Цель:
- Сформировать новые анатомо-физиологические понятия: о внутренней среде организма, составе и функциях крови.
- Показать значение гигиены сердечно-сосудистой системы.
- Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь обучающихся.
Оборудование: таблица, микроскопы, микропрепараты крови лягушки и человека, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент
А) Приветствие.
Б) Домашнее задание.
II. Актуализация опорных знаний
III. Изучение новой темы
Внутренняя среда организма Значение крови и ее состав.
Внутренняя среда организма.
Учитель на доске рисует таблицу , заполняет первые два столбика, а затем дает
обучающимся задание: используя материал учебника закончить работу по заполнению
таблицы самостоятельно.
Компоненты внутренней среды | Местонахождение в организме | Функции |
Кровь | Сердце и кровеносные сосуды | |
Тканевая жидкость | Среди тканей тела | |
Лимфа | Лимфатические сосуды |
Связаны ли компоненты внутренней среды между собой и если да, то каким образом?
Выслушав все ответы, учитель на доске рисует схему и показывает взаимосвязь между компонентами внутренней среды и обращает внимание на тот факт, что самым главным свойством внутренней среды является постоянство или гомеостаз.
Учитель записывает на доске: 1929 г. У. Кеннон – ввел понятие гомеостаз (от греч. «гомеос» – «подобный» «стазис» – «состояние»и просит записать в тетради.
Кровь и ее состав.
Значение крови.
1. Транспортная функция
- Переносит к клеткам питательные вещества и кислород.
- Переносит к органам выделения продукты обмена.
- Осуществляет перенос тепла.
2. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью крови(транспорт гормонов)
3. Защитная функция (клетки и вещества крови участвуют в иммунитете)
4. Участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма (белкового
состава, ионного состава, рН)
5. Участие в терморегуляции (кровь переносит тепло из органов, в которых оно
вырабатывается, в органы, отдающие тепло)
Кровь состоит из плазмы и форменных элементов крови:
А) Эритроцитов
Б) Лейкоцитов
В) Тромбоцитов
Плазма крови.
Желтоватая полупрозрачная жидкость, состоит из органических и неорганических веществ.
Органические –
белки
жиры
углеводы
Неорганические – вода и минеральные вещества и некоторые другие вещества.
В плазме крови имеется белок фибриноген, который участвует в свертывании крови. При свертывании крови белок фибриноген превращается в нерастворимые нити фибрина и образует сгусток, препятствующий кровотечению из ран.
Функции плазмы: из органов пищеварения в плазму крови поступают питательные вещества, которые она разносит ко всем органам тела. Вредные вещества и избыток воды из разных частей тела плазма доставляет к органам выделения.
Учитель раздает обучающимся таблицу «Форменные элементы крови». Просит детей ознакомится с ней, Затем вместе с учителем беседуют по таблице, после чего приступают к лабораторной работе «Сравнение крови человека с кровью лягушки»
Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов человека и лягушки.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки и человека.
- Изучить на небольшом и большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека. Найти эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму. Зарисуйте в тетради 1-2 эритроцита.
- Изучить на небольшом и большом увеличении микроскопа микропрепарат крови лягушки. Найти эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму. Зарисуйте в тетради 1-2 эритроцита.
- Изучить на небольшом и большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека Найти лейкоциты, если это удастся обратите внимание на их форму. Зарисуйте в тетради.
- Сравните эритроциты человека и лягушки. Раскройте преимущества, которые достигаются при этом.
- Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки.
После лабораторной работы учитель задает вопрос: Скажите пожалуйста, каких форменных элементов крови мы не касались при рассматривании препарата крови человека?
Ответ: тромбоцитов.
Правильно, послушаем сообщение о роли тромбоцитов одного из ваших одноклассников.
Свертывание крови – защитная реакция организма, предохраняющая его от кровопотери.
Разрушение кровеносного сосуда приводит к выходу из него крови, это запускает цепь биохимических процессов, ведущих к образованию тромба.
- Из растворимого низкомолекулярного белка фибриногена под действием ферментов собирается высокомолекулярный нерастворимый белок – фибрин.
- Процесс идет под действием фермента тромбина, выделяющегося из тромбоцитов при их разрушении вне сосудов и их контакт с клетками соединительной ткани.
- Необходимы ионы Са.
- Длится 3–8 мин.
- После свертывания сгусток уплотняется под действием химических факторов из тромбоцитов.
- Плазма, лишенная фибриногена называется сывороткой.
- В лимфе находится фибриноген, поэтому лимфа может свертываться.
После того, как ученики прослушали сообщение, учитель записывает на доске, а дети в тетради схему по процессу свертывания крови и предлагает ее закончить.
Схема: Свертывание крови
Тромбопластин + Са2+ + протромбин – тромбин
Тромбин + фибриноген – фибрин
Тромбопластин – белок-фермент, образуется при разрушении тромбоцитов
- ионы кальция, присутствующие в плазме крови
- неактивный белок –фермент плазмы крови
- активный белок-фермент
- белок, растворенный, растворенный в плазме крови
- волокна белка, нерастворимые в плазме крови (тромб)
После того, как учащиеся закончили работу по схеме «Свертывание крови» учитель обращает внимание на то, что данный процесс у некоторых людей может быть нарушен и тогда возникает болезнь – гемофилия. У больных гемофилией – кровь не свертывается в течении длительного времени из-за дефицита некоторых плазменных факторов свертывания. Данное заболевание является наследственным и передается по материнской линии.
Закрепление изученного материала.
- Из каких компонентов состоит внутренняя среда?
- Каков состав крови?
- Назовите форменные элементы крови?
- Что происходит при свертывании крови?
По ходу урока используется презентация.
Доп. информация: В 1805г. шведский ученый Берцелиус получил из красных телец крови бесцветный белок. Он назвал его глобулином, потому что считал, что получил этот белок из глобул – шариков. Внутри телец глобулин соединен с красящим веществом, которое называли гематином – от греч. «гайма» – «кровь». Все соединения назвали гематоглобином, что со временем сократилось до гемоглобина.