “Ловить” бабочек можно только действуя магнитом на палочке снизу под игровым полем.
– Руками ничему не помогать.
– За каждую пойманную бабочку – 1 очко.
– Если время не вышло, а игрок поймал всех бабочек, то добавляются еще 5 очков.
– Если время вышло, а на игровом поле остались только 1–2 бабочки, то хозяевам этих не пойманных бабочек добавляются по 2 очка.
– Побеждает тот, у кого наберется наибольшее количество очков.

Дети работают над созданием игры (рисунки 7, рисунок 8, рисунок 9. рисунок 10).

Времени урока на саму игру, к сожалению, не хватает. Договорились играть после уроков во второй половине дня (наша школа – школа полного дня, поэтому настольные и напольные игры просто необходимы).

III. Итог урока.

– Какие удивительные свойства магнита мы сегодня выявили с помощью опытов?
– Магнит притягивает к себе только железосодержащие предметы.
– Магнит действует на малых расстояниях. Это расстояние зависит от массы предмета.
– Магнит сохраняет свои свойства в воде, через бумагу и пластик.
– Магнит трением способен намагничивать железные предметы.

IV. Рекомендации для занятий дома.

Нарисовать иллюстрацию к легенде о камнях-магнитах.