Программа кружка "Юные исследователи". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Введение.

В последние годы в практике отечественного образования произошли большие изменения. Воспитание нравственно-правовой, эмоционально-эстетической, интеллектуально-информационной и коммуникативной культуры, а также культуры здоровья младшего школьника стали являться приоритетными направлениями педагогической деятельности.

Построение единого образовательного пространства, освоение новых педагогических технологий – это те задачи, которые позволят создать условия для оптимального развития каждого ребёнка.

Особый интерес вызывает технология проектно-исследовательской деятельности. “Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:

  • личностно ориентированное;
  • использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия;
  • представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру, эвристическое и проблемное обучение, дискуссию, командное обучение;
  • самомотивируемое, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  • поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях – знания, понимания, применения; анализ и синтез;
  • приносят удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда”. (В.В. Гузеев)

Анализируя разные педагогические технологии, мы пришли к выводу, что для формирования творческой самостоятельности у учащихся целесообразно применять метод проекта.

Программа “Юные исследователи” (проектная и исследовательская деятельность обучающихся) разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ “Об образовании”, Устава лицея, Концепции модернизации российского образования.

Программа данного курса разработана для осуществления учебных исследований, как особого направления внеклассой работы, тесно связанного с основным учебным процессом и ориентированного на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление у них знаний, умений и навыков.

Основная цель программы:

  • развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
  • углубление знаний младших школьников об окружающем мире;
  • интеграция знаний из различных предметных областей;
  • формирование у учащихся поисково-исследовательских творческих умений и навыков.

Программа кружка предназначена для учащихся 1 класса.

Пояснительная записка

Основная цель:

  • содействие благоприятному прохождению адаптационного периода младших школьников при переходе из детского дошкольного учреждения в школу;
  • развитие творческого потенциала личности первоклассника, посредством включения его в исследовательскую деятельность, обеспечивающую его личностное саморазвитие, понимание самого себя и своего места в мире других людей, понимание перспектив будущего, которые затронут его самого.

Задачи курса:

  • посредством исследовательской деятельности мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить у них интерес к внутреннему миру человека;
  • обучить детей умению находить достоинства в самих себе и других людях, повышение самоуважения детей;
  • обучить детей пониманию взаимосвязи между поступками людей и жизненным опытом, умению осознавать последствия своих поступков и поступков других людей;
  • обучить детей поиску внутренних ресурсов для разрешения конфликтных ситуаций;

Содержание курса / 17 часов/

Вводное занятие “Заходи! У нас всё можно!”

1

“Мир внутри меня”

2

“Волшебное метро”

2

Волшебное метро. Станция “Вежливость”

2

Волшебное метро. Станция “Доброта и чуткость”

2

Волшебное метро. Станция “Смелость и благородство”

2

Волшебное метро. Станция “Дружба”

2

“Я и мои эмоции”

1

“Я и мой язык”

1

“Я и моё тело”

1

“Учись общаться”

1

Форма организации занятий:

  • беседа;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • игра-спор;
  • подвижная игра;
  • учебная игра;
  • конкурс;
  • праздник;
  • тренинг;
  • проектная деятельность;
  • индивидуальная работа;
  • работа в творческих группах;
  • практикум;
  • тестирование и самотестирование;
  • дискуссии;
  •   наблюдения.

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД:

  1. Исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

  2. Информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

  3. Презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

  4. Менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Личностные УУД:

  1. Социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло).
  2. Оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других).
  3. Рефлексивные (отвечать на вопросы: “Чему я научился?”, “Чему мне необходимо научиться?”; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле).

Обучающиеся должны знать:

  • основы проектирования, этапы подготовки и планирования проекта;
  • способы получения и обработки информации;
  • типологию проектов.
  • знать правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой.

Обучающиеся должны уметь:

  • выдвигать идеи, последовательно излагать свои мысли; формулировать цели и задачи; выдвигать гипотезы;
  • выбирать формы и приёмы презентации результатов своей деятельности;
  • структурировать информацию, выделять главное, слушать и понимать других;
  • выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
  • раскрывать сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, благородство, смелость, дружелюбие.

“Я познаю себя”

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока (форма и вид деят-ти уч-ся, форма занятий)

Элементы содержания.

Цели урока.

Требования к уровню подготовки уч-ся (результат)

Вид контроля.

Измерители.

Элементы дополнит. содержания

1

  Вводное занятие “Заходи! У нас всё можно!”

1

  • Беседа, игра,
  • тренинг

Знакомство с новым предметом, новыми понятиями.

Развитие наблюдательности, речи, аналитического мышления.

Знать, что такое исследование.

Уметь выбирать объект исследования, составлять план наблюдения.

Текущий

 

2,3

  Мир внутри меня

2

  • Тренинг,
  • индивидуальная работа; игра

Практикум по тренировке умений задавать вопросы и отвечать на них.

Создание индивидуального

“портрета” ребёнка

 

4,5

  Волшебное метро

2

  • Беседа;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • игра-спор;
  • подвижная игра;

Формировать умение отбирать нужный материал, работать в коллективе.

Уметь пользоваться различными источниками для сбора материала по теме исследования.

Составление индивидуального

“путешествия” по “Волшебному метро”, книги комиксов

 

6, 7

  Волшебное метро. Станция “Вежливость”.

 

 

 

 

2

  • Беседа;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • игра-спор;
  • тренинг, индивидуальная работа.

Развивать логическое мышление, умение обобщать.

Формирование умения работать в коллективе.

  • развитие личности школьника, его творческих способностей с учетом индивидуальных особенностей; развитие умений организовывать, контролировать и оценивать собственную деятельность, формирование умений учебного сотрудничества – становление социально-активной личности;
  • воспитание желания учиться, интереса к учению, стремления к самообразованию.
  • развитие умения работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад);
  • развитие речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог; стремление вникать в смысл названия предметов;
  • развитие стремления вникать в смысл названия предметов, делать выводы;
  • привитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации.

Уметь выделять самое главное в найденном материале, работать со схемой.

Составление “копилки” вежливых слов, книги комиксов Мини-инсценирование ситуаций.

 

8, 9

  Волшебное метро.

Станция “Доброта и чуткость”.

2

  • Беседа;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • игра-спор;
  • тренинг, индивидуальная работа, семинар, проектная деятельность.

Уметь работать в коллективе, составлять рассказ об объекте исследования.

Знать, что такое исследование.

Уметь выбирать объект исследования, составлять план наблюдения.

Уметь пользоваться различными источниками для сбора материала по теме исследования.

представлять результаты своей работы.

Создание мини-сказок “В гостях у феи Доброты”. Составление “копилки” добрых слов, книги “Мир волшебных слов”

 

10,11

  Волшебное метро. Станция “Смелость и благородство”.

2

  • Беседа;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • игра-спор;
  • тренинг, индивидуальная работа, семинар, проектная деятельность

Построение “Домика смелости”.Составление картотеки благородных поступков.

 

12, 13

  Волшебное метро. Станция “Дружба”.

2

  • Беседа;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • тренинг, индивидуальная работа, проектная деятельность

Составление правил “Школы для друзей”.

Составление комиксов.

 

14

  Я и мои эмоции.

1

  • Беседа;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • игра-спор;
  • тренинг, индивидуальная работа, семинар, проектная деятельность

Выставка рисунков “Разноцветное настроение”, создание “Дневника настроения”.

 

15

  Я и мой язык.

1

  • Беседа;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • игра-спор;
  • подвижная игра;
 

Создание буклета “Зачем нужна речь”.

 

16

  Я и моё тело.

1

  • Беседа;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • игра-спор;
  • тренинг, индивидуальная работа, семинар, проектная деятельность.

Создание книжки-малышки “Я здоровье сберегу, сам себе я помогу”.

 

17

  Учись общаться.

1

  • Тренинг,
  • индивидуальная работа; игра

Создание коллажа “Страна Х”, проигрывание ситуаций.