Цели урока:
- Познакомить родителей учащихся с методикой проведения тренировочного занятия по обучению навыкам исследовательской деятельности.
- Развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление.
- Развивать умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы: картинка с ребусом, аудиозапись, видеозапись, мультимедийная презентация, флэш-ролик, научно-популярная литература, папки исследователей, наборы для изготовления мыльных пузырей (мыло, вода, шампунь и т.д.)
Ход занятия
I. Организационный момент.
Все родители рассаживаются на 3 группы.
– Однажды молодые рыбешки, живущие в реке, спросили у старой рыбы, знает ли она, что такое вода. Старая рыба ответила: “Я не знаю, что такое вода, но, когда нас вытащат из нее, мы поймем истину”.
– Чем была вода для ее обитателей? (домом)
– Кто подразумевается под образом старой рыбы и рыбешек? (взрослые и дети)
– Как называют группу людей, состоящую из взрослых и детей?
На этот вопрос нам поможет ответить этот небольшой рисунок-ребус. (На доске ребус: 7я)
II. Изучение нового материала.
Семья – это яркий цветок,
Где чувства – его лепестки,
Гармония-главный исток,
В нем миры оказались близки.
(Аудиозапись спокойной музыки, на фоне музыки слышатся детские вопросы: кто? что? зачем? откуда? почему? где? когда?)
– Как часто мы слышим эти вопросы не только в школе, но и дома. Мы все – родители и понимаем, насколько важны вопросы для ребенка.
Показ фрагмента видеозаписи с разными вопросами детей. (Почему цыплята жёлтые? Что такое хлебное дерево? Кто построил пирамиды? Что делает под водой водолаз? Почему самолёт оставляет на небе след? А почему надуваются мыльные пузыри?)
– Действительно – а почему?
Итак, мы сегодня – исследователи-родители, которые помогут детям ответить на этот вопрос.
Старт к исследовательской работе дан. Вперед!
1. – 1 шагом – на пути нашего исследования – станет обмен мнениями. Именно с этого надо начинать любую исследовательскую работу. Итак, вы работаете в группах. На столах у вас папки исследователей, на каждой папке есть кармашки с изображением методов исследования, куда вы будете собирать полученную информацию.
– Итак, как вы думаете, почему надуваются мыльные пузыри? Время ограничено – 1 минута. Колокольчик подскажет вам об окончании работы. Работаем.
2. – Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение (фото из интернета).
3. – А теперь предлагаю Вам просмотреть книги о том, что исследуем. (На столах у родителей научно-популярная литература) Полученную информацию зафиксируйте и вложите в папки исследователей. Время – 3 минуты.
4. – Ни один ученый не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Сейчас я предлагаю Вам просмотреть флэш – ролик на эту тему.
Зафиксируйте все, что вам помог узнать компьютер.
5. – Самый главный метод познания – эксперимент. Сейчас вы должны выбрать 3 представителя от своих семей (маму, папу и дитя), которые из предложенных подручных средств (мыло, вода, шампунь и т.д.) изготовят раствор для приготовления мыльных пузырей. У вас мало времени – 1,5 минуты.
Наблюдатели должны зафиксировать ход и результаты эксперимента. Как только раствор будет готов, убедитесь в качестве вашего мыльного пузыря.
6. – Собраны все сведения, сделаны необходимые выписки из книг, проведены наблюдения и эксперименты. Теперь – самое главное, рассказать об этом ребенку. Выберите, кто в вашей семье это сделает лучше.
На подготовку – 1 минута.
– Есть что добавить у представителей других семей?
III. Подведение итогов.
– Исследовательская работа на это не заканчивается, дома я предлагаю попробовать Вам вместе с детьми провести следующие опыты:
Можно просто сидеть и пускать мыльные пузыри. Это само по себе занятие увлекательное. А можно сделать его еще более увлекательным. К примеру, приобретите специальные плавающие свечи, зажгите их, выключите свет и вместе с ребенком попускайте мыльные пузыри. Уверяю вас, более красивое зрелище трудно увидеть. А какая релаксация!
Учитель читает стихотворение:
Пуская из тростинки пузыри
И видя, как взлетающая пена
Вдруг рассветает пламенем зари,
Малыш на них глядит самозабвенно.
Старик, малыш, студент – любой творит
Из пены майи дивные виденья,
По существу лишенные значенья.
Но через них нам вечный путь открыт,
А он, открывшись, радостней горит.
Герман Гессе. “Игра в бисер”