Титульная страница (приложение № 6)
Новизна. Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. На уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д., поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в школе функционирует детское объединение художественно-эстетического цикла.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, определяющихся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества (ДПТ), то есть самореализоваться и самоопределиться.
При составлении образовательной программы “Декоративно-прикладного творчества” взята за основу с внесением изменений и поправок программа “Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008”. Программа ориентирована на возраст обучающихся 6–16 лет и рассчитана на период обучения 3 года. 3-й год – творческая группа – творчески одаренные дети, прошедшие обучение в ДО два года.
УМК педагога (приложение № 1).
Рабочая программа учитывает специфику детского объединения:
- группа № 1 (1-й год обучения) – учащиеся 1–2-х классов – дети в объединении новые, из рекомендаций классных руководителей следует, что большинство учащихся гиперактивны, неусидчивые, и их внимание необходимо постоянно на контроле. Дети привыкают к новым условиям организации занятий, учатся выполнять требования педагога, соблюдать дисциплину труда;
- группа № 2 (2-й год обучения) – учащиеся 5-го класса – дети в детском объединении занимаются со 2-го класса, по данной программе второй год. Дети активные, творческие, любят коллективную форму работы, оказывать помощь педагогу в работе с младшими детьми. Им нравится участвовать в конкурсах различных уровней.
- группа № 3 (3-й год обучения) – учащиеся 8-ых классов – творчески одаренные дети. В детском объединении занимаются пять лет, по данной программе третий год. Среди них учащиеся, занимавшие призовые места на муниципальном, региональном и всероссийском уровне. Одна девочка неоднократно добивалась высоких показателей и на международном уровне.
№ группы |
Год обучения |
Кол-во часов в неделю |
Количество часов в год |
Кол-во учащихся в группе |
Возраст учащихся |
||
всего |
теория |
практика |
|||||
1 |
1-й |
4 |
144 |
55 |
89 |
10 |
7–9 |
2 |
2-й |
4 |
144 |
30 |
114 |
10 |
10–13 |
3 |
Творческая группа |
6 |
216 |
50 |
166 |
6 |
13–16 |
Итого: |
14 |
504 |
135 |
369 |
Программа:
- раскрывает перед ребенком многогранные возможности ДПТ;
- приобщает к большому и разнообразному миру искусства;
- позволяет воспринять образование в детском объединении как единый целостный организм, в котором все и всё взаимосвязаны, где не запрещены переходы от одного вида творчества к другому;
- удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества;
- позволяет организовать досуг учащихся в системе интересно и с пользой для себя и окружающих.
Цель программы: Основная цель программы – создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды ДПТ: знакомство с технологией лоскутной пластики, бумажной пластики, макраме, бисероплетения, вышивания, вязания, аппликации из природных материалов, изонити, изготовления мягкой игрушки, компьютерной графики.
Задачи:
- обучающие:
- формирование элементарных знаний и умений в изучаемых видах ДПТ;
- обучение детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи;
- обучение правилам оформления выставочных работ;
- знакомство детей с историей изучаемых видов рукоделия.
- развивающие:
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- развитие у детей памяти, внимания, мышления, эстетического вкуса, мелкой моторики рук, глазомера.
- воспитательные:
- формирование основ российской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской солидарности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России и принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование отношения к семье как к основе российского общества и почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- осознание школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;
- воспитание аккуратности усидчивости, трудолюбия, целеустремленности, терпения, положительного отношение к труду, доброго отношения к товарищам, бережливости.
Методы обучения и их формы. При определении методов и форм обучения за основу взята классификация методов обучения, разработанная И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным, Ю. К. Бабанским и М. И. Махмуговым и др. Согласно исследованию этих авторов, можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный и исследовательский.
Объяснительно-иллюстрированный метод, с него, как правило, начинается обучение. Суть его состоит в предъявлении учащимся информации разными способами – зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода: сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе презентаций с использованием компьютерной медиатеки. Этот метод направлен на усвоение знаний.
Репродуктивный метод – направлен на формирование навыков и умений, то есть умений многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстрированный: слово, средства наглядности, практическая работа.
Исследовательский метод – направлен на самостоятельное решение творческих задач. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости о подготовленности того или иного ученика. Его формы: проблемные задачи, опыты и т. д. Задачи могут быть индуктивным и дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании и поиске способов деятельности.
Использование этих методов на занятиях осуществляется с учетом специфики, задач, содержания занятия.
Механизм контроля за реализацией программ:
1. Тесты на выявление уровня развития творческого мышления (тест Торренса и т. д.).
2. Выполнение определенного задания (в начале и в конце года) с целью отслеживания динамики усложнения выполненной работы.
3. Фиксация результатов участия в различных выставках-конкурсах.
Ожидаемые результаты реализации программы: самоопределение и самореализация личности; успешная социализация в обществе; выбор жизненного пути; организация содержательного досуга; здоровый образ жизни.
По окончании обучения учащийся должен знать и уметь (приложение № 2).
Календарно-тематическое планирование. Группа № 1
Тема |
Количество часов |
Дата |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1-й год обучения |
||||
1. Вводное занятие | 2 |
– |
2 |
|
правила техники безопасности | 1 |
– |
1 |
02.09 |
беседа о видах декоративно-прикладного искусства | 1 |
– |
1 |
05.09 |
2. Работа с бумагой и картоном | 16 |
36 |
52 |
|
складывание | 2 |
4 |
6 |
6,7,9,12,13,14.09 |
резание | 2 |
2 |
4 |
16,19,20,21.09 |
склеивание | 1 |
1 |
2 |
23,26.09 |
аппликация из бумаги | 2 |
6 |
8 |
27,28,30.09; 3,4,5,7,10.10 |
плетение из бумаги | 2 |
4 |
6 |
11,12,14,17,18,19.10 |
технология гофрированной бумаги | 2 |
2 |
4 |
21,24,25,26.10 |
объемные поделки | 4 |
14 |
18 |
28,31.10;1,2,7,8,9,11,14,15,16,18,21,22,23,25,28,29.11 |
закрепление материала | 1 |
3 |
4 |
30.11; 2,5,6.12 |
3. Технология работы с нитками и веревками | 14 |
22 |
36 |
|
простейшие приемы | 2 |
2 |
4 |
7,9,12,13.12 |
вязание на спицах | 4 |
8 |
12 |
14,16,19,20,21,23,26,27,28.12; 9,10,11.01 |
вязание крючком | 4 |
6 |
10 |
13,16,17,18,20,23,24,25,27,30.01 |
макраме | 4 |
6 |
10 |
31.01;1,3,6,7,8,10,13,14,15.02 |
4. Вышивание | 6 |
12 |
18 |
|
вышивка свободными швами | 4 |
8 |
12 |
17,20,21,22,24,27,28,29.02;2,5,6,7.03 |
вышивка крестом | 2 |
4 |
6 |
9,12,13,14,16,19.03 |
5. Работа с тканью | 3 |
9 |
12 |
|
кукла-закрутка | 1 |
3 |
4 |
20,21,23,26.03 |
клеевая плоская аппликация | 1 |
3 |
4 |
27,28,30.03; 2.04 |
аппликация на пенопластовой основе | 1 |
3 |
4 |
3,4,6,9.04 |
6. Мягкая игрушка | 8 |
10 |
18 |
|
из истории народной игрушки | 2 |
2 |
10,11.04 | |
соединительные швы | 2 |
2 |
4 |
1316,17,18.04 |
правила кроя и приемы набивки | 2 |
2 |
4 |
20,23,24,25.04 |
простейшие сувениры: полуобъемная мягкая игрушка, тряпичная кукла | 2 |
6 |
8 |
27,30.04; 2,4,7,8,9,11.05 |
7. Экскурсии | 6 |
6 |
||
экскурсия в музей г. Новый Уренгой | 6 |
6 |
14,15,16,18,21,22.05 | |
Воспитательная работа | ||||
Итого: |
55 |
89 |
144 |
Содержание занятий 1-го года обучения (приложение № 3).
Календарно-тематическое планирование. Группа № 2
Тема |
Количество часов |
Дата |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2-й год обучения |
||||
1. Вводное занятие | 2 |
– |
2 |
|
Повторение материала 1-го года обучения. | 1 |
– |
1 |
02.09 |
Инструктаж по технике безопасности, знакомство с программой 2-го года обучения. | 1 |
– |
1 |
05.09 |
2. Изонить | 3 |
15 |
18 |
|
Ведение | 3 |
– |
3 |
6, 7, 9.09 |
Заполнение геометрических фигур ниточной графикой. | – |
5 |
5 |
12,13,14,16,19.09 |
Панно в технике изонити | – |
10 |
10 |
20,21,23,26,27,28,30.09; 3,4,5.10 |
3. Бисероплетение | 6 |
24 |
30 |
|
Цепочки | 2 |
8 |
10 |
7,10,11,12,14,17,18,19,21,24.10 |
Плоское плетение на проволоке | 1 |
4 |
5 |
25,26,28,31.10; 1.11 |
Объемное плетение на проволоке | 1 |
4 |
5 |
2,7,8,9,11.11 |
Цветы и листья | 2 |
8 |
10 |
14,15,16,18,21,22,23,25,28,29.11 |
4. Флористика | 7 |
43 |
50 |
|
Цветы и листья в композиции | 2 |
13 |
15 |
30.11; 2,5,6,7,9,12,13,14,16,19,20,21,23,26.12 |
Плоды и семена в композиции | 2 |
13 |
15 |
27,28.12; 9,10,11,13,16,17,18,20,23,24, 25,27,30.01 |
Аппликации из крашенных опилок | 1 |
5 |
6 |
31.01; 1,3,6,7,8.02 |
Мозаика из яичной скорлупы | 1 |
6 |
7 |
10,13,14,15,17,20,21.02 |
Лепка из пластилина | 1 |
6 |
7 |
22,24,27,28,29.02; 2,5.03 |
5. Искусственные цветы из ткани | 3 |
12 |
15 |
|
Крахмаление, желатинование | 1 |
1 |
2 |
6,7.03 |
Изготовление трафаретов | 1 |
2 |
3 |
9,12,13.03 |
Стилизованные цветы из бросового материала | 1 |
9 |
10 |
14,16,19,20,21,23,26,27,28,30.03 |
6. Художественные изделия из кожи | 2 |
7 |
9 |
|
Декоративные элементы из кожи | 1 |
2 |
3 |
2,3,4.04 |
Изделия из кожи | 1 |
5 |
6 |
6,9,10,11,13,16.04 |
7. Шитье | 3 |
9 |
12 |
|
Повторение по теме “швы” | 1 |
1 |
2 |
17,18.04 |
Пошив цветов | 1 |
4 |
5 |
20,23,24,25,27.04 |
Шитье сумки | 1 |
4 |
5 |
30.04; 2,4,7,8.05 |
8. Экскурсии и общественно-полезный труд | 4 |
4 |
8 |
9,11,14,15,16,18,21,22.05 |
Воспитательная работа | ||||
Итого: |
30 |
114 |
144 |
Содержание занятий 2-го года обучения (приложение № 4).
Календарно-тематическое планирование. Группа № 3 (творческая группа)
Тема |
Количество часов |
Дата |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3-й год обучения |
||||
1. Изонить | 6 |
18 |
24 |
|
Техника безопасности на занятиях ДПТ. Повторение материала 2-го года обучения, основные приемы изонити |
1,5 |
3 |
4,5 |
2,5,6.09 |
составление сложных геометрических узоров и заполнение их изонитью |
1,5 |
3 |
4,5 |
7,9,12.09 |
составление композиции |
1,5 |
3 |
4,5 |
13,14,16.09 |
изготовление панно в технике изонити |
1,5 |
9 |
10,5 |
19,20,21,23,26,27,28.09 |
2. Бумажная пластика | 8 |
40 |
48 |
|
2.1. Квиллинг | 4,5 |
19,5 |
24 |
|
введение в технику |
1,5 |
1,5 |
3 |
30.09;3.10 |
виды роллов |
1,5 |
9 |
10,5 |
4,5,7,10,11,12,14.10 |
панно |
9 |
9 |
17,18,19,21,24,25.10 | |
итоговое занятие |
1,5 |
1,5 |
26.10 | |
2.2. Оригами | 4,5 |
19,5 |
24 |
|
введение в оригами |
1,5 |
1,5 |
28.10 | |
способы складывания: вогнутая и выпуклая складки, защип, фестон, специальные приемы |
1,5 |
6 |
7,5 |
31.10; 1,2,7,8.11 |
базовые формы: треугольник, дверь, воздушный змей, блин, рыба и др |
1,5 |
6 |
7,5 |
9,11,14,15,16.11 |
модели: животные, люди, цветы; игрушки, игры, движущиеся модели оригами; трюки и забавы; декоративное оригами; модульное оригами |
7,5 |
7,5 |
18,2122,23,25,.11 | |
3. Компьютерная графика | 16,5 |
31,5 |
48 |
|
вводное занятие |
1,5 |
1,5 |
3 |
28,29.11 |
графические редакторы |
1,5 |
1,5 |
3 |
30.11; 2.12 |
работа в графическом редакторе Paint |
3 |
10,5 |
13,5 |
5,6,7,9,12,13,14,16,19.12 |
работа в графическом редакторе CorelDraw |
3 |
9 |
12 |
20,21,23,26,27,28.12; 9,10.01 |
работа в графическом редакторе Adobe Photoshop |
6 |
9 |
15 |
11,13,16,17,18,20,23,24,25,27.01 |
итоговое занятие |
1,5 |
1,5 |
30.01 | |
4. Вышивание | 10,5 |
37,5 |
48 |
|
вводное занятие |
1,5 |
1,5 |
3 |
31.01; 1.02 |
вышивание простыми свободными швами |
3 |
15 |
18 |
3,6,7,8,10,13,14,15,17,20,21,22.02 |
вышивка крестом |
3 |
21 |
24 |
24,27,28,29.02; 2,5,6,7,9,12, 13,14,16,19,20,21.03 |
итоговое занятие |
3 |
3 |
23,26.03 | |
5. Бисерное рукоделие | 9 |
39 |
48 |
|
школа низания (повторение) | 3 |
6 |
9 |
27,28,30.03; 2,3,4.04 |
ткачество бисером | 3 |
15 |
18 |
6,9,10,11,13,16,17,18,20,23,24,25.04 |
вышивка бисером “в прикреп” | 3 |
18 |
21 |
27,30.04; 2,4,7,8,9,11,14,15, 16,18,22 |
Воспитательная работа | ||||
Итого: |
50 |
166 |
216 |