Цель урока. Обобщить сведения о строении, свойствах, классификации, получении и применении полимеров. Продолжить формирование умения соотносить строение веществ, их свойства и применение на примере наиболее часто используемых полимеров.
Развивающая цель урока. Развивать умения использовать химические знания в повседневной жизни.
Оборудование. Коллекция “Полимеры”, набор бытовых предметов из полимеров, стаканчики с водой, растворами кислоты и щёлочи, органический растворитель, пинцет, спиртовка, презентация.
Ход урока
На предыдущих уроках мы с вами встречались с реакциями полимеризации и различными полимерами. Сегодня у нас с вами две задачи: 1) систематизировать сведения о полимерах, 2) осознать, где мы с вами имеем дело с полимерами и какие функции они выполняют.
Вам выдана опорная схема-конспект для записей по ходу урока (см. приложение 1). Некоторые уже взяли ручки и приготовились записывать. Но сначала посмотрим, из чего сделаны эти ручки. Учащиеся отвечают – из пластмассы. Любая пластмасса изготовлена на основе полимера и нам нужно понять, что такое пластмасса.
Даём определения высокомолекулярных соединений, мономеров, степени полимеризации.
Учащиеся на доске записывают формулы известных им полимеров и уравнения реакций полимеризации.
Даём определения реакциям полимеризации, сополимеризации и поликонденсации.
Разбираем классификацию полимеров по происхождению, строению, форме молекул и отношению к нагреванию.
Рассматриваем свойства полимеров: нагреваем кусочек полиэтиленовой пленки, опускаем образцы полиэтилена (или другого полимера) в воду (всплывает), растворы кислоты и щёлочи, в органический растворитель (ацетон или другой).
Рассматриваем три вида материалов из полимеров (на примере образцов из коллекции) и состав пластмасс.
Мы уже упоминали многие из полимеров. Теперь мы ближе познакомимся с самыми популярными синтетическими полимерами и постараемся понять, почему они применяются так часто, каковы области применения каждого из них и на каких свойствах основаны.
Для грамотного использования потребителями изделий из пластмасс (полимеров) на изделиях имеется маркировка, указывающая полимер.
Рис. 1 |
Рис. 2 |
Рис. 3 |
Рис. 4 |
Рис.
5 |
Рис.
6 |
Рис.
7 |
Записываем формулы полимеров, записываем наиболее характерные свойства и демонстрируем образцы предметов из этих полимеров (или фотографии).
- Полиэтилен (—СН2СН2—)n, лёгкий, дешёвый в производстве.
- Полипропилен [-CH2-CH(CH3)-]n лёгкий, прочный на разрыв.
- Поливинилхлорид [-CH2-CHCl-]n хороший изолятор, эластичен.
- Полистирол [-СН2-СН(С6Н5)-]n жесткий, не выделяет вредных веществ.
- Тефлон (политетрафторэтилен) (-C2F4-)n жаро- и холодо-стоек.
- Полиметилметакрилат (оргстекло) жёсткий и прозрачный.
- Каучук (-СН2-С(СН3)=СН-СН2-)n эластичный и упругий.
- Капрон [ —NH —(CH2)5 —CO —]n высокая прочность волокон.
- Лавсан.
Рис. 8
Рис. 9
4. Фенол-формальдегидная смола.
Рис. 10
Низкая химическая активность делает полимеры относительно безопасными в экологическом плане, но современные исследования выявили и возможность нанесения полимерами вреда.
Демонстрация фрагментов презентации “Полимеры – вред или польза?”, подготовленной учащимися.
Домашнее задание: выучить материал по конспекту урока и заполнить таблицу (см. приложение 2).
Приложение 1
Схема – конспект урока для учащихся.
1. Мономер - это …
Полимер - это …
Степень полимеризации – это …
2. Реакции получения полимеров:
полимеризация;
сополимеризация;
поликонденсация.
3. Виды полимеров по происхождению:
а) природные … (примеры);
б) искусственные … (примеры);
в) синтетические … (примеры).
4. Строение полимера:
линейное разветвленное сетчатое (пространственное)
(сделать рисунки)
5. Классификация полимеров
По отношению к нагреванию:
а) термопластичные …
б) термореактивные …
По форме молекул:
а) стереорегулярные …
б) нестереорегулярные …
6. Свойства полимеров:
а) твердые;
б) нет определенной температуры плавления;
в) нерастворимы в большинстве растворителей;
г) легче воды;
д) устойчивы к химическим реагентам.
7. Материалы на основе полимеров:
а) пластмассы;
б) эластомеры;
в) волокна.
8. Компоненты пластмасс: (напишите – для чего):
а) полимеры;
б) наполнители;
в) красители;
г) пластификаторы;
д) стабилизаторы.
9. Способы изготовления изделий из полимеров (напишите сами):
Приложение 2
Домашнее задание: заполнить таблицу.
Полимеры
Полимер | Формула | Важные свойства, определяющие применение | Что делают |