Цель урока: Сформировать представление у учащихся о процессах, которые формируются в атмосфере – атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах.
Задачи урока:
- Выяснить особенности формирования атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов и их влияние на погоду и климат.
- Развивать навыки работы с таблицами, картами, схемами, синоптической картой.
- Совершенствовать свои креативные способности, выполняя творческие задания.
- Уметь быстро извлекать информацию из различных источников, в том числе и Интернет- ресурсов.
Оборудование: учебники карты атласа, климатическая карта России, синоптическая карта, рисунки учебника интернет-ресурсы, презентация, фотографии, рабочие листы.
Термины и понятия: атмосферный фронт, теплый фронт, холодный фронт, циклоны, антициклоны, синоптическая карта.
Методика занятия: индивидуальная, парная формы занятий.
Требования к учащимся:
- знать основные климатообразующие факторы и их влияние на климат страны; характеристику типов воздушных масс; циркуляцию атмосферы.
- уметь работать с картами, рисунками, схемами, другими источниками информации, в т.ч. Интернет-ресурсами.
Ход урока
Учитель: Уважаемые участники дистанционного урока, ученики, их родители!
Сегодня у нас очередной урок. Как всегда он пройдет в диалоговой форме, где мы с вами будем общаться, используя компьютер, учебник, карты, Интернет-ресурсы.
Внимательно читайте задания в презентации и заполняйте рабочий лист. Если у Вас появятся затруднения в поиске информации или в работе с компьютером, обращайтесь к учителю или взрослым членам семьи, которые находятся рядом с Вами.
Ученик открывает компьютер, по электронной почте получает задание от учителя. Оно состоит из 2х файлов: презентации с программой работы по теме и рабочего листа с заданиями, куда ученик заносит результаты выполнения заданий, проводит рефлексию, самооценку своих знаний, получает дифференцированное домашнее задание. После того, когда задание сделано (45 мин. урока), всё отправляется учителю электронной почтой.
Программа работы:
- Организационный момент – 3 мин.
- Актуализация денег (повторение) – тест 5 мин.
- Изучение нового материала – 20 мин.
- Закрепление (выходной контроль) – 10 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
- Рефлексия – 3 мин.
- Резерв времени – 2 мин.
Задание 1. Изучите схему образования фронтов (параграф 11). Выделите и обоснуйте характерные признаки теплого и холодного фронтов. Заполните таблицу. Проведите рефлексию после выполнения задания и полученных результатов. Используя цветопись, нарисуйте ваше психологическое состояние в начале урока, а затем в конце урока.
Задание 2. Изучите модель циклона по рисунку в презентации (учебнике). Сформулируйте своё определение циклона, проверьте по интернет – словарю. Выделите признаки циклональной погоды. Результаты запишите в таблицу рабочего листа.
Задание 3. Изучите модель антициклона. Объяснить, как он формируется. Используя программу Paint, нарисуйте модели циклона и антициклона.
Задание 4. Выполнить тест-контроль по признакам погоды в циклоне и антициклоне. Провести самопроверку ответов.
Задание 5. Найдите определение синоптической карты. Рассмотрите условные обозначения в легенде карты. Ответьте, какую информацию можно получить с данной тематической карты.
Задание 6. Закрепление:
А) Обозначьте цифрами типичные признаки погоды, которые приносят циклоны, антициклоны, атмосферные фронты. (Самопроверка)
Б) Составить синквейн по теме нашего урока.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк:
1 строка – название синквейна
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – фраза на тему синквейна
5 строка – существительное.
Подведение итогов урока. Домашнее задание (дифференцированное):
Задание: Подсчитайте баллы, которые вы набрали за урок.
Если вы получили 77-85 баллов. Вы – знаток и хорошо потрудились как дома, так и на уроке;
От 64 до 53 баллов – вы хорошо знаете и усвоили материал по теме, но обратите внимание на изучение понятий темы и работу с рисунками и схемами.
А если Ваш результат 38-52 балла, то Вам следует выполнить задание в полном объеме.
Задания творческие:
- Составьте 3-5 вопросов по теме урока а) для себя; б) для одноклассников; в) для учителя (для родителей).
- Изготовить дидактическую модель циклона, антициклона, фронта (по выбору)
- Составьте опорный конспект по теме. Проявите творчество.
Завершение работы
- проверьте свои записи;
- сохраните файл в Word;
- создайте папку;
- присвойте ей свою фамилию;
- отправьте на электронный адрес школы (учителя) выполненную работу;
- задайте вопросы себе, одноклассникам, учителю, если Вам что-то неясно.
Литература:
- Астапенко П.Д. Вопросы о погоде.- 2-е изд.; испр. и доп. – Л.: Гидрометеоиздат, 1986, 392 с.
- Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл.: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1997.- 127 с.
- Малиновская С.А..География.8 класс: Поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева/ Авт.-сост. С.А. Малиновская. – Волгоград: Учитель, 2004. – 144 с.
- Перепечева Н.Н. Нестандартные уроки географии, 8 класс/ Сост. Н.Н. Перепечева – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004. – 96 с.
- Пунчук В.Н. Мультимедийное сопровождение учебного процесса/ авт.-сост. В.Н. Пинчук и др. – Минск: Красико-Принт, 2009.- 176 с. – (Педагогическая мастерская)
- Пунчук В.Н. Урок-презентация/ авт.-сост. В.Н. Пунчук, Е.П. Семенова, Н.П. Пунчик. – Минск: Краско-Принт, 2009. – 176 с. (Педагогическая мастерская).
- Пунчук В.Н. Креативные уроки/ авт.-сост. В.Н. Пунчук, А.Р. Борисевич. – Минск: Краско-Принт, 2009. – 128 с. (Деятельность классного руководителя).