Интегрированный урок "информатика + биология" по теме "Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав"

Разделы: Биология, Информатика


Цель:

  • Сформировать новые анатомо-физиологические понятия: о внутренней среде организма, составе и функциях крови.
  • Показать значение гигиены сердечно-сосудистой системы.
  • Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь обучающихся.

Оборудование: таблица, микроскопы, микропрепараты крови лягушки и человека, мультимедийный проектор.

Приложение 1, Приложение 2

Ход урока

I. Организационный момент

А) Приветствие.
Б) Домашнее задание.

II. Актуализация опорных знаний

III. Изучение новой темы

Внутренняя среда организма Значение крови и ее состав.
Внутренняя среда организма.
Учитель на доске рисует таблицу , заполняет первые два столбика, а затем дает обучающимся задание: используя материал учебника закончить работу по заполнению таблицы самостоятельно.

Компоненты внутренней среды Местонахождение в организме Функции
Кровь Сердце и кровеносные сосуды  
Тканевая жидкость Среди тканей тела  
Лимфа Лимфатические сосуды  

Связаны ли компоненты внутренней среды между собой и если да, то каким образом?

Выслушав все ответы, учитель на доске рисует схему и показывает взаимосвязь между компонентами внутренней среды и обращает внимание на тот факт, что самым главным свойством внутренней среды является постоянство или гомеостаз.

Учитель записывает на доске: 1929 г. У. Кеннон – ввел понятие гомеостаз (от греч. «гомеос» – «подобный» «стазис» – «состояние»и просит записать в тетради.

Кровь и ее состав.

Значение крови.

1. Транспортная функция

  • Переносит к клеткам питательные вещества и кислород.
  • Переносит к органам выделения продукты обмена.
  • Осуществляет перенос тепла.

2. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью крови(транспорт гормонов)
3. Защитная функция (клетки и вещества крови участвуют в иммунитете)
4. Участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма (белкового состава, ионного состава, рН)
5. Участие в терморегуляции (кровь переносит тепло из органов, в которых оно вырабатывается, в органы, отдающие тепло)

Кровь состоит из плазмы и форменных элементов крови:

А) Эритроцитов
Б) Лейкоцитов
В) Тромбоцитов

Плазма крови.

Желтоватая полупрозрачная жидкость, состоит из органических и неорганических веществ.

Органические
                    белки
                    жиры
                    углеводы

Неорганические – вода и минеральные вещества и некоторые другие вещества.

В плазме крови имеется белок фибриноген, который участвует в свертывании крови. При свертывании крови белок фибриноген превращается в нерастворимые нити фибрина и образует сгусток, препятствующий кровотечению из ран.

Функции плазмы: из органов пищеварения в плазму крови поступают питательные вещества, которые она разносит ко всем органам тела. Вредные вещества и избыток воды из разных частей тела плазма доставляет к органам выделения.

Учитель раздает обучающимся таблицу «Форменные элементы крови». Просит детей ознакомится с ней, Затем вместе с учителем беседуют по таблице, после чего приступают к лабораторной работе «Сравнение крови человека с кровью лягушки»

Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов человека и лягушки.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки и человека.

  1. Изучить на небольшом и большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека. Найти эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму. Зарисуйте в тетради 1-2 эритроцита.
  2. Изучить на небольшом и большом увеличении микроскопа микропрепарат крови лягушки. Найти эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму. Зарисуйте в тетради 1-2 эритроцита.
  3. Изучить на небольшом и большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека Найти лейкоциты, если это удастся обратите внимание на их форму. Зарисуйте в тетради.
  4. Сравните эритроциты человека и лягушки. Раскройте преимущества, которые достигаются при этом.
  5. Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки.

После лабораторной работы учитель задает вопрос: Скажите пожалуйста, каких форменных элементов крови мы не касались при рассматривании препарата крови человека?

Ответ: тромбоцитов.

Правильно, послушаем сообщение о роли тромбоцитов одного из ваших одноклассников.

Свертывание крови – защитная реакция организма, предохраняющая его от кровопотери.

Разрушение кровеносного сосуда приводит к выходу из него крови, это запускает цепь биохимических процессов, ведущих к образованию тромба.

  1. Из растворимого низкомолекулярного белка фибриногена под действием ферментов собирается высокомолекулярный нерастворимый белок – фибрин.
  2. Процесс идет под действием фермента тромбина, выделяющегося из тромбоцитов при их разрушении вне сосудов и их контакт с клетками соединительной ткани.
  3. Необходимы ионы Са.
  4. Длится 3–8 мин.
  5. После свертывания сгусток уплотняется под действием химических факторов из тромбоцитов.
  6. Плазма, лишенная фибриногена называется сывороткой.
  7. В лимфе находится фибриноген, поэтому лимфа может свертываться.

После того, как ученики прослушали сообщение, учитель записывает на доске, а дети в тетради схему по процессу свертывания крови и предлагает ее закончить.

Схема: Свертывание крови

Тромбопластин + Са2+ + протромбин – тромбин
Тромбин + фибриноген – фибрин
Тромбопластин – белок-фермент, образуется при разрушении тромбоцитов

  • ионы кальция, присутствующие в плазме крови
  • неактивный белок –фермент плазмы крови
  • активный белок-фермент
  • белок, растворенный, растворенный в плазме крови
  • волокна белка, нерастворимые в плазме крови (тромб)

После того, как учащиеся закончили работу по схеме «Свертывание крови» учитель обращает внимание на то, что данный процесс у некоторых людей может быть нарушен и тогда возникает болезнь – гемофилия. У больных гемофилией – кровь не свертывается в течении длительного времени из-за дефицита некоторых плазменных факторов свертывания. Данное заболевание является наследственным и передается по материнской линии.

Закрепление изученного материала.

  1. Из каких компонентов состоит внутренняя среда?
  2. Каков состав крови?
  3. Назовите форменные элементы крови?
  4. Что происходит при свертывании крови?

По ходу урока используется презентация.

Доп. информация: В 1805г. шведский ученый Берцелиус получил из красных телец крови бесцветный белок. Он назвал его глобулином, потому что считал, что получил этот белок из глобул – шариков. Внутри телец глобулин соединен с красящим веществом, которое называли гематином – от греч. «гайма» – «кровь». Все соединения назвали гематоглобином, что со временем сократилось до гемоглобина.