Тренировочное занятие по обучению навыкам исследовательской деятельности для родителей учащихся. Тема: "Отчего надуваются мыльные пузыри?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить родителей учащихся с методикой проведения тренировочного занятия по обучению навыкам исследовательской деятельности.
  2. Развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление.
  3. Развивать умение работать в коллективе.

Оборудование и материалы: картинка с ребусом, аудиозапись, видеозапись, мультимедийная презентация, флэш-ролик, научно-популярная литература, папки исследователей, наборы для изготовления мыльных пузырей (мыло, вода, шампунь и т.д.)

Ход занятия

I. Организационный момент.

Все родители рассаживаются на 3 группы.

– Однажды молодые рыбешки, живущие в реке, спросили у старой рыбы, знает ли она, что такое вода. Старая рыба ответила: “Я не знаю, что такое вода, но, когда нас вытащат из нее, мы поймем истину”.

– Чем была вода для ее обитателей? (домом)

– Кто подразумевается под образом старой рыбы и рыбешек? (взрослые и дети)

– Как называют группу людей, состоящую из взрослых и детей?

На этот вопрос нам поможет ответить этот небольшой рисунок-ребус. (На доске ребус: )

II. Изучение нового материала.

Семья – это яркий цветок,
Где чувства – его лепестки,
Гармония-главный исток,
В нем миры оказались близки.

(Аудиозапись спокойной музыки, на фоне музыки слышатся детские вопросы: кто? что? зачем? откуда? почему? где? когда?)

– Как часто мы слышим эти вопросы не только в школе, но и дома. Мы все – родители и понимаем, насколько важны вопросы для ребенка.

Показ фрагмента видеозаписи с разными вопросами детей. (Почему цыплята жёлтые? Что такое хлебное дерево? Кто построил пирамиды? Что делает под водой водолаз? Почему самолёт оставляет на небе след? А почему надуваются мыльные пузыри?)

– Действительно – а почему?

Итак, мы сегодня – исследователи-родители, которые помогут детям ответить на этот вопрос.

Старт к исследовательской работе дан. Вперед!

1. – 1 шагом – на пути нашего исследования – станет обмен мнениями. Именно с этого надо начинать любую исследовательскую работу. Итак, вы работаете в группах. На столах у вас папки исследователей, на каждой папке есть кармашки с изображением методов исследования, куда вы будете собирать полученную информацию.

– Итак, как вы думаете, почему надуваются мыльные пузыри? Время ограничено – 1 минута. Колокольчик подскажет вам об окончании работы. Работаем.

2. – Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение (фото из интернета).

3. – А теперь предлагаю Вам просмотреть книги о том, что исследуем. (На столах у родителей научно-популярная литература) Полученную информацию зафиксируйте и вложите в папки исследователей. Время – 3 минуты.

4. Ни один ученый не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Сейчас я предлагаю Вам просмотреть флэш – ролик на эту тему.

Зафиксируйте все, что вам помог узнать компьютер.

5. Самый главный метод познания – эксперимент. Сейчас вы должны выбрать 3 представителя от своих семей (маму, папу и дитя), которые из предложенных подручных средств (мыло, вода, шампунь и т.д.) изготовят раствор для приготовления мыльных пузырей. У вас мало времени – 1,5 минуты.

Наблюдатели должны зафиксировать ход и результаты эксперимента. Как только раствор будет готов, убедитесь в качестве вашего мыльного пузыря.

6. – Собраны все сведения, сделаны необходимые выписки из книг, проведены наблюдения и эксперименты. Теперь – самое главное, рассказать об этом ребенку. Выберите, кто в вашей семье это сделает лучше.

На подготовку – 1 минута.

– Есть что добавить у представителей других семей?

III. Подведение итогов.

– Исследовательская работа на это не заканчивается, дома я предлагаю попробовать Вам вместе с детьми провести следующие опыты:

Можно просто сидеть и пускать мыльные пузыри. Это само по себе занятие увлекательное. А можно сделать его еще более увлекательным. К примеру, приобретите специальные плавающие свечи, зажгите их, выключите свет и вместе с ребенком попускайте мыльные пузыри. Уверяю вас, более красивое зрелище трудно увидеть. А какая релаксация!

Учитель читает стихотворение:
Пуская из тростинки пузыри
И видя, как взлетающая пена
Вдруг рассветает пламенем зари,
Малыш на них глядит самозабвенно.
Старик, малыш, студент – любой творит
Из пены майи дивные виденья,
По существу лишенные значенья.
Но через них нам вечный путь открыт,
А он, открывшись, радостней горит.

Герман Гессе. “Игра в бисер”