Урок по теме "Полимеры: Великолепная десятка"

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель урока. Обобщить сведения о строении, свойствах, классификации, получении и применении полимеров. Продолжить формирование умения соотносить строение веществ, их свойства и применение на примере наиболее часто используемых полимеров.

Развивающая цель урока. Развивать умения использовать химические знания в повседневной жизни.

Оборудование. Коллекция “Полимеры”, набор бытовых предметов из полимеров, стаканчики с водой, растворами кислоты и щёлочи, органический растворитель, пинцет, спиртовка, презентация.

Ход урока

На предыдущих уроках мы с вами встречались с реакциями полимеризации и различными полимерами. Сегодня у нас с вами две задачи: 1) систематизировать сведения о полимерах, 2) осознать, где мы с вами имеем дело с полимерами и какие функции они выполняют.

Вам выдана опорная схема-конспект для записей по ходу урока (см. приложение 1). Некоторые уже взяли ручки и приготовились записывать. Но сначала посмотрим, из чего сделаны эти ручки. Учащиеся отвечают – из пластмассы. Любая пластмасса изготовлена на основе полимера и нам нужно понять, что такое пластмасса.

Даём определения высокомолекулярных соединений, мономеров, степени полимеризации.

Учащиеся на доске записывают формулы известных им полимеров и уравнения реакций полимеризации.

Даём определения реакциям полимеризации, сополимеризации и поликонденсации.

Разбираем классификацию полимеров по происхождению, строению, форме молекул и отношению к нагреванию.

Рассматриваем свойства полимеров: нагреваем кусочек полиэтиленовой пленки, опускаем образцы полиэтилена (или другого полимера) в воду (всплывает), растворы кислоты и щёлочи, в органический растворитель (ацетон или другой).

Рассматриваем три вида материалов из полимеров (на примере образцов из коллекции) и состав пластмасс.

Мы уже упоминали многие из полимеров. Теперь мы ближе познакомимся с самыми популярными синтетическими полимерами и постараемся понять, почему они применяются так часто, каковы области применения каждого из них и на каких свойствах основаны.

Для грамотного использования потребителями изделий из пластмасс (полимеров) на изделиях имеется маркировка, указывающая полимер.

Рис. 1
Полиэтилен-
терефталат

Рис. 2
Полиэтилен
низкого давления

Рис. 3
Поливинил-
хлорид

Рис. 4
Полиэтилен
высокого давления

Рис. 5
Полипропилен

Рис. 6
Полистирол

Рис. 7
Другие

Записываем формулы полимеров, записываем наиболее характерные свойства и демонстрируем образцы предметов из этих полимеров (или фотографии).

  1. Полиэтилен (—СН2СН2—)n, лёгкий, дешёвый в производстве.
  2. Полипропилен [-CH2-CH(CH3)-]n лёгкий, прочный на разрыв.
  3. Поливинилхлорид [-CH2-CHCl-]n хороший изолятор, эластичен.
  4. Полистирол [-СН2-СН(С6Н5)-]n жесткий, не выделяет вредных веществ.
  5. Тефлон (политетрафторэтилен) (-C2F4-)n  жаро- и холодо-стоек.
  6. Полиметилметакрилат (оргстекло) жёсткий и прозрачный.

    Рис. 8

  1. Каучук (-СН2-С(СН3)=СН-СН2-)n эластичный и упругий.
  2. Капрон [ —NH —(CH2)5 —CO —]n высокая прочность волокон.
  3. Лавсан.

    Рис. 9

4. Фенол-формальдегидная смола.

Рис. 10

Низкая химическая активность делает полимеры относительно безопасными в экологическом плане, но современные исследования выявили и возможность нанесения полимерами вреда.

Демонстрация фрагментов презентации “Полимеры – вред или польза?”, подготовленной учащимися.

Домашнее задание: выучить материал по конспекту урока и заполнить таблицу (см. приложение 2).

Приложение 1

Схема – конспект урока для учащихся.

1. Мономер - это …

Полимер - это …

Степень полимеризации – это …

2. Реакции получения полимеров:

полимеризация;

сополимеризация;

поликонденсация.

3. Виды полимеров по происхождению:

а) природные … (примеры);

б) искусственные … (примеры);

в) синтетические … (примеры).

4. Строение полимера:

линейное разветвленное сетчатое (пространственное)

(сделать рисунки)

5. Классификация полимеров

По отношению к нагреванию:

а) термопластичные …

б) термореактивные …

По форме молекул:

а) стереорегулярные …

б) нестереорегулярные …

6. Свойства полимеров:

а) твердые;

б) нет определенной температуры плавления;

в) нерастворимы в большинстве растворителей;

г) легче воды;

д) устойчивы к химическим реагентам.

7. Материалы на основе полимеров:

а) пластмассы;

б) эластомеры;

в) волокна.

8. Компоненты пластмасс: (напишите – для чего):

а) полимеры;

б) наполнители;

в) красители;

г) пластификаторы;

д) стабилизаторы.

9. Способы изготовления изделий из полимеров (напишите сами):

Приложение 2

Домашнее задание: заполнить таблицу.

Полимеры

Полимер Формула Важные свойства, определяющие применение Что делают