Введение.
В последние годы в практике отечественного образования произошли большие изменения. Воспитание нравственно-правовой, эмоционально-эстетической, интеллектуально-информационной и коммуникативной культуры, а также культуры здоровья младшего школьника стали являться приоритетными направлениями педагогической деятельности.
Построение единого образовательного пространства, освоение новых педагогических технологий – это те задачи, которые позволят создать условия для оптимального развития каждого ребёнка.
Особый интерес вызывает технология проектно-исследовательской деятельности. “Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:
- личностно ориентированное;
- использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия;
- представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру, эвристическое и проблемное обучение, дискуссию, командное обучение;
- самомотивируемое, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
- поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях – знания, понимания, применения; анализ и синтез;
- приносят удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда”. (В.В. Гузеев)
Анализируя разные педагогические технологии, мы пришли к выводу, что для формирования творческой самостоятельности у учащихся целесообразно применять метод проекта.
Программа “Юные исследователи” (проектная и исследовательская деятельность обучающихся) разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ “Об образовании”, Устава лицея, Концепции модернизации российского образования.
Программа данного курса разработана для осуществления учебных исследований, как особого направления внеклассой работы, тесно связанного с основным учебным процессом и ориентированного на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление у них знаний, умений и навыков.
Основная цель программы:
Программа кружка предназначена для учащихся 1 класса.
Пояснительная записка
Основная цель:
- содействие благоприятному прохождению адаптационного периода младших школьников при переходе из детского дошкольного учреждения в школу;
- развитие творческого потенциала личности первоклассника, посредством включения его в исследовательскую деятельность, обеспечивающую его личностное саморазвитие, понимание самого себя и своего места в мире других людей, понимание перспектив будущего, которые затронут его самого.
Задачи курса:
- посредством исследовательской деятельности мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить у них интерес к внутреннему миру человека;
- обучить детей умению находить достоинства в самих себе и других людях, повышение самоуважения детей;
- обучить детей пониманию взаимосвязи между поступками людей и жизненным опытом, умению осознавать последствия своих поступков и поступков других людей;
- обучить детей поиску внутренних ресурсов для разрешения конфликтных ситуаций;
Содержание курса / 17 часов/
Вводное занятие “Заходи! У нас всё можно!” |
1 |
“Мир внутри меня” | 2 |
“Волшебное метро” | 2 |
Волшебное метро. Станция “Вежливость” | 2 |
Волшебное метро. Станция “Доброта и чуткость” | 2 |
Волшебное метро. Станция “Смелость и благородство” | 2 |
Волшебное метро. Станция “Дружба” | 2 |
“Я и мои эмоции” | 1 |
“Я и мой язык” | 1 |
“Я и моё тело” | 1 |
“Учись общаться” | 1 |
Форма организации занятий:
- беседа;
- сюжетно-ролевая игра;
- игра-спор;
- подвижная игра;
- учебная игра;
- конкурс;
- праздник;
- тренинг;
- проектная деятельность;
- индивидуальная работа;
- работа в творческих группах;
- практикум;
- тестирование и самотестирование;
- дискуссии;
- наблюдения.
Планируемые результаты:
Метапредметные УУД:
Исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
Информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
Презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
Менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Личностные УУД:
- Социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло).
- Оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других).
- Рефлексивные (отвечать на вопросы: “Чему я научился?”, “Чему мне необходимо научиться?”; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле).
Обучающиеся должны знать:
- основы проектирования, этапы подготовки и планирования проекта;
- способы получения и обработки информации;
- типологию проектов.
- знать правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой.
Обучающиеся должны уметь:
- выдвигать идеи, последовательно излагать свои мысли; формулировать цели и задачи; выдвигать гипотезы;
- выбирать формы и приёмы презентации результатов своей деятельности;
- структурировать информацию, выделять главное, слушать и понимать других;
- выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
- раскрывать сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, благородство, смелость, дружелюбие.
“Я познаю себя”
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
№ |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока (форма и вид деят-ти уч-ся, форма занятий) |
Элементы содержания. Цели урока. |
Требования к уровню подготовки уч-ся (результат) |
Вид контроля. Измерители. |
Элементы дополнит. содержания |
1 |
Вводное занятие “Заходи! У нас всё можно!” | 1 |
|
Знакомство с новым предметом, новыми понятиями. Развитие наблюдательности, речи, аналитического мышления. |
Знать, что такое исследование. Уметь выбирать объект исследования, составлять план наблюдения. |
Текущий |
||
2,3 |
Мир внутри меня | 2 |
|
Практикум по тренировке умений задавать вопросы и отвечать на них. |
Создание индивидуального “портрета” ребёнка |
|||
4,5 |
Волшебное метро | 2 |
|
Формировать умение отбирать нужный материал, работать в коллективе. |
Уметь пользоваться различными источниками для сбора материала по теме исследования. |
Составление индивидуального “путешествия” по “Волшебному метро”, книги комиксов |
||
6, 7 |
Волшебное метро. Станция “Вежливость”.
|
2 |
|
Развивать логическое мышление, умение обобщать. Формирование умения работать в коллективе.
|
Уметь выделять самое главное в найденном материале, работать со схемой. |
Составление “копилки” вежливых слов, книги комиксов Мини-инсценирование ситуаций. |
||
8, 9 |
Волшебное метро. Станция “Доброта и чуткость”. |
2 |
|
Уметь работать в коллективе, составлять рассказ об объекте исследования. Знать, что такое исследование. Уметь выбирать объект исследования, составлять план наблюдения. Уметь пользоваться различными источниками для сбора материала по теме исследования. представлять результаты своей работы. |
Создание мини-сказок “В гостях у феи Доброты”. Составление “копилки” добрых слов, книги “Мир волшебных слов” |
|||
10,11 |
Волшебное метро. Станция “Смелость и благородство”. | 2 |
|
Построение “Домика смелости”.Составление картотеки благородных поступков. |
||||
12, 13 |
Волшебное метро. Станция “Дружба”. | 2 |
|
Составление правил “Школы для друзей”. Составление комиксов. |
||||
14 |
Я и мои эмоции. | 1 |
|
Выставка рисунков “Разноцветное настроение”, создание “Дневника настроения”. |
||||
15 |
Я и мой язык. | 1 |
|
Создание буклета “Зачем нужна речь”. |
||||
16 |
Я и моё тело. | 1 |
|
Создание книжки-малышки “Я здоровье сберегу, сам себе я помогу”. |
||||
17 |
Учись общаться. | 1 |
|
Создание коллажа “Страна Х”, проигрывание ситуаций. |