Цели:
- закрепить знание о написании безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода, развивать умение проверять написание, устанавливать написание, устанавливать связь слов в предложении, правильно ставить вопрос и распознавать падеж;
- развивать орфографическую зоркость, помять, внимание, речь учащихся;
- воспитывать самостоятельность, умение работать в парах, любовь и интерес к предмету.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: таблица “Склонение имён прилагательных женского рода”, карточки с заданиями по вариантам, сигнальные карточки, таблица для рефлексии.
Ход урока
1. Введение в урок. Организационный момент:
Снова зазвенел звонок –
Начинается урок!
Вы друг другу улыбнитесь,
И гостям вы улыбнитесь
Да и мне вы улыбнитесь
– Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – путешествие в лес, полный чудес.
2. Проверка домашнего задания (упр.303, с.14)
– А начинаем мы путешествие с проверки домашнего задания. Сейчас мы проверим, готовы ли вы отправиться в путь!
Проверка по вариантам.
1 вариант. Прочитать прилагательные, указать окончание, падеж.
2 вариант. Прочитать два прилагательных женского и два среднего рода.
(сигнальные карточки – фронтальная проверка).
– Молодцы, вы справились с заданием хорошо, а теперь мы можем отправиться в
путь! В путешествие отправимся на лыжах. Вы ведь очень любите кататься на лыжах,
да и лес у нас рядом.
– Чем полезно катание на лыжах?
– Кто за приключения?
– Все без исключения!
– С собой возьмём дневник наблюдений, чтобы всё полезное и интересное туда
записывать. Итак, вперёд!
3. Чистописание
– В дневниках наблюдений запишите, какого числа и какого месяца вы отправляетесь в путешествие. А отправляемся мы из пункта “Чистописание”.
Поупражняемся в правильном и красивом письме.
ая яя
– Что вы можете сказать про эти соединения букв? (Окончания прилагательных ж. р. в начальной форме с твёрдой и мягкой основой слова.)
4. Работа над предложением. Постановка проблемы
– Сегодня начнём изучать новую тему. Определить её вам поможет задание, записанное на доске.
1 вариант. Зимн… снежн… д.рога затрудняет движение.
2 вариант. В зимн… снежн… шу…ке спит заколдованный лес.
– Что вы заметили в этих предложениях? (Пропущены окончания прилагательных женского рода.)
– Мы знаем окончания прилагательных женского рода в начальной форме. Что ещё нам необходимо о них узнать? Сегодня на уроке вы сделаете для себя интересное открытие. Над какой проблемой будем работать на уроке?
– Запишите предложение в тетрадь. Допишите окончания прилагательных и вставьте пропущенную букву в словарное слово.
1) Беседа о безопасном движении зимой.
– Почему зимняя дорога затрудняет движение?
– Что надо соблюдать пешеходам и водителям?
2) Разбор предложения по членам и частям речи. (2 ученика работают у доски)
– Найдите в предложении словосочетание прилагательное + существительное женского рода
Зимн… снежн… д.рога; в зимн… снежн… шубке
5. Повторение
– Вспомните что вам известно об имени прилагательном.
– Что такое прилагательное? Для чего нужны прилагательные в нашей речи?
– С какой частью речи связано?
– Как изменяются имена прилагательные?
6. Введение в тему:
– Мы приближаемся к поляне “Прилагательных” и продолжим работу над правописанием окончаний имен прилагательных женского рода, чтобы правильно употреблять в речи и на письме имена прилагательные женского рода.
1) Склонение словосочетания на доске и в тетрадях.
– Какую особенность вы заметили? (Имена прилагательные ж. р. в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на вопрос (какой?) и имеют окончания –ой, -ей.)
Вывешивается опорная схема:
Р., Д., Т., П.
какой?
-ой, -ей
Физкультминутка. Игра в снежки. Катание на лыжах
2) Работа с учебником, с. 19. Чтение вывода по учебнику.
7. Закрепление
1) Работа в парах по карточкам (склонение словосочетаний синяя
лента, спелая вишня).
2) Выполнение упражнения 315, страницы 19 из учебника.
– Что нужно знать, чтобы правильно написать окончания прилагательных женского рода? (Определить род, основу, падеж.)
3) Словарно-орфографическая работа. Игра “Подбери слово”.
К данным именам существительным подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные.
. (Дальняя дорога, деревянная лопата, грузовая машина, морозная погода)Д.рога, л.пата, м.шина, п.года
Упражнение для глаз, для правильной осанки.
8. Письмо по памяти. Взаимопроверка
– На нашем пути поляна “Поэзии”.
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
(Ф. Тютчев)
– Кто автор этих строк?
– А теперь прочитайте сами и запишите по памяти.
– Кто уже написал, найдите прилагательные, подчеркните.
– Найдите прилагательные женского рода. Какие окончания имеют эти
прилагательные?
9. Работа по карточкам (САМОСТОЯТЕЛЬНО)
1 группа.
Задание. Списать словосочетания, вставить пропущенные окончания, указать род прилагательных.
Зимн… ночь, пушист… вата, в морозн… погоду, под снежн… пылью, с яростн… вьюгой.
Проверка. Пользуясь таблицей, проверьте, обменявшись тетрадями.
– Есть ли ошибки, поднимите сигнальные карточки.
2 группа.
Задание. Выписать словосочетания с именами прилагательными женского рода. Записать в скобках вопросы к именам прилагательным. Обозначить окончания в вопросах и прилагательных.
Вдоль железной дороги, под могучим дубом, за колючим кустарником, над интересной книгой, об утренней встрече, в классной работе.
– Есть ли ошибки, поднимите сигнальные карточки.
3 группа.
Задание. Списать текст, раскрывая скобки и изменяя имена прилагательные по смыслу.
У (маленькая) белки длинный пушистый хвост. На (красивая) головке (яркая чёрная) бусинкой горит каждый глаз. Белка покрыта (серая) шерстью, а брюшко – (белая).
– Есть ли ошибки, поднимите сигнальные карточки.
– Вы справились с заданиями и вот уже перед нами поляна Знаний. С каждым уроком,
с каждой новой книгой мы приближаемся к ней.
– Наше путешествие подошло к концу. Сколько чудесных походов в мечтах и наяву
ждёт вас впереди! По океану книг, через океан языкознания и многие другие
путешествия вы обязательно придёте к поляне Знаний!
Оценки за работу на уроке.
10. Итог урока
– Какое маленькое открытие сделали на уроке?
– Что нового и интересного узнали?
11. Домашнее задание
“Справочное пособие по русскому языку” О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова, с. 137, упр. 259 (задания по группам разного уровня)
12. Рефлексия (по опорной схеме)
1) На уроке:
– Я узнал (а)…
– Я научился (ась)…
– Мне понравилось…
2) Мое настроение...