Именно математика дает надежнейшие правила: кто им следует – тому не опасен обман чувств.
Л. Эйлер
Цели:
- Обучающие: повторить основные формулы и правила дифференцирования, геометрический смысл производной; сформировать умение комплексного применения знаний, умений, навыков и их перенос в новые условия; проверить знания, умения, навыки учащихся по данной теме при подготовке к ЕГЭ.
- Развивающие: содействовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение; формированию умений самооценки.
- Воспитательные: содействовать стремлению к непрерывному совершенствованию своих знаний
Задачи:
- Образовательные – подготовка к ЕГЭ.
- Развивающие – способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, перенося знания в новую ситуацию.
- Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор.
- Презентация с целеполаганием и заданиями.
- Приложения с основными формулами и правилами дифференцирования (для каждого ученика).
- Карточки с заданиями.
- Домашнее задание.
План:
- Организационный момент. (4 минуты)
- Актуализация знаний (8 минут)
- Групповая работа (13 минут)
- Проверка выполненных заданий. (10 минут)
- Итог занятия, рефлексия. (5 минуты)
- Домашнее задание.
Ход консультации
I. Организационный момент.
Учителем сообщается тема урока и предлагается ученикам определить цели урока и самостоятельно выбрать из предложенных трёх групп цели, которые они ставят для себя на данном уроке. Демонстрация целей идёт с помощью мультимедийного проектора.
Цели классифицируются по мотивам обучения:
- Когнитивные: уточнить основные понятия и законы темы, углублённо рассмотреть конкретные вопросы во время решения задач.
- Креативные: провести самостоятельное решение по теме, применить имеющиеся знания при решении задания В8 тестов ЕГЭ.
- Оргдеятельностные: проявить и развить свои способности, организовать свои цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты.
II. Актуализация субъективного опыта учащихся, их знаний.
Таблица основных формул производных и правила дифференцирования приготовлены для каждого учащегося (слайд 2)
Геометрический смысл производной состоит в следующем. Если к графику функции у = f(х) в точке с абсциссой x0 можно провести касательную, непараллельную оси у, то f '(x0) выражает угловой коэффициент касательной: κ = f '(x0). Поскольку κ = tgα, то верно равенство f '(x0) = tgα (слайд 3)
Рассмотрим три случая:
- Касательная, проведенная к графику функции, образовала с осью ОХ острый угол, т.е. α < 90º. Производная положительная.
- Касательная образовала с осью ОХ тупой угол, т.е. α > 90º. Производная отрицательная.
- Касательная параллельна оси ОХ. Производная равна нулю (слайд 4).
Задание 1. На рисунке изображён график функции y = f(x) и касательная к этому графику, проведённая в точке с абсциссой -1. Найдите значение производной функции f(x) в точке х0 = -1 (слайд 5).
Решение: Касательная, проведенная к графику функции, образовала с осью ОХ тупой угол. По формуле приведения найдем тангенс этого угла tg(180º - α) = - tgα. Значит f '(х) = - tgα. Из изученного ранее знаем, что тангенс равен отношению катета противолежащего к прилежащему.
Для этого строим прямоугольный треугольник так, чтобы вершины треугольника находились в вершинах клеток. Считаем клетки противолежащего катета и прилежащего. Делим противолежащий катет на прилежащий (4: 2 = 2). В ответ запишем – 2.
Ответ: -2
Задание 2. На рисунке изображен график функции y = f(x). Прямая, проходящая через точку (-1; 0), касается графика этой функции в точке с абсциссой 7. Найдите f '(7) (слайд 6).
Решение: Найдем точку с координатой (-1; 0) и точку графика с абсциссой 7. Проведем прямую через две точки. Эта прямая будет касательной к графику функции. Касательная и ось ОХ образовали острый угол α. Построим прямоугольный треугольник. Найдем тангенс угла α, посчитав клетки, и запишем ответ в бланк В8 (6: 8 = 0,75).
Ответ: 0,75
Задание 3. На рисунке изображен график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной в точке x0 (слайд 7)
Разберем аналогию графика функции и графика производной функции (слайд 8).
функция убывает; | функция возрастает; | точки максимума; | точка минимума |
f '(х) < 0 | f '(х) > 0 | f '(х) = 0 | f '(х) = 0 |
III. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Задание (слайд 9). На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (-4; 13). Найдите промежутки убывания функции. В ответе укажите длину наибольшего из них.
Решение: f '(х) < 0 функция убывает. Наибольший участок имеет длину 6.
Ответ: 6
Задание (слайд 10). На рисунке изображен график производной функции f(x),определенной на интервале (-6;6). Найдите промежутки возрастания функции f(x). В ответе укажите сумму целых точек, входящих в эти промежутки.
Решение: f '(х) > 0 функция возрастает. Сумма целых точек равна -1+0+1+2+3+4= 9
Ответ: 9
Задание (слайд 11). На рисунке изображен график функции у = f(x), определенной на интервале (-5;5). Определите количество целых точек, в которых производная функции отрицательна
Решение: функция убывает f '(х) < 0. Целых точек 8
Ответ: 8
Задание (слайд 12). На рисунке изображён график производной функции y = f (x), определённой на интервале (-5;6). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции y = f(x) параллельна прямой у = 2х – 5 или совпадает с ней.
Решение: f '(х) = 2
Ответ: 2.
Задание (слайд 13). На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (-9;8). Найдите точку экстремума функции на интервале (-3;3).
Ответ: -2.
IV. Индивидуальная работа. Решение задач по карточкам.
V. Подведение итогов урока, рефлексия.
Составить рекомендации для решения задач В8
Чтобы решить задание В8 ЕГЭ необходимо:
- внимательно читать задание
- определить угол
- построить прямоугольный треугольник
- найти тангенс угла